урок-исследование по математике в 1 классе "Перестановка слагаемых"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: | Перестановка слагаемых |
Цель урока: | Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется. |
Задачи: | Образовательные: познакомить с правилом перестановки слагаемых, научить применять правило перестановки слагаемых на практике; Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность, самоконтроль; Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к урокам математики |
Планируемые результаты: | Личностные : ценностное отношение учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, самооценка Метапредметные: Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия. П - осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и рабочей тетради для выполнения учебных заданий, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей К - задавать вопросы, строить понятные высказывания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работать в паре, контролировать действия партнёра, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Предметные : усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения - переместительного (коммуникативного) свойства сложения (от перестановки мест слагаемых значение суммы не изменяется, использование свойства арифметических действий для удобства вычислений |
Тип урока: | Открытие нового знания |
Форма урока: | Урок-исследование |
Методы: | Словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия). |
Оборудование: | ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки с самостоятельной работой, раздаточный материал |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
I.Организационный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. - Внимание! Проверь, дружок. Готов ли ты начать урок. Все ль на месте, все ль в порядке? Книга, ручка и тетрадь? Все ли правильно стоят? | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Отправляемся с Машей в лесную школу. 1. Устный счет. а)1.Задачи в стихах. Два жучка бежали в домик, 2.Пять щенков в футбол играли ,Одного домой позвали, Он глядит в окно, считает: б) Логическая разминка. в) Задача на логику. В корзине лежало 5 яблок. Пять детей получили по одному яблоку, и при этом одно осталось в корзине. Как такое получилось? | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки 2+1 5-1
Ответы детей | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации. |
III.Самоопределение к деятельности | Посмотрите, ребята, кто к нам ещё в гости на урок пришёл? -Леопольд сделал 5 добрых дел, а Матроскин 3 добрых дела. -Сколько всего добрых дел сделали наши герои? Как вы узнали? Матроскин и Леопольд устроили спор. Леопольд утверждает, что верное решение – 5+3, а Матроскин, что – 3+5. Кто же прав? - Что вы заметили ? (слагаемые поменялись местами) -А можно ли так поступать в математике? Это и будет темой нашего урока. Прочитайте. Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны? |
Называют компоненты действия сложения. 5+3 3+5 От перестановки слагаемых сумма не меняется. (дети работают в парах вывод сами) | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логическое – формулирование проблемы. Коммуникативные работать в команде (паре, целым классом); вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; участвовать в обсуждениях; формулировать вопросы и заданиям; формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; участвовать в обсуждениях, работая в группе; |
Работа над темой урока | -Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь. А кто такие исследователи? ( Исследовать – это значит понять, установить. ) Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением) 1)Практическая работа. На доске записан план работы. Прочитайте его. 1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры. Запишите их в тетрадь. 2. Сравните результаты. 3. Сделайте вывод. -Будем работать в парах. (один ученик работает у доски) -Положите слева 1 красный квадрат, а справа 4 синих.Придвиньте к 1 квадрату 4.Сколько всего квадратов?(5) Запишите пример в тетради.(1+4=5) -Поменяйте квадраты местами.Придвиньте к 4 синим квадратам 1 красный.Сколько стало квадратов?(5) Запишите пример под первым(4+1=5) -Сравните примеры:чем они похожи и чем отличаются? -Продолжим исследование.Запишите друг под другом под диктовку примеры Один ученик записывает на доске)
(2+3=5)
(3+2=5) -Сравните примеры: чем похожи и чем отличаются. -К какому выводу вы пришли? 2) Давайте проверим, правы ли вы. Я предлагаю, юные мои исследователи, применить этот закон на практике. Вот яблоко (учитель показывает), я разрезала его пополам. Соединяю половинки. Получим целое яблоко? Поменяю половинки местами. Это же яблоко? - Ещё раз скажите правило, которое мы сами смогли вывести из нашего исследования. Проговорите это правило друг другу в парах. 2)Работа по учебнику Откройте учебник на с. 14 -Рассмотрите первый рисунок(Работа по рисункам) -Совпадают ли наши правила? (да) -Прочитайте правило в красной рамке. Совпал ли результат нашего исследования с этим правилом? -Эту особенность ученые заметили давно. Они назвали ее математическим законом | Выполняют практическую работу,рассуждают, делают выводы Ответы детей (От перестановки слагаемых сумма не изменяется) | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Физминутка | музыкальная | ||
Закрепление изученного материала | Порадуемся нашему открытию и пойдём дальше. Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить. Работа по учебнику №1(с. 14) - Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. ( 3+ 2=5) - Как получили второй пример? (фишку перевернули) - Сколько всего точек на 1-й фишке? - Как изменится сумма, если фишку перевернуть? (не изменится) - Объясните, как получили остальные примеры. - Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые. (Дети комментируют и повторяют правило.) 5+3 2+7 4+5 3+5 7+2 5+4 №2(с.14) | - Переместительное свойство сложения. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний. 1.На столах карточки с примерами. ( работа в парах) 5+7 2+8 9+2 6+3 6+4 9+2 3+6 4+6 8+2 7+5 - Соедините пары примеров с одинаковым ответом, не вычисляя их; 2. Решение примеров индивидуально ( сильные дети) Работа в рабочей тетради №1- №3. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Проверь себя. Самостоятельно выполните его. ( Проверка: 1 ученик читает равенство. Если равенство составлено правильно, дети 1 раз хлопают в ладоши. Если нет – молчат.) - Какой математический закон мы сегодня открыли? - Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие? - Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке? А теперь оцените свою работу на уроке с помощью квадратика. .Он может быть: синим - « Я - молодец! Справился сам»; Зеленым - « Я - молодец! Но мне сегодня было трудно, но я справился»; Желтым - « Я,вообще-то, - молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся. Следующий раз у меня получится лучше». | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |