Конспект урока математики в 1 классе по теме "Образование чисел второго десятка"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Конспект урока по теме "Образование чисел второго десятка". Цель урока - познакомить учащихся с образованием, особенностью чтения и порядком следования чисел второго десятка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_chisel_vtorogo_desyatka.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Коваленко Татьяна Александровна
Предмет: математика
Тема: Образование чисел второго десятка.
Класс: 1
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика» под редакцией Ивашовой О. А. (УМК «Диалог»).
Время реализации занятия: 1 урок (35 минут)
Цель урока: познакомить учащихся с числами второго десятка (особенность чтения и порядок следования).
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Оборудование: интерактивная доска, магнитные карточки с числами от 11 до 20, магнитный пазл с изображением грифона, карточки на каждого ученика (4 вида), пособие «кирпичики» для демонстрации принципа образования чисел второго десятка (один-на-дцать и т.д.), магнитный грифончик, корзина с крашеными перепелиными яйцами («яйцами грифона»), цветные карандаши и клей (на каждого ученика), «кирпичик» с разгадкой тайны башни для каждого ребенка.
План проведения урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Давайте поздороваемся с гостями.
Проверьте готовность к уроку..
II. Повторение пройденного материала.
Сегодня у нас необычный урок.
Учитель: Нам пришло видеосообщение. Давайте его посмотрим. Внимание на экран
Видео с ребенком (в костюме Греции):
«Привет, друзья! Я узнала, что в вашей стране существует цифровая башня, которая исполняет желания, а охраняют ее мифические существа из моей страны Греции. Я очень хочу, чтоб мои желания сбылись! А вы хотите, чтобы сбылись ваши? Тогда давайте побольше разузнаем про эту башню…
Вперед, друзья!»
Учитель: Какое интересное сообщение, правда? Ну что, попробуем найти эту башню и попытаться понять, в чем ее секрет? Как можно сделать так, чтоб наши желания сбылись?
Кто внимательно смотрел видео? Из какой страны нам пришло сообщение?
Дети: Из Греции (костюм).
Учитель: Наша гостья из Греции сказала, что башня эта существует у нас в стране. Кто знает, в какой стране мы живем?
Дети: В России.
Учитель: Верно. Но наша страна большая, в ней много городов. В каком же городе нам вести свои поиски.
Для того, чтобы получить название города, нужно расставить карточки на доске в порядке увеличения цифр на них (от 1 до 9).
Учитель: Что получилось?
Дети: Петербург.
Учитель: Верно! Оказывается, цифровая башня находится в нашем с вами городе!
Скажите, кто знает полное название нашего города?
Дети: Санкт-Петербург.
Учитель: Верно. А может кто-нибудь мне объяснит, почему слово Петербург у нас на доске написано с большой буквы?
Дети: Потому что это название города, имя собственное.
Числовой ряд закрывается. Учитель задает вопросы:
- Назови соседей числа 7 (6,8)
- Назови число, которое при счете следует за числом 3 (4)
- Назови число, которое при счете стоит перед числом 5 (4)
- Назови числа меньше 5 (1,2,3,4)
- Назови числа больше 4 (5,6,7,8,9)
- Назови соседей числа 8 (7,9)
Учитель: А помните, ребята, девочка в видеосообщении сказала, что какие-то мифические существа из ее страны охраняют эту башню. Давайте попробуем узнать, что это за существо?
Дети: Да!
Учитель: Для того, чтобы нам это узнать, нужно собрать пазл, но пазл не простой. Если мы правильно решим с вами все примеры и назовем компоненты, то нам откроется изображение таинственного существа, охраняющего башню желаний.
Пазл на магнитной доске. С обратной стороны 4 примера на повторение компонентов сложения (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма, значение суммы).
Дети решают пример на части пазла, называют компоненты, переворачивают часть пазла и прикрепляют ее на доску.
Когда все части пазла перевернуты, дети соединяют картинку.
Учитель: Кто получился?
Дети: Грифон.
Учитель: Грифоны - мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла.
Учитель: Раз мы с вами уже знаем, в каком городе находится башня, кто ее охраняет, я расскажу вам легенду этой башни.
- Речь пойдет о Башне Грифонов (ее также называют Цифровой Башней). Она расположена в городе Санкт-Петербурге, на Васильевском острове. Охраняют башню грифоны, которые боятся солнечного света. Поэтому днем они прячутся в башне, а по ночам, невидимые, летают над городом. Кирпичи, из которых состоит башня, почти все пронумерованы. Самое загадочное состоит в том, что цифры на кирпичах башни постоянно меняются, они то появляются, то исчезают. Говорят, что в определенные моменты цифры выстраиваются в тот самый код счастья. И если человек окажется перед башней в счастливый момент, его желание сбудется!
III. ФИЗМИНУТКА (для глаз)
Внимание на экран.
Учитель: Мы с вами уже хорошо потрудились. Давайте немного отдохнем. Посмотрите на летающего грифона, следите за его перемещением глазами.
Учитель: Куда прилетел грифон в конце видео?
Дети: Он прилетел к гнезду.
Учитель: Верно, ребята. Он ждет, когда же вылупятся из яиц его маленькие грифончики.
А сколько их будет? Давайте посчитаем вместе хором.
Дети: Один….
Учитель: Сколько насчитали яиц?
Дети: 10.
Учитель: Кто скажет как по-другому можно сказать «10 яиц»?
Дети: Десяток яиц.
Учитель: Верно! Я знаю, что вы уже умеете считать десятками? Умеете?
Дети: Да!
Учитель: Давайте посчитаем.
Внимание на экран. Карточки зеленого цвета.
IV. Постановка цели урока.
Учитель: Молодцы! А теперь давайте вспомним легенду о башне грифонов.
В легенде о Цифровой Башне есть такие слова «Числа выстраиваются в правильном порядке, образуя код счастья». Мы с вами знаем числа до 10 (и порядок их следования). А как же образуются числа после 10? В старину десяток называли «дцать». И сейчас мы узнаем, как же получаются числа после десяти. А помогут нам в этом разобраться кирпичики из нашей башни желаний.
Итак, вот он наш десяток. Давайте проверим, верно ли, что здесь 10 кирпичиков. Кто мне поможет?
Один ребенок пересчитывает 10 кубиков.
Учитель: Напишем на них «дцать» (т.е. десяток)
Если к одному десятку – дцать – добавить еще один кирпичик, то получим один на дцать.
Учитель: Какое число получилось?
При образовании каждого числа параллельно на доску прикрепляются магнитные карточки с получившимся числом. В итоге на доске получается числовой ряд от 11 до 20.
Дети: Одиннадцать.
Учитель: Возьмем второй кирпичик. Положим на десять кубиков два кубика. Сколько получилось кубиков?
Дети: Двенадцать.
Учитель: Возьмем третий кубик, положим на наш десяток – дцать. Получили три-на-дцать.
Дети: Тринадцать.
…
Учитель: На доске у нас появился числовой ряд (от 11 до 20).
Давайте запишем его в ваши карточки (белого цвета)
Учитель: Начинаем записывать числовой ряд от красной точки, записываем в строчку, между числами пропускаем по одной клетке.
V. Работа по теме урока.
Учитель: Дальше к нам на помощь прилетит маленький грифончик.
В нашем ряду каждое последующее число больше предыдущего на один. Если, например, к числу 11 мы прибавим 1, это значит, что наш грифон должен перелететь на одно число вправо, и мы окажемся на числе 12. Если к числу 12 прибавим 1, то грифончик перелетит на одно число вправо, и мы окажемся на числе…
Дети: 13
Учитель: Верно.
Давайте попробуем поиграть вместе с грифончиком.
Учитель:
- Грифончик перелетает с числа 15 на одно число вправо (т.е. мы к 15 прибавляем 1), оказываемся на числе 16.
- С числа 17 летим на одно число вправо – 18.
- Теперь будем лететь влево. Если грифончик с числа 18 перелетит на одно число влево, мы окажемся на числе 17. По-другому можно сказать, что из числа 18 мы вычли 1, получили 17.
- Кто хочет попробовать?
- С числа 13 грифон летит на одно число влево, мы окажемся на числе 12.
- Как сказать по-другому?
- Мы от 13 отняли 1, получили 12.
- Снова будем прибавлять числа. Это значит, в какую сторону будем двигаться пол нашему числовому ряду вместе с грифончиком?
Дети: Вправо.
Учитель: Верно! Но теперь будем всегда начинать свое движение с числа 10.
- Итак, с числа 10 грифончик летит четыре числа влево.
Один, два, три, четыре. На каком числе оказываемся?
Дети: На числе 14.
Учитель: Это значит, что, если мы к 10 прибавим 4, то получим число?
Дети: 14.
Учитель: Верно. Теперь вы.
- Начинаем с 10. Грифон перелетает на 6 чисел вправо.
- Перелетает на 2 числа вправо.
- На 9 чисел вправо.
Учитель: Теперь посмотрите на числовой ряд, который вы записали в ваши карточки.
Приготовьте цветные карандаши.
Синим карандашом подчеркните соседей числа 12.
Какие числа вы подчеркнули?
Дети: 11, 13.
Учитель: Возьмите зеленый карандаш и подчеркните соседей числа 19.
Какие числа подчеркнули?
Дети: 18 и 20.
Учитель: Красным карандашом обведите число, которое при счете следует за числом 15
Какое число обвели?
Дети: 16.
Учитель: Желтым цветом обведите число, которое на 1 меньше, чем 18.
Какое число обвели?
Дети: 17.
Учитель: Молодцы!
Учитель: Теперь посмотрите на экран.
Попробуем с вами составить рассказ по картинке.
Учитель: Кто это?
Дети: Грифончики
Учитель: Что они делают?
Дети: Играют в мяч.
Учитель: Сколько их?
Дети: 13.
ВЫЛЕТАЕТ ГРИФОНЧИК.
Учитель: Что произошло?
Дети: Прибежал еще один грифончик.
Учитель: Сколько грифончиков стало?
Дети: 14.
Учитель: Давайте попробуем составить выражение.
Дети: 13 + 1 = 14
Возьмите желтую карточку, впишите выражение под картинкой с грифоном.
Учитель: Попробуем составить еще один рассказ: в гнезде было… сколько яиц?
Дети: 14
Учитель: Что произошло?
Дети: Из одного яйца вылупился грифончик.
Учитель: Сколько яиц осталось в гнезде?
Дети: 13.
Учитель: Составим выражение.
Дети: 14 - 1 = 13
Впишите выражение под картинкой с яйцом.
- Молодцы!!
Учитель: Отложите в сторону желтые карточки, возьмите синие карточки.
Некоторые числа в записи выражений стерлись. Давайте попробуем их восстановить. …
На доске у меня записаны те же самые выражения. Будем работать вместе. А поможет нам грифончик.
10 + … = 14
Учитель: Какое число нужно прибавить к 10, чтобы получилось 14? Подумайте.
Дети: 4
Учитель: Верно, давайте его впишем в наше выражение.
- Прочитайте выражение, которое у нас получилось.
14 = … + 4
Учитель: У нас должно с вами получиться число 14. Что нужно прибавить к 4, чтобы получить 14?
Дети: 10
Учитель: Верно, давайте впишем число 10 в наше выражение.
- Кто прочитает, что получилось?
…
Учитель: Молодцы!
Теперь откройте, пожалуйста, учебники на стр. 106 посмотрите на задание 5. Числа с нашей башни вдруг пропали!
Давайте скорее их восстановим, ведь разгадка тайны башни уже так близко!
Выполняем задание №5.
Задание выполняется устно.
VI. ФИЗМИНУТКА .
Давайте немного отдохнем.
Встаньте, пожалуйста.
- А сейчас мы с вами узнаем, как в Греции выражают свою радость, а как – грустное настроение.
Сейчас мы будем слушать музыку. Если она веселая, как будем показывать? Так. Если грустная – так.
Под музыку дети выполняют движения, потом музыка ускоряется.
VII. Первичное закрепление материала.
Учитель: А сейчас мы с вами немного поиграем. Я раздам каждому небольшой сувенир – яйцо грифона.
Внимательно посмотрите на ваши сувенирчики, на некоторых из них вы видите числа. У кого число 12?
Выходи к нам. А теперь я позову к доске соседей этого числа.
Учитель: Какие числа являются соседями числа 12?
Дети: 11, 13.
Учитель: Верно. У кого числа 11 и 13. Выходите к нам, займите правильно свои места рядом с числом 12.
Учитель: Молодцы. У кого число 15?
- Теперь к нам выйдут соседи этого числа. (14, 16)
- Теперь пусть к нам выйдет, тот у кого число 17 и число, следующее за ним при счете (18).
Молодцы!
Учитель: Осталось всего одно задание, если вы правильно ответите на все вопросы в игре «Верю - не верю», то получите кирпичик из башни желаний!
