"Математический лабиринт"
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Продолжительность курса.
Программа рассчитана на детей 9 -10 лет.
Объем программы - 30 часов.
Занятия проводятся с периодичностью 1 час в неделю.
Форма обучения – групповая.
Срок реализации – 1 год.
Актуальность и целесообразность курса.
Программа курса «Математический лабиринт» направлена на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование системы прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию. Говоря об актуальности и целесообразности данной программы, можно отметить, что математика – это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество задач по формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.
Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлечённо, с интересом, на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление. Достичь этого в курсе математики можно путём включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Для них характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.
Отличительной особенностью данной программы является то, что, особое внимание обращено на развитие логического, алгоритмического и пространственного мышления младших школьников путём включения задач, которые выходят за рамки учебного программного материала. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал.
Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умение анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Программа рассчитана на 30 учебных часов(1 раз в неделю).
Ведущими формами организации обучения является парная и групповая. Наряду с вышеназванными формами работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.
Цель:
создание условий для формирования интеллектуальной активности через решение разного вида задач по математике.
Задачи:
- Способствовать приобретению опыта в соответствии с предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.
- Формировать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение) при решении задач.
- Учить анализировать текст задачи.
- Учить конструировать простейшие модели (схемы) по данной ситуации.
- Научить учащихся переводить различные реальные явления на язык математических символов и знаков.
РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Задачи-шутки (1час).
Задачи – шутки.
Решение текстовых задач. (4 часа)
Анализ текстовой задачи: ключевые слова, данные, цель. Составление плана решения задачи. Задачи с недостающими данными. Решение задачи разными способами. Усложнение условия задачи. Упрощение условия задачи.
Простые и составные задачи. (5 часов)
Моделирование задач. Решение простых и составных текстовых задач.
Логические, занимательные нестандартные задачи. (3часа)
Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Логические задачи на расстановку предметов, подсчёт промежутков, число распилов и т.д. Решение логических задач с помощью таблиц и графов. Занимательные и нестандартные задачи.
Задачи на движение. (4часа)
Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.
Задачи с геометрическим содержанием. (3 часа)
Периметр и площадь фигур. Нахождение сторон геометрических фигур и построение геометрических фигур. Задачи с геометрическим содержанием. («Разрезаем, перекладываем, составляем»).
Задачи, связанные с величинами. (8 часов)
Составные задачи на нахождение цены, количества и стоимости. Составные задачи на нахождение массы. Решение задач на нахождение времени.
Комбинаторные задачи. (3часа)
Решение комбинаторных задач на упорядочивание множеств с помощью таблиц и графов. Решение задач способом перебора. Решение комбинаторных задач при помощи дерева возможных вариантов.
РАЗДЕЛ 3
Тематическое планирование курса «Математический лабиринт», 4класс.
№ п/п | Наименование разделов | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Задачи-шутки 1ч | Задачи – шутки. | 1 | 1 | |
2 | Решение текстовых задач. (4часа) | Анализ текстовой задачи: ключевые слова, данные, цель. Составление плана решения задачи. Задачи с недостающими данными. | 2 | 1 | 1 |
3 | Решение задачи разными способами. | 1 | 1 | ||
4 | Усложнение и упрощение условия задачи. | 1 | 1 | ||
5 | Простые и составные задачи. (5 часов) | Составные задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых (выбор схемы к данной задаче и составление вопроса к условию, моделирование задач). | 2 | 2 | |
6 | Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (сравнение задач, соотнесение текста и выражения, моделирование задач). | 1 | 1 | ||
7 | Задачи на разностное и кратное сравнение (сравнение задач, соотнесение текста и выражения, моделирование задач). | 2 | 2 | ||
8 | Логические, занимательные нестандартные задачи (2часа.) | Решение логических задач на установление взаимнооднозначного соответствия между множествами с помощью таблиц и графов (подготовка к олимпиаде) | 1 | 1 | |
9 | Логические задачи на расстановку предметов, подсчёт промежутков, число распилов и т.д. | 1 | 1 | ||
10 | Задачи на движение. (4часа) | Задачи на встречное движение | 1 | 1 | |
11 | Решение задач на движение в противоположном направлении. | 1 | 1 | ||
12 | Задачи на движение с отставанием. | 1 | 1 | ||
13 | Решение задач на движение вдогонку. | 1 | 1 | ||
14 | Задачи с геометрическим содержанием. (3 часа) | Нахождение площади и периметра фигур | 1 | 1 | |
15 | Нахождение сторон геометрических фигур и построение геометрических фигур. | 1 | 1 | ||
16 | Задачи с геометрическим содержанием. («Разрезаем, перекладываем, составляем»). | 1 | 1 | ||
17 | Задачи, связанные с величинами. (8 часов) | Составные задачи на нахождение цены, количества и стоимости. | 3 | 3 | |
18 | Составные задачи на нахождение массы. | 3 | 3 | ||
19 | Решение задач на нахождение времени. | 2 | 2 | ||
20 | Комбинаторные задачи. (3часа) | Решение комбинаторных задач способом перебора. | 1 | 1 | |
21 | Решение комбинаторных задач при помощи дерева возможных вариантов. | 1 | 1 | ||
22 | Решение задач на упорядочивание множеств с помощью таблиц и графов. | 1 | 1 | ||
Итого: | 30 | 1 | 29 |
РАЗДЕЛ 4.
