Программа предметного кружка по математике «Юным умникам и умницам». 1 класс
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) на тему
Направление программы: интеллектуальное
Тип программы: образовательный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического профиля
|
|
Программа предметного кружка
по математике
«Юным умникам и умницам»
1 «В» класс
Составитель рабочей программы:
Юркина Светлана Владимировна,
учитель начальных классов.
г. Нижневартовск, 2014 г.
Пояснительная записка.
Направление программы: интеллектуальное
Тип программы: образовательный
Программа рассчитана на 1 класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа адресована МБОУ «СОШ № 31 с УИП ХЭП» в 1 В классе
Содержание курса основано на программе О.А. Холодовой ««Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» .
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. Занятия по развитию познавательных способностей отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Цель курса: обеспечить полноценные знания терминологии, правил и принципов, умение анализировать материал, а также сразу выявлять проблемы в знаниях учащихся, над которыми нужно дополнительно работать.
Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Основной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Сроки реализации программы: 2014 – 2015 уч. год
Общая характеристика курса.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устно), конечно, осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предполагаемые задания.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
Курс направлен на усиление математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.
Задания в курсе можно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Предлагаемые в первом классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания семилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения.
На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Ресурсное обеспечение реализации Программы
1.Методическое пособие для учителей 1 класс. Холодова О.А.-М. : Издательство «РОСТ», 2012 г.
2.Холодова О.А Рабочая тетрадь для учащихся «Юным умникам и умницам» 1 класс (1часть и 2часть).
Место курса в учебном плане внеурочной деятельности: Объём учебного времени, отводимого на изучение материала кружка в 1 классе – 1 час в неделю, 33 учебные недели (33ч.).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений как средство познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах как условие целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики, позволяющее ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Календарно-тематическое планирование (33 часа)
№ | Неделя/ дата | Содержание занятий | Виды деятельности | Кол-во часов |
1. | 01.09-05.09.14 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Индивидуальное выполнение заданий. | 1 |
2. | 08.09-12.09.14 | Графический диктант. | Самостоятельное выполнение упражнений | 1 |
3. | 15.09-19.09.14 | Упражнения на развитие концентрации внимания. | Самостоятельное выполнение упражнений | 1 |
4. | 22.09-26.09.14 | Графический диктант. | Самостоятельное выполнение упражнений | 1 |
5. | 29.09-03.10.14 | Упражнения на тренировку внимания, развитие мышления. | Организация работы в паре при выполнении упражнений | 1 |
6. | 06.10-10.10.14 | Графический диктант | Самостоятельное выполнение упражнений | 1 |
7. | 13.10-17.10.14 | Упражнения на тренировку слуховой памяти, развитие мышления. | Организация работы в малых группах при выполнении упражнений | 1 |
8. | 20.10-24.10.14 | Графический диктант | Самостоятельное выполнение упражнений | 1 |
9. | 27.10 -31.10.14 | Упражнения на тренировку зрительной памяти, развитие мышления. | Самостоятельