"Математический лабиринт"
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Продолжительность курса.
Программа рассчитана на детей 9 -10 лет.
Объем программы - 30 часов.
Занятия проводятся с периодичностью 1 час в неделю.
Форма обучения – групповая.
Срок реализации – 1 год.
Актуальность и целесообразность курса.
Программа курса «Математический лабиринт» направлена на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование системы прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию. Говоря об актуальности и целесообразности данной программы, можно отметить, что математика – это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество задач по формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.
Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлечённо, с интересом, на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление. Достичь этого в курсе математики можно путём включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Для них характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.
Отличительной особенностью данной программы является то, что, особое внимание обращено на развитие логического, алгоритмического и пространственного мышления младших школьников путём включения задач, которые выходят за рамки учебного программного материала. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал.
Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умение анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Программа рассчитана на 30 учебных часов(1 раз в неделю).
Ведущими формами организации обучения является парная и групповая. Наряду с вышеназванными формами работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.
Цель:
создание условий для формирования интеллектуальной активности через решение разного вида задач по математике.
Задачи:
- Способствовать приобретению опыта в соответствии с предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.
- Формировать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение) при решении задач.
- Учить анализировать текст задачи.
- Учить конструировать простейшие модели (схемы) по данной ситуации.
- Научить учащихся переводить различные реальные явления на язык математических символов и знаков.
РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Задачи-шутки (1час).
Задачи – шутки.
Решение текстовых задач. (4 часа)
Анализ текстовой задачи: ключевые слова, данные, цель. Составление плана решения задачи. Задачи с недостающими данными. Решение задачи разными способами. Усложнение условия задачи. Упрощение условия задачи.
Простые и составные задачи. (5 часов)
Моделирование задач. Решение простых и составных текстовых задач.
Логические, занимательные нестандартные задачи. (3часа)
Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Логические задачи на расстановку предметов, подсчёт промежутков, число распилов и т.д. Решение логических задач с помощью таблиц и графов. Занимательные и нестандартные задачи.
Задачи на движение. (4часа)
Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.
Задачи с геометрическим содержанием. (3 часа)
Периметр и площадь фигур. Нахождение сторон геометрических фигур и построение геометрических фигур. Задачи с геометрическим содержанием. («Разрезаем, перекладываем, составляем»).
Задачи, связанные с величинами. (8 часов)
Составные задачи на нахождение цены, количества и стоимости. Составные задачи на нахождение массы. Решение задач на нахождение времени.
Комбинаторные задачи. (3часа)
Решение комбинаторных задач на упорядочивание множеств с помощью таблиц и графов. Решение задач способом перебора. Решение комбинаторных задач при помощи дерева возможных вариантов.
РАЗДЕЛ 3
Тематическое планирование курса «Математический лабиринт», 4класс.
№ п/п | Наименование разделов | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Задачи-шутки 1ч | Задачи – шутки. | 1 | 1 | |
2 | Решение текстовых задач. (4часа) | Анализ текстовой задачи: ключевые слова, данные, цель. Составление плана решения задачи. Задачи с недостающими данными. | 2 | 1 | 1 |
3 | Решение задачи разными способами. | 1 | 1 | ||
4 | Усложнение и упрощение условия задачи. | 1 | 1 | ||
5 | Простые и составные задачи. (5 часов) | Составные задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых (выбор схемы к данной задаче и составление вопроса к условию, моделирование задач). | 2 | 2 | |
6 | Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (сравнение задач, соотнесение текста и выражения, моделирование задач). | 1 | 1 | ||
7 | Задачи на разностное и кратное сравнение (сравнение задач, соотнесение текста и выражения, моделирование задач). | 2 | 2 | ||
8 | Логические, занимательные нестандартные задачи (2часа.) | Решение логических задач на установление взаимнооднозначного соответствия между множествами с помощью таблиц и графов (подготовка к олимпиаде) | 1 | 1 | |
9 | Логические задачи на расстановку предметов, подсчёт промежутков, число распилов и т.д. | 1 | 1 | ||
10 | Задачи на движение. (4часа) | Задачи на встречное движение | 1 | 1 | |
11 | Решение задач на движение в противоположном направлении. | 1 | 1 | ||
12 | Задачи на движение с отставанием. | 1 | 1 | ||
13 | Решение задач на движение вдогонку. | 1 | 1 | ||
14 | Задачи с геометрическим содержанием. (3 часа) | Нахождение площади и периметра фигур | 1 | 1 | |
15 | Нахождение сторон геометрических фигур и построение геометрических фигур. | 1 | 1 | ||
16 | Задачи с геометрическим содержанием. («Разрезаем, перекладываем, составляем»). | 1 | 1 | ||
17 | Задачи, связанные с величинами. (8 часов) | Составные задачи на нахождение цены, количества и стоимости. | 3 | 3 | |
18 | Составные задачи на нахождение массы. | 3 | 3 | ||
19 | Решение задач на нахождение времени. | 2 | 2 | ||
20 | Комбинаторные задачи. (3часа) | Решение комбинаторных задач способом перебора. | 1 | 1 | |
21 | Решение комбинаторных задач при помощи дерева возможных вариантов. | 1 | 1 | ||
22 | Решение задач на упорядочивание множеств с помощью таблиц и графов. | 1 | 1 | ||
Итого: | 30 | 1 | 29 |
РАЗДЕЛ 4.