Календарно-тематическое планирование дополнительных занятий
для 4 класса.
№ п/п | Наименование разделов | Тема | Содержание | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||||
1 | Задачи-шутки (1час) | Задачи – шутки. | Занимательные и нестандартные задачи. | 1 | ||
2 | Решение текстовых задач (4часа) | Анализ текстовой задачи: ключевые слова, данные, цель. Составление плана решения задачи. Задачи с недостающими данными. | Решение текстовых задач, с недостающими данными разными способами, усложнение и упрощение условия задачи | 1 | ||
3 | Задачи с недостающими данными. Анализ и составление плана решения задачи. | 1 | ||||
4 | Решение задачи разными способами. | 1 | ||||
5 | Усложнение и упрощение условия задачи. | 1 | ||||
6 | Простые и составные задачи (5 часов) | Составные задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых (выбор схемы к данной задаче и составление вопроса к условию, моделирование задач). | Решение простых и составных текстовых задач. Решение простых задач на движение. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием. Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Решение логических задач с помощью таблиц и графов. Задачи на переправы, переливания, взвешивания. | 1 | ||
7 | Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (сравнение задач, соотнесение текста и выражения, моделирование задач). | 1 | ||||
8 | Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (сравнение задач, соотнесение текста и выражения, моделирование задач). | 1 | ||||
9 | Задачи на разностное и кратное сравнение (сравнение задач, соотнесение текста и выражения, моделирование задач). | 1 | ||||
10 | Задачи на разностное и кратное сравнение (сравнение задач, соотнесение текста и выражения, моделирование задач). | 1 | ||||
11 | Логические, занимательные нестандартные задачи (2часа) | Решение логических задач на установление взаимнооднозначного соответствия между множествами с помощью таблиц и графов (подготовка к олимпиаде) | Логические задачи на поиск закономерности и классификацию.Моделирование задач | 1 | ||
12 | Логические задачи на расстановку предметов, подсчёт промежутков, число распилов и т.д. | 1 | ||||
13 | Задачи на движение (4часа) | Задачи на встречное движение | Решение простых задач на движение. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием. | 1 | ||
14 | Решение задач на движение в противоположном направлении. | 1 | ||||
15 | Задачи на движение с отставанием. | 1 | ||||
16 | Решение задач на движение вдогонку. | 1 | ||||
17 | Задачи с геометрическим содержанием (3 часа) | Нахождение площади и периметра фигур | Задачи с геометрическим содержанием. | 1 | ||
18 | Нахождение сторон геометрических фигур и построение геометрических фигур. | 1 | ||||
19 | Задачи с геометрическим содержанием. («Разрезаем, перекладываем, составляем»). | 1 | ||||
20 | Задачи, связанные с величинами (8 часов) | Составные задачи на нахождение цены, количества и стоимости. | Решать задачи, устанавливая взаимосвязи между величинами ,обосновывать ход ее решения. | 1 | ||
21 | Составные задачи на нахождение цены, количества и стоимости. | 1 | ||||
22 | Составные задачи на нахождение цены, количества и стоимости. | 1 | ||||
23 | Составные задачи на нахождение массы. | 1 | ||||
24 | Составные задачи на нахождение массы. | 1 | ||||
25 | Составные задачи на нахождение массы. | 1 | ||||
26 | Решение задач на нахождение времени. | 1 | ||||
27 | Решение задач на нахождение времени. | 1 | ||||
28 | Комбинаторные задачи (3часа) | Решение комбинаторных задач способом перебора. | Комбинаторные задачи на упорядочивание множеств. Логические задачи на расстановку предметов, подсчёт промежутков, число распилов и т.д. | 1 | ||
29 | Решение комбинаторных задач при помощи дерева возможных вариантов. | 1 | ||||
30 | Решение задач на упорядочивание множеств с помощью таблиц и графов. | 1 |
РАЗДЕЛ 5
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся будут иметь представление:
- о разных способах оформления краткого условия задачи;
- о различных способах решения задачи;
- о рациональных и нерациональных путях решения задачи.
