Интеллектуальная игра "Турнир математиков"
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Корягина Марина Валерьевна

Данная  математическая игра рекомендуется  для учеников 3 классов. Играют три команды. Игра проводится на поле из 9 секторов. Каждый сектор имеет своё название.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_igry.doc82 КБ
Office presentation icon turnir_matematikov_3_klass.ppt2.26 МБ

Предварительный просмотр:

  Цели: 

  1. Закрепление  знаний учащихся по основным геометрическим понятиям, табличных случаев умножения и деления, порядка действия в выражениях со скобками и без них.
  2. Формирование умения детей ориентироваться в простейших ситуациях.
  3. Развитие умения решать составные задачи на нахождения P и S фигур.
  4. Развитие математической речи, внимания, наблюдательности, логического мышления.
  5. Воспитание коммуникативных навыков, целеустремленности, положительного отношения к учебе.

Оборудование: 

  1. Компьютер, мультимедийный проектор.
  2. Задания капитанам, эстафета
  3. Математическое лото.
  4. Магнитофон.
  5. Гонг, песочные часы.

- В некотором  царстве, математическом  государстве жил был царь.  Он очень любим математику. И вот однажды царь  решил устроить турнир знатоков математики.  Для этого он разослал по всему своему государству гонцов с известием, что скоро стартует турнир, на который должны явиться самые умные, самые ловкие, самые смелые,  самые любознательные и показать свои знания в математике.

- Вот такое известие долетело и до нашей школы (учитель показывает свиток и читает послание)

Сегодня мы попадём на этот турнир и покажем свои знания в математике царю. Вы готовы? Тогда начнём «Турнир математиков»

(Звучит песня «Дважды два четыре» 1 куплет)

Для начала мы познакомимся с командами, которые изъявили желание участвовать в «Турнире математиков».

Приветствие команд:

3 “А” -  «Треугольники» -                                                                                                                                      

Девиз:  «Всего у нас по три, друзья,  мы – треугольников семья!»

На игру мы пришли с желанием
Будем мы пополнять свои знания
И желаем вам сказать
Трудно нас переиграть.

3 “Б” -  «Квадраты»

Девиз:  «Квадраты шлют привет всем ВАМ, сопутствует удача  нам!»

Давайте задачи трудные решать
Но друзей – соперников не обижать,
Будет непросто вам нас победить
Придется вам смекалку проявить.

3 “В” -  «Цифроград»

Девиз:  «В Цифрограде мы живём и земляков не подведём»!

Милые  соперники!
Мы  вас  обидеть не хотим!
Но  должны  одно вы  знать -
Вам победы  не  видать!

Правила игры

  1. Игра проводится на игровом поле, которое состоит из 9 секторов, у каждого сектора свое название:
  1. Самый внимательный.
  2. Шифровка.
  3. Блиц-турнир.
  4. Эстафета Я + ТЫ  
  5. Музыкальная пауза.
  6. Математическое лото.
  7. Головоломка
  8. Соображалки.
  9. Трудная задача.
  1. За каждый правильный ответ команде начисляются очки (3 балл за правильный  и первый ответ, 2 балла – за правильный и второй ответ, 1 балл – за правильный и третий ответ).  Но нарушение дисциплины приводит к штрафным очкам – минус 3 балла.
  2. Счет игры записывается на игровом поле.
  3. Учитывается скорость, правильность, полнота ответа, дисциплина, честность и организованность.
  4. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов в турнире.

Ход игры:

Итак:    Победа команды зависит от внимания, сосредоточенности, дисциплины каждого участника команды.  “Ни пуха, ни пера!” (Слайды №№1, 2)

Открываем первый сектор нашего поля “Самый внимательный” (слайд № 3, 15, 16)

В это конкурсе царь желает узнать,  кто из вас самый внимательный.  Вам предлагается за 10 секунд запомнить в каких квадратиках находятся точки и воспроизвести  их на своих карточках. Затем команда по очереди будет называть  число,  под которым должна быть точка.  Если команда попадает на точку, зарабатывает балл. При пустом квадратике  – переход хода другой команде.

Подведение итогов.