Календарно-тематическое планирование дополнительных занятий
для 4 класса.
№ п/п | Наименование разделов | Тема | Содержание | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||||
1 | Задачи-шутки (1час) | Задачи – шутки. | Занимательные и нестандартные задачи. | 1 | ||
2 | Решение текстовых задач (4часа) | Анализ текстовой задачи: ключевые слова, данные, цель. Составление плана решения задачи. Задачи с недостающими данными. | Решение текстовых задач, с недостающими данными разными способами, усложнение и упрощение условия задачи | 1 | ||
3 | Задачи с недостающими данными. Анализ и составление плана решения задачи. | 1 | ||||
4 | Решение задачи разными способами. | 1 | ||||
5 | Усложнение и упрощение условия задачи. | 1 | ||||
6 | Простые и составные задачи (5 часов) | Составные задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых (выбор схемы к данной задаче и составление вопроса к условию, моделирование задач). | Решение простых и составных текстовых задач. Решение простых задач на движение. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием. Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Решение логических задач с помощью таблиц и графов. Задачи на переправы, переливания, взвешивания. | 1 | ||
7 | Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (сравнение задач, соотнесение текста и выражения, моделирование задач). | 1 | ||||
8 | Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (сравнение задач, соотнесение текста и выражения, моделирование задач). | 1 | ||||
9 | Задачи на разностное и кратное сравнение (сравнение задач, соотнесение текста и выражения, моделирование задач). | 1 | ||||
10 | Задачи на разностное и кратное сравнение (сравнение задач, соотнесение текста и выражения, моделирование задач). | 1 | ||||
11 | Логические, занимательные нестандартные задачи (2часа) | Решение логических задач на установление взаимнооднозначного соответствия между множествами с помощью таблиц и графов (подготовка к олимпиаде) | Логические задачи на поиск закономерности и классификацию.Моделирование задач | 1 | ||
12 | Логические задачи на расстановку предметов, подсчёт промежутков, число распилов и т.д. | 1 | ||||
13 | Задачи на движение (4часа) | Задачи на встречное движение | Решение простых задач на движение. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием. | 1 | ||
14 | Решение задач на движение в противоположном направлении. | 1 | ||||
15 | Задачи на движение с отставанием. | 1 | ||||
16 | Решение задач на движение вдогонку. | 1 | ||||
17 | Задачи с геометрическим содержанием (3 часа) | Нахождение площади и периметра фигур | Задачи с геометрическим содержанием. | 1 | ||
18 | Нахождение сторон геометрических фигур и построение геометрических фигур. | 1 | ||||
19 | Задачи с геометрическим содержанием. («Разрезаем, перекладываем, составляем»). | 1 | ||||
20 | Задачи, связанные с величинами (8 часов) | Составные задачи на нахождение цены, количества и стоимости. | Решать задачи, устанавливая взаимосвязи между величинами ,обосновывать ход ее решения. | 1 | ||
21 | Составные задачи на нахождение цены, количества и стоимости. | 1 | ||||
22 | Составные задачи на нахождение цены, количества и стоимости. | 1 | ||||
23 | Составные задачи на нахождение массы. | 1 | ||||
24 | Составные задачи на нахождение массы. | 1 | ||||
25 | Составные задачи на нахождение массы. | 1 | ||||
26 | Решение задач на нахождение времени. | 1 | ||||
27 | Решение задач на нахождение времени. | 1 | ||||
28 | Комбинаторные задачи (3часа) | Решение комбинаторных задач способом перебора. | Комбинаторные задачи на упорядочивание множеств. Логические задачи на расстановку предметов, подсчёт промежутков, число распилов и т.д. | 1 | ||
29 | Решение комбинаторных задач при помощи дерева возможных вариантов. | 1 | ||||
30 | Решение задач на упорядочивание множеств с помощью таблиц и графов. | 1 |
РАЗДЕЛ 5
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся будут иметь представление:
- о разных способах оформления краткого условия задачи;
- о различных способах решения задачи;
- о рациональных и нерациональных путях решения задачи.