Знать:
- элементы задачи (условие, вопрос, данное, искомое);
- способы оформления найденного решения (символически, графически, словесно);
- Приемы выбора, конструирования, преобразования задачи;
- Пути решения комбинаторных задач (способом перебора, при помощи дерева возможных вариантов).
Уметь:
- анализировать текст задачи с целью выявления в нем условия, вопроса, известных и неизвестных величин, их отношений;
- соотносить условие и вопрос, устанавливать их непротиворечивость (противоречивость);
- конструировать простейшие модели (схемы) по данной ситуации;
- оформлять свои мысли (найденное решение) символически, графически, словесно;
- выбирать схему к задаче, соотносить текст и выражение, выбирать недостающие данные,
- преобразовывать условие и вопрос.
РАЗДЕЛ 6
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.
Литература для учителя:
1. Н.Б. Истомина «Учимся решать задачи» - Линка- Пресс, Москва-2007. 2. Н. Б. Истомина, Е.П.Виноградова, З.Б. Редько «Учимся решать комбинаторные задачи» - «Ассоциация 21 век»-2007. 3. Б.А. Кордемский, А. А. Ахадов «Удивительный мир чисел» - Москва «Просвещение»-1987. 4. О. А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов» - Ростов-на Дону «Феникс»-2006.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17
имени 37-ой Гвардейской стрелковой дивизии
Тракторозаводского района г. Волгограда
РАССМОТРЕНА: СОГЛАСОВАНА: УТВЕРЖДЕНА:
на заседании МО зам. директора по УВР решением экспертного совета
начальных классов ________Т. П. Болотина протокол «___»____ 2014г. №__
Протокол №__ «__»_______2014г. приказом директора школы
От «__»____2014г. от «__»____2014г. №____
Руководитель МО Директор школы
_________С. Н. Глезер __________А. И. Рекунова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ 4 КЛАССА
(ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ)
Учитель: Протасова Н.И.
Волгоград 2014
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17
имени 37-ой Гвардейской стрелковой дивизии
Тракторозаводского района г. Волгограда
РАССМОТРЕНА: СОГЛАСОВАНА: УТВЕРЖДЕНА:
на заседании МО зам. директора по УВР решением экспертного совета
начальных классов ________Т. П. Болотина протокол «___»____ 2014г. №__
Протокол №__ «__»_______2014г. приказом директора школы
От «__»____2014г. от «__»____2014г. №____
Руководитель МО Директор школы
_________С. Н. Глезер __________А. И. Рекунова
ПРОГРАММА
КУРСА
«Математический лабиринт»
Авторы – составители:
Протасова Н. И. учитель начальных классов,
первая квалификационная категория.
Глезер С. Н. учитель начальных классов,
первая квалификационная категория.
2014 год.
Пояснительная записка к рабочей программе
Предмет - математика
Класс - 4 «Б»
Уровень - базовый
Всего часов на изучение программы - 30
Количество часов в неделю – 1 час
Программа – «Математический лабиринт»
составлена Протасовой Н.И. и Глезер С.Н., 2014 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/21/picture-238446-1416566592.jpg)
программы курса «Математический лабиринт» в рамках платных дополнительных образовательных услуг
Автор программы: Ларькина Марина Николаевна учитель начальных классов, первая квалификационная категория.Дата создания: 2012г.Направление деятельности: интеллектуально познавательное.Характеристика пр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-474351-1414922205.jpg)
Игра "Математический лабиринт"
Замечательная игра — математический лабиринт. Нужно пройти по тем клеточкам лабиринта, сумма в которых равна 10. Двигаться можно вверх, вниз, влево, вправо, нельзя двигаться по диагонали. Распеч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/25/picture-614039-1464190854.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический лабиринт" во 2 классе
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной ...
Математический лабиринт
Мероприятие "Математический лабиринт"- это игра-путешествие по станциям, на которых команде предлагаются различные математические задания, которые носят практический, функциональный характер, показыва...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/05/picture-1014881-1678006588.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математический лабиринт»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математический лабиринт»...
Внеклассное мероприятие "Математический лабиринт"
Презентация для проведения внеклассного мероприятия для детей и родителей 3 - 4 классов "Математический лабиринт"....
Конкурсная программа «Математический лабиринт»
Цель: привитие у учащихся интереса к изучению математикиЗадачи:расширить знания учащихся по изучаемому предмету, математический кругозор;учить школьников применять математические знания в нестанд...