Игра «Верю - не верю» (по числовому ряду).
1. Верно ли, что соседями числа 17 являются числа 18 и 16?
2. Верно ли, что число 15 при счете следует за числом 14?
3. Верно ли, что перед числом 12 при счете следует число 10? ( Нет, 11)
4. Верно ли, что соседями числа 13 являются числа 11 и 14? ( Нет, 12 и 14)
5. Верно ли, что число 18 предшествует числу 19?
VIII. Итог урока.
Учитель: Ребята! Вы такие молодцы! Вы и с этим заданием справились! Каждый получает по кирпичику из нашей башни, внутри которого вы найдете разгадку тайны башни, найдете ответ на вопрос, где же нам искать счастье и как получить исполнение желаний!
Соедините числа в кольцах в порядке возрастания.
Учитель: А теперь прочитайте слова в том порядке, как вы соединили кольца. Что получилось?
Дети: Человек сам кузнец своего счастья.
Учитель: Что означает « кузнец своего счастья»? Как вы понимаете это выражение?
Счастье каждого человека в его руках. То есть, если мы просто чего-то желаем, но ничего для этого не делаем, у нас может это получиться?
Дети: Нет.
Учитель: Конечно. Если человек ничего не будет делать для осуществления своего желания, то оно вряд ли сбудется.
- В предложении есть слово «кузнец». Кто это?
Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла. Как думаете, легкая у кузнеца работа?
Нет. Это нелегкий труд. Вот потому и сказано так в нашем послании, что добиваться осуществления своего желания очень нелегко. Но без труда ничего не получится.
Учитель: Ребята, а посмотрите на кольца, которые вы соединяли в карточке. Как вы думаете, почему они разного цвета? На что они похожи?
- 5 колец – символ олимпиады (5 континентов). Ребята, кто вспомнит, а когда Олимпиада была в нашей стране? И где?
В Сочи, в 2014 году.
Учитель: А кто знает, в какой стране много лет назад впервые прошли Олимпийские игры?
Дети: В Греции.
IX. Рефлексия.
Учитель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали. На своих столах вы видите конверты, откройте их, пожалуйста.
Внутри вы найдете карточку с башней и 2 маленькие фигурки: мальчика и девочку. Мальчики возьмут фигурку мальчика, девочки – девочки.
На карточке вы видите башню, к которой ведут ступеньки. Возьмите клей.
Если вам на уроке сегодня было все понятно, наклейте свою фигурку на самую верхнюю ступеньку, возле башни. Если было трудно и что-то осталось непонятным, приклейте фигурку внизу. Если было понятно, но не все, приклейте фигурку где-нибудь посередине лесенки, чем ближе к башне, тем интересней вам было.
Поднимите карточки, у кого фигурка мальчика/девочки оказалась на самом верху?
А у кого фигурка где-то на середине лестницы?
- Я надеюсь, что вам понравился урок.
Вы очень старались, мне было приятно с вами работать. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока математики 3 класс "Вычитание трехзначных чисел с переходом через десяток".
Предлагаю конспект урока математики в 3 классе по теме " Вычитание трехзначных чисел с преходом через десяток". Урок составлен по программе Занкова. Цели урока :формирование у учащихся умения вычитать...
Конспект урока математики 4 класс "Деление круглых чисел"
Тема: «Деление круглых чисел» Цель: Сформировать способность к делению круглых чисел Задачи: Личностные: повышать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия; умение отстаивать собст...
Конспект урока математики "Дециметр. Сложение и вычитание чисел второго десятка"
Урок математики в 1 классе.Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изу...
Конспект урока математики 3 класс «Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100 раз» УМК «Школа России»
Конспект урока математики 3 класс «Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100 раз» УМК «Школа России»...
Конспект урока математики. 1 класс. Тема "Сложение чисел с переходом через десяток", УМК "Перспекива"
Конспект представлен в виде технологической карты с подробным описанием всех этапов урока....
Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Вычитание чисел". УМК "Перспективная начальная школа 21 века".
Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Вычитание чисел". УМК "Перспективная начальная школа 21 века"....
Конспект урока математики 2 класс. " Поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд". УМК "Перспективная Начальная Школа"
Цели деятельности учителя: формирование умений выполнять поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд; совершенствование вычислительных навыков; создание условий для формирования умений решат...