Знать:
- элементы задачи (условие, вопрос, данное, искомое);
- способы оформления найденного решения (символически, графически, словесно);
- Приемы выбора, конструирования, преобразования задачи;
- Пути решения комбинаторных задач (способом перебора, при помощи дерева возможных вариантов).
Уметь:
- анализировать текст задачи с целью выявления в нем условия, вопроса, известных и неизвестных величин, их отношений;
- соотносить условие и вопрос, устанавливать их непротиворечивость (противоречивость);
- конструировать простейшие модели (схемы) по данной ситуации;
- оформлять свои мысли (найденное решение) символически, графически, словесно;
- выбирать схему к задаче, соотносить текст и выражение, выбирать недостающие данные,
- преобразовывать условие и вопрос.
РАЗДЕЛ 6
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.
Литература для учителя:
1. Н.Б. Истомина «Учимся решать задачи» - Линка- Пресс, Москва-2007. 2. Н. Б. Истомина, Е.П.Виноградова, З.Б. Редько «Учимся решать комбинаторные задачи» - «Ассоциация 21 век»-2007. 3. Б.А. Кордемский, А. А. Ахадов «Удивительный мир чисел» - Москва «Просвещение»-1987. 4. О. А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов» - Ростов-на Дону «Феникс»-2006.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17
имени 37-ой Гвардейской стрелковой дивизии
Тракторозаводского района г. Волгограда
РАССМОТРЕНА: СОГЛАСОВАНА: УТВЕРЖДЕНА:
на заседании МО зам. директора по УВР решением экспертного совета
начальных классов ________Т. П. Болотина протокол «___»____ 2014г. №__
Протокол №__ «__»_______2014г. приказом директора школы
От «__»____2014г. от «__»____2014г. №____
Руководитель МО Директор школы
_________С. Н. Глезер __________А. И. Рекунова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ 4 КЛАССА
(ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ)
Учитель: Протасова Н.И.
Волгоград 2014
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17
имени 37-ой Гвардейской стрелковой дивизии
Тракторозаводского района г. Волгограда
РАССМОТРЕНА: СОГЛАСОВАНА: УТВЕРЖДЕНА:
на заседании МО зам. директора по УВР решением экспертного совета
начальных классов ________Т. П. Болотина протокол «___»____ 2014г. №__
Протокол №__ «__»_______2014г. приказом директора школы
От «__»____2014г. от «__»____2014г. №____
Руководитель МО Директор школы
_________С. Н. Глезер __________А. И. Рекунова
ПРОГРАММА
КУРСА
«Математический лабиринт»
Авторы – составители:
Протасова Н. И. учитель начальных классов,
первая квалификационная категория.
Глезер С. Н. учитель начальных классов,
первая квалификационная категория.
2014 год.
Пояснительная записка к рабочей программе
Предмет - математика
Класс - 4 «Б»
Уровень - базовый
Всего часов на изучение программы - 30
Количество часов в неделю – 1 час
Программа – «Математический лабиринт»
составлена Протасовой Н.И. и Глезер С.Н., 2014 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программы курса «Математический лабиринт» в рамках платных дополнительных образовательных услуг
Автор программы: Ларькина Марина Николаевна учитель начальных классов, первая квалификационная категория.Дата создания: 2012г.Направление деятельности: интеллектуально познавательное.Характеристика пр...
Игра "Математический лабиринт"
Замечательная игра — математический лабиринт. Нужно пройти по тем клеточкам лабиринта, сумма в которых равна 10. Двигаться можно вверх, вниз, влево, вправо, нельзя двигаться по диагонали. Распеч...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический лабиринт" во 2 классе
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной ...
Математический лабиринт
Мероприятие "Математический лабиринт"- это игра-путешествие по станциям, на которых команде предлагаются различные математические задания, которые носят практический, функциональный характер, показыва...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математический лабиринт»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математический лабиринт»...
Внеклассное мероприятие "Математический лабиринт"
Презентация для проведения внеклассного мероприятия для детей и родителей 3 - 4 классов "Математический лабиринт"....
Конкурсная программа «Математический лабиринт»
Цель: привитие у учащихся интереса к изучению математикиЗадачи:расширить знания учащихся по изучаемому предмету, математический кругозор;учить школьников применять математические знания в нестанд...