Открываем второй сектор нашего поля “Шифровка” (слайды №№ 4, 21, 22, 23)

Итак, турнир продолжается…

Сейчас принимать участие будут капитаны. ОНИ должны за 3 минут расшифровать девиз игры. Отгадывают каждый капитан своё слово и отдают жюри. Кто быстрее расшифрует девиз игры, та команда и выигрывает.

Задание капитану 3 “А”

Ч

45 : (81 : 9)

 

С

10 · 5 – 6 · 8

 

Й

28 : 7 + 27 : 3

 

И

5 · 4 – 12

 

А

7 · (12 : 2) - 30

 

Т

18 : (72 – 7 · 10)

 

2

5

8

9

12

13

 

 

 

 

 

 

Задание капитану 3 “Б”

К

5 · 8 – 32 : 4

 

С

8 · (6 – 3) : 4

 

Й

8 · (49 : 7) + 4

 

Е

7 · (12 – 8)

 

М

3 · 5 + 4 · 2

 

А

36 : (21 – 15) · 9

 

6

23

28

32

54

60

 

 

 

 

 

 

Задание капитану 3 “В”

М

20 + 15 : 3 · 9

 

Е

100 – (8 · 5 + 27)

 

Р

18 + 4 · 8 – 30

 

Е

73 – 6 · (24 : 8)

 

Ш

45 : (18 : 2) · 8

 

А

48 : 6 + 38

 

20

33

40

46

55

65

 

 

 

 

 

 

Открываем третий сектор нашего поля “Блиц-турнир”  (слайды №№ 5, 12, 13, 14)

Самый любимый сектор нашего царя «Блиц-турнир».  Каждому члену команды задается вопрос, а  жюри подсчитывает правильные ответы.

Правильный ответ – 1 балл

Неправильный ответ – 0 баллов

ВОПРОСЫ  1  КОМАНДЕ:

  1. Что такое  УМНОЖЕНИЕ?  (арифметическое действие)
  2. Назовите компоненты при действии ДЕЛЕНИЯ?  (делимое, делитель, частное)
  3. Если число умножить на 1, то получится…?   (то же самое число)
  4. Какая фигура называется прямоугольником?   (фигура, у которой противоположные стороны параллельны и равны, все углы прямые)
  5. Что такое периметр фигуры?  (сумма длин всех сторон)
  6. Как узнать на сколько одно число меньше другого?  (из большего числа вычесть меньшее  число)
  7. Как найти площадь квадрата?  (а · а)
  8. Как узнать во сколько раз одно число больше другого?   (большее  число делиться на меньшее  число)

ВОПРОСЫ   2  КОМАНДЕ:

  1. Что такое  ДЕЛЕНИЕ? (арифметическое действие)
  2. Назовите компоненты при  действии УМНОЖЕНИИЯ? (1 множитель, 2 множитель, произведение)
  3. Если число умножить на 0, то получится …? (получится 0)
  4. Какая фигура называется квадратом? (фигура, у которой все стороны равны, углы прямые)
  5. Как узнать,  на сколько одно число больше другого? (из большего числа вычесть меньшее)
  6. В чём измеряется площадь? (квадратных единицах измерения: мм, см, дм, м, и т.д.)
  7. Как найти периметр прямоугольника? ((а + b) • 2)
  8. Как найти сторону прямоугольника, если известна площадь и другая сторона? (S : на известную сторону)

ВОПРОСЫ  3  КОМАНДЕ:

  1. Что такое  ВЫЧИТАНИЕ? (арифметическое действие)
  2. Назовите компоненты при действиях  СЛОЖЕНИЯ и ВЫЧИТАНИИЯ (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма;  уменьшаемое, вычитаемое, разность)
  3. Если 0 разделить на число, то получится …?  (Получится всегда 0)
  4. Какая фигура называется  треугольником? (фигура, у которой три стороны и три угла)
  5. Как узнать,  во  сколько одно число меньше другого? (большее  число разделить на меньшее)
  6. В чём измеряется периметр? (единицах измерения:  мм, см, дм, м и т.д.)
  7. Как найти площадь прямоугольника? (а · b)
  8. Что получится, если число разделить на само себя? (1)

Подведение итогов раунда.

Открываем четвертый сектор нашего поля «Эстафета «Я + ТЫ = МЫ» (Слайды №№ 6, 24)

Победа этого раунда зависит от правильности и скорости решения каждого участника команды. Для этого царь придумал такое задание:  команда на экране видит   «цепочку», каждый из участников команды по цепочке решает пример. Жюри строго следит за правильностью ответов. Побеждает та команда, которая  ни разу не ошиблась при решении примера..

Подведение итогов конкурса.

Открываем пятый сектор нашего поля “Музыкальная пауза” (слайды №№ 7, 17)

С давних пор царь очень любит петь, да не простые песни поёт, а поёт песни, в которых есть что-либо связанное с математикой. Ваше домашнее задание  было подготовить песни,  в которых есть числа, геометрические фигуры, либо то, что связано с математикой.  

Итак, команды показываем ваше домашнее  задание.

Подведение итогов.

Открываем шестой сектор нашего поля “Математическое лото” (слайд № 8)

-Царь хорошо знает таблицу умножения, и в этом раунде он решил проверить и ваши знания. Задача каждой команды выбрать поле, то есть кружок с номером, и правильно расставить на игровом поле фишки. После чего команда открывает по 1 сектору и пытается отгадать название сказки по сюжету, чем меньше открыто секторов, тем выше балл.

(Игроки из команды решают примеры  и называют ответ.  Учитель, нажимает на кружок с ответом, кружок становится на пример. Если ответ неверный, то фишка вращается вокруг своей оси и становится при щелчке чёрной. После того, как всё поле закрыто фишками,  команда называет 1 сектор, который они хотели бы открыть для того, чтобы угадать название сказки (открытие производиться щелчком по фишке и по сектору). После открытия сектора команда угадывает из какой сказки фрагмент. Если по какой-либо причине команда не может угадать сказку, она имеет право открыть следующий сектор и так далее, до  того, как команда отгадает сказку.   Счёт подводится по количеству ошибок, а также по количеству открытых секторов, т.е. если отгадали сразу с первого сектора, то выше балл, если отгадали со второго – балл ниже, и так далее.)

Открываем седьмой сектор нашего поля “Головоломка” (слайды  №№ 9, 25).

- В математическом государстве весь народ, и стар, и млад,  любят головоломки. Царь желает знать, кто сможет разгадать его головоломки?

Каждой команде предлагается своя головоломка. В течение 2 минут вы обдумываете и считаете, сколько  геометрических фигур, затем вы нам сообщаете их количество. А мы проверяем.

“3 «А»” - сколько прямоугольников на рисунке (ответ: 9):  

“3 «Б»” - сколько квадратов на рисунке (ответ: 7):

3  «В» - сколько треугольников на рисунке (ответ:8):

Подведение итогов конкурса.

Открываем восьмой сектор нашего поля “Соображалки” (слайды № 10, 26).

- В государстве у царя не прожить задач, они решаются на каждой улице и в каждом переулке, в каждом доме. Жители математического государства предлагают каждой команде по 1  своей задаче. В течение  1 минуты вы обсуждаете решение этой задачи и называете ответ. Если команда правильно ответит – получает 1 балл, если ошибается – 0 баллов.

Задача  для 3 «А» класса  - Двое играли в шахматы два часа. Сколько времени играл каждый?

Задача для  3  «Б»  класса  - Тройка лошадей пробежала 9 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?

Задача  для  3  «В»  класса -  8 пирожков жарились на сковороде 10 минут.  Сколько  времени будет жарится  каждый  пирожок?

Подведение итогов конкурса

Открываем девятый сектор нашего поля “Трудная задача” (слайды №№ 11, 27)

Больше всего на свете царь и его жители любят измерять. Измеряют всё что, под руку попадёт.   Царь даёт следующее задание для участников турнира.

Каждой команде предлагается задача. В течении 2 минут вы обдумываете  решение задачи. После чего команда даёт ответ. Победит та команда, у которой задача решена правильно, то есть правильный ответ. За каждый правильный ответ 1 балл.

“3 А”

P квадрата = 32 см.

S квадрата - ?

“3 Б”

P квадрата = 28 см.

S квадрата - ?

“3 В”

P квадрата = 36 см.

S квадрата - ?

Подведение итогов игры 

Уважаемые команды! Вот и подошёл к концу наш «Турнир математиков».  После долгих,  упорный состязаний победила…                    Она награждается призам …

Литература:

  1. Аксёнова  А.К., Якубовская Э.В.  Дидактические игры.  1991 год.
  2. Бесова  М.А.  Шутки, игры, песни соберут нас вместе. – 2002 год.
  3. Смирнова Е.А.  Воспитательная работа в 3 классе. – 2007 год.
  4. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. и другие  Внеклассные мероприятия . 3 класс. – 2 – е изд.   2005 год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3 класс Турнир математиков

Слайд 2

ТРУДНАЯ ЗАДАЧКА СООБРАЖАЛКИ ГОЛОВОЛОМКА МАТЕМАТИ- ЧЕСКОЕ ЛОТО МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА ЭСТАФЕТА Я + ТЫ = МЫ! БЛИЦ – ТУРНИР ШИФРОВКА САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ счёт

Слайд 3

Самый внимательный!!!

Слайд 4

Шифровка счёт Задание капитану А Задание капитану В Задание капитану Б

Слайд 5

Блиц - турнир счёт Задание команде А Задание команде В Задание команде Б

Слайд 6

Эстафета Я + ТЫ = МЫ счёт

Слайд 7

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА счёт

Слайд 8

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ Л О Т О счёт

Слайд 9

ГОЛОВОЛОМКА счёт

Слайд 10

СООБРАЖАЛКИ... счёт

Слайд 11

ТРУДНАЯ ЗАДАЧКА счёт

Слайд 12

Что такое УМНОЖЕНИЕ? Назовите компоненты действий при ДЕЛЕНИИ. 3. Если число умножить на 1, то получится…? 4. Что называется прямоугольником? 5. Что такое периметр фигуры? 6. Как узнать на сколько одно число меньше другого? 7. Как найти S квадрата? 8. Как узнать во сколько раз одно число больше другого? арифметическое действие делимое, делитель, частное то же самое число фигура, у которой противоположные стороны параллельны и равны, все углы прямые сумма длин всех сторон из большего числа вычесть меньшее число большее число делится на меньшее число а а Блиц-турнир Вопросы 1 команде:

Слайд 13

Вопросы 2 команде: Что такое ДЕЛЕНИЕ? Назовите компоненты действий при УМНОЖЕНИИ. Если число умножить на 0, то получится …? Что называется квадратом? Как узнать на сколько одно число больше другого? В чём измеряется площадь? Как найти Р прямоугольника? Как найти сторону прямоугольника, если известна S и другая сторона? арифметическое действие получится ноль Фигура у которой все стороны равны. Углы прямые Из большего числа вычесть меньшее В квадратных единицах измерения (а + в) 2 S делить на известную сторону 1-й множитель, 2-й множитель, произведение Блиц-турнир

Слайд 14

Вопросы 3 команде: Что такое ВЫЧИТАНИЕ? Назовите компоненты действий при СЛОЖЕНИИ и ВЫЧИТАНИИ. Если 0 разделить на число, то получится …? Что называется треугольником? Как узнать во сколько одно число меньше другого? В чём измеряется Р? Как найти S прямоугольника? Что получится, если число разделить на само себя? счёт Арифметическое действие 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность Получится всегда 0 Фигура, у которой три стороны и три угла Большее число разделить на меньшее В единицах измерения: мм, см, дм, м и т.д. 1 (единица) а в Блиц-турнир вопросы

Слайд 15

       Запомните, в каких квадратиках находятся кружки

Слайд 16

       8 2 3 4 5 6 7 1 9 10 11 12 13 14 15 16 счёт ГДЕ?

Слайд 18

М о л о д ц ы , р е б я т а ! ! !

Слайд 19

В презентации использованы сканированные картинки и рисунки из раскрасок : «Малыши - малышки» худ. Лименев А.Д. «Удивительная раскраска», худ. Брыкова Н.Ю, на 1 слайде картинка из учебника для дошколят «Арифметика», Рисунки из сказок: «Заячья избушка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят». Благодарность Австрацатурову Г.О. за помощь в создании «Счёта турнира»

Слайд 20

3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 С Ч Ё Т Т У Р Н И Р А Шифровка Блиц-турнир Эстафета Музыкальная пауза Математическое лото Головоломка Соображалки Самый внимательный Команда А Команда Б Команда В СЧЁТ 1 2 3 1 2

Слайд 21

45 : (81 : 9) 28 : 7 + 27 : 3 7 x (12 : 2) - 30 10 x 5 – 6 x 8 5 x 4 – 12 18 : (72 – 7 x 10) Й А Т И Ч С 13 12 9 8 5 2 Решите примеры Расшифруйте девиз команды

Слайд 22

5 x 8 – 32 : 4 8 x (49 : 7) + 4 3 x 5 + 4 x 2 8 x (6 – 3) : 4 7 x (12 – 8) 36 : (21 – 15) x 9 Й А К Е М С 60 54 32 28 23 6 Решите примеры Расшифруйте девиз команды

Слайд 23

20 + 15 : 3 x 9 18 + 4 x 8 – 30 45 : (18 : 2) x 8 100 – (8 x 5 + 27) 73 – 6 x (24 : 8) 48 : 6 + 38 М Е А Ш Е Р 65 55 46 40 33 20 Решите примеры Расшифруйте девиз команды

Слайд 24

+91 5 х8 :10 +50 :9 +34 :10 +77 :9 40 4 54 6 40 4 81 9 100 х10 -50 :4 +35 :5 +92 :10 +90 48 :8 х10 +40 :2 +22 :8 +71 :10 +92 :2 14 7 70 20 5 40 8 100 10 100 6 60 100 50 72 9 80 8 100

Слайд 25

Сколько прямоугольников на рисунке? Сколько квадратов на рисунке? Сколько треугольников на рисунке? Задание А Задание В Задание Б

Слайд 26

Двое играли в шахматы два часа. Сколько времени играл каждый? Тройка лошадей пробежала 9 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? 8 пирожков жарились на сковороде 10 минут. Сколько времени будет жарится каждый пирожок? Задание А Задание В Задание Б

Слайд 27

P квадрата = 32 см. S квадрата - ? P квадрата = 28 см. S квадрата - ? P квадрата = 36 см. S квадрата - ? Задание А Задание В Задание Б 81 Ответ Ответ Ответ 49 64

Слайд 28

12:3 6 • 4 12:2 10:2 7 • 7 4 • 5 6 • 8 36:6 24:8 5 6 20 7 48 9 49 24 4 Закройте каждый пример своей фишкой и отгадайте название сказки. 3 8 43

Слайд 29

14:7 9 • 9 63:9 42:7 9 • 6 4 • 3 9 • 5 56:7 30:6 6 7 12 5 45 8 54 81 2 3 47 15 Закройте каждый пример своей фишкой и отгадайте название сказки.

Слайд 30

54:6 9 • 2 18:3 49:7 8 • 8 4 • 7 3 • 7 40:8 18:9 7 6 28 2 21 5 64 18 9 13 54 27 Закройте каждый пример своей фишкой и отгадайте название сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» ( из опыта работы)

Выступление на тему:«Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» (из опыта работы) автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики в 3 классе

В материале  раскрыты теоретические основы развития интеллектуальных способностей младших школьников и представлена система работы  на уроках математики в 3 классе....

Интеллектуальная игра" Поиски секретного оружия" по математике и конструированию в 1 классе

Урок разработан по типу спортивной игры, используются задания на актуализацию знаний, обобщение изученного материала. К уроку прилагается презентация....

Внеклассное мероприятие по математике: интеллектуально – развлекательная игра «Умники и умницы»

Цель: развитие логического мышления учащихся, формирование коммуникативной компетентности. Задачи: обучать приемам логического мышления; развивать интерес к математике;воспитывать чувство ко...

Задания для интеллектуального марафона по русскому языку, литературе, математике,окружающему миру

Задания для интеллектуального марафона по русскому языку, литературе, математике,окружающему миру...

Интеллектуальная игра по математике "Восхождение к Олимпу"

Интеллектуальные игра  для обучающихся третьих классов....

Интеллектуальная игра. Математика.

Олимпиада. Математика....