Увеличение и уменьшение числа на 2
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

 Клиндухова Наталья Павловна

Увеличение и уменьшение числа на 2 в пределах 10 с помощью знаков «+», «–»; составление числовых выражений; обоснование выбора арифметического действия; моделирование ситуации увеличения (уменьшения) числа на 2; совершенствование навыка письма
цифр в прямом и обратном порядке; логические – сравнение чисел, количества предметов с использованием выражений: «больше на 2», «меньше на 2»; различение понятий: «столько же…», «больше на…», «меньше на…».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тема урока:  «Увеличение и уменьшение числа на 2»

Цель: содействовать формированию навыка увеличения и уменьшения  числа на 2,  умения находить ответ разными способами; создать условия для совершенствования навыка письма цифр, развития умения анализировать записи и выбирать соответствующий знак; вызвать интерес к изучению математики.

Задачи:

Познавательные: общеучебные – увеличение и уменьшение числа на 2 в пределах 10 с помощью знаков «+», «–»; составление числовых выражений; обоснование выбора арифметического действия; моделирование ситуации увеличения (уменьшения) числа на 2; совершенствование навыка письма
цифр в прямом и обратном порядке;
логические – сравнение чисел, количества предметов с использованием выражений: «больше на 2», «меньше на 2»; различение понятий: «столько же…», «больше на…», «меньше на…».

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственных, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

Оборудование: презентация, счетный материал, фишки, предметные картинки, «Оценочная шкала», набор цифр, «числовая лента», электронные физминутки для глаз.

Ход урока

1.Организационный этап.

Приветствие. Я рада видеть ваши добрые лица, ваши улыбки, думаю, что этот урок принесет вам радость и удовольствие. Пожелайте друг другу успеха и хорошего настроения.

Мы рады, что на нашем уроке присутствуют гости. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме – хозяевам радость!»

Поприветствуем наших гостей.

Ученик:

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали:

Хорошо ли мы умеем

И писать и отвечать?

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

2.Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите  внимательно на девиз нашего урока:

«Учитесь …открывать!»

- А что именно открывать, вы узнаете, если …

Какие можно выполнить задания, используя эти числа? (7, 1, 5, 3, 9)

Расположите данные числа в порядке возрастания. Переверните карточки. (1-т, 3-а, 5-й, 7-н, 9- ы)

Запомните девиз нашего урока.

Для того чтобы открыть новую математическую тайну, необходимо поставить для себя задачи. Выберите и прикрепите к пальчикам ладошки те задачи, которые вам очень хочется выполнить на уроке. В конце урока сравните и сделаете выводы, насколько вы реализовали себя и что вам помешало.

(У каждого ученика «Оценочная шкала» в виде ладошки, карточки с символами, которые необходимо выбрать и прикрепить к пальчикам ладоши).

Отвечать на трудные вопросы.

Выполнить интересное задание.

Узнать новое.

Сделать так, чтобы похвалили.

Внимательно слушать ответы одноклассников.

3.Актуализация знаний.

Цель: подготовить и мотивировать учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.

  1. - Для открытия математических тайн проведем математическую разминку.

А теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Устный счет.

1.Работа по слайдам презентации. Повторение прибавления и вычитания  числа 1.

2.Выполнение заданий на доске.

Составь по моделям-иллюстрациям задачу и реши ее.

Заселяем дома (состав числа) работа в парах и индивидуально.

Подумайте, какое число лишнее:  2,4, 5,6,8? (5 –нечетное, числа получились путем прибавления числа 2)

1,3,4,5,7,9? (4 – четное, числа получились путем прибавления числа 2).

Физкультминутка

2) – Рассмотрите рисунки на доске.

– Сравните количество фигур на каждом рисунке.

4.Постановка цели урока.

Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока.

- Хотите узнать, как можно увеличить и уменьшить число на 2 разными способами?

   5.Сообщение темы урока. 

– Сегодня на уроке рассмотрим случаи увеличения и уменьшения числа на 2.

-Чему же мы должны научиться? Зачем это надо знать? (Решать примеры, находить и исправлять ошибки).

6. Проблемное объяснение нового знания.

Первичное восприятие и усвоение нового  материала.

Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока, организовать фиксацию преодоления затруднения.

Нас на помощь позвали Бельчата. Какое задание  они выполняли?

Моделирование приемов увеличения и уменьшения числа на 2.

Работа по демонстрационной линейке.

7. Первичное закрепление нового материала. Работа по учебнику.

1) Задание 1 (с. 58) с использованием цветных фишек.

– Сколько на рисунке вилков капусты? (4.) Картофеля? (7.) Морковок? (2.) Репок? (3.)

– Рассмотрите таблицу в учебнике. Проверьте, верно ли выложены фишки в следующей клетке таблицы в верхней строке. В левом углу таблицы. (Фишек столько же , сколько репок)Расскажите, как она построена. Выложите фишки в таблицу.

Объясните, сколько надо прибавить, если в условии сказано: на 2 больше, на 2 меньше.

Самостоятельно заполнить таблицу фишками.

Что было необычно, когда заполняли таблицу? (В одной 0 фишек).

– Что значит выражение «больше на 2»? (Столько же и еще 2.)

– Что значит выражение «меньше на 2»? (Столько же, но без 2.)

2) Задание 2 (с. 58). Разные способы получения результата арифметического действия (составление модели с помощью фишек, использование линейки, кассы цифр)

Работа по группам

– Прочитайте первую запись: 3 + 2. (К трем прибавить два.)

– Найдите ответ с помощью составления модели на цветных фишках.

3  и  2  –  это  5

– Найдите ответ, используя линейку. (От числа 3 делаем два «шага» вправо, получаем число 5.)

Аналогично идет работа с другими записями.

3) Задание 3 (с. 59) с использованием набора «Касса цифр» или  вееров

– Какое задание приготовила белочка? (Каждое число надо увеличить на 2.)

– Какое задание приготовил ежик? (Каждое число надо уменьшить на 2.)

Учащиеся выполняют вычисления и поднимают карточку с ответом.

Цель: предупреждение преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, предотвращение усталости и утомляемости.

 Физкультминутка для глаз

8. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.

Цель: обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

 Предлагает вам такое задание

Работа в печатной тетради Урок № 24 с. 5-6

№ 1. Моделирование (с помощью рисования фишек) ситуации увеличения (уменьшения) числа на 2.

- Используя подсказку, расскажите порядок выполнения задания в левом (правом) столбике. Нарисовать фишки на каждой линии  по правилу. Можно зачеркивать фишки в столбике справа.

№ 2. Прибавление и вычитание числа 2: отработка разных способов получения результата – составление модели и использование линейки.

- Сравните примеры столбцов: чем похожи, чем различаются?

- Выбрать и отметить значком записи, которым соответствуют модели, составленные в задании №1 (3+2; 7+2).

- Запись результатов во 2 столбец.  Выбрать и отметить значком записи, которым соответствуют модели, составленные в задании №1 (9-2; 7-2; 3-2).

№ 3. Описать ситуации, изображенные на рисунках. Выбрать модели, которые подходят к рисункам. Записать решение под рисунком. Проверить работ в парах.

Обоснование выбора арифметического действия и схемы, соответствующих рисунку

№4. Самостоятельная работа. Проверка.

№5. Дополнение модели состава числа 9 (рисование фишек).

№ 6. Анализ записей вида 3  2 = 5 и выбор знака «+» или «?». Чем похожи записи, чем отличаются? Почему в первом случае получилось 5, а во втором – 1? Самостоятельная работа.

9. Итог урока.

Проверить ваши знания пришел Знайка. У него полный портфель знаний.

– А что вы сегодня положите в свой портфель?

– Что нового узнали на уроке?  

 – Что значит «увеличить на 2»?

– Что значит «уменьшить на 2»?

10. Рефлексия.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, соотношение цели и результатов деятельности, фиксирование степени их соответствия.

Вернемся к девизу урока.

-Какую тайну математики открыли? Чему научились?

-Какие из намеченных задач вы выполнили?

- Всем ли было легко?

- Оцените свою работу на уроке. На полянке собрались наши герои. Давайте поблагодарим их за урок и украсим полянку цветами.

Красный – у меня все получилось. Я доволен своей работой.

Желтый – все получилось, но я хотел бы работать еще лучше.

Синий– У меня не все получилось, но я понял, какие ошибки допустил.

Оцените  работу своих одноклассников на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Увеличение и уменьшение числа на 1.

Характерной особенностью обучения математике первоклассников по программе « Начальная школа XXIвека» является создание предпосылок для формирования элементов учебной деятельности. В процессе обу...

Конспект урока математики по теме "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз"

Данный конспект разработан в соответствии с требованиями программы по математике для 2 класса общеобразовательной начальной школы УМК "Перспектива"....

Презентация по теме "Увеличение и уменьшение числа в несколько раз"

Данная презентация позволяет учителю использовать ее при изучении темы "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" во 2 классе общеобразовательной школы УМК "Перспектива".Слайды знакомят...

Конспект урока по математике "Задачи на увеличение и уменьшение числа"

Конспект составлен к учебнику М.И.Моро. К конспекту прилагается презентация...

Обучение детей с ЗПР решению некоторых видов простых задач и задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

В данном сообщении представлен методический материал по обучению детей с ЗПР решению задач в 1-2 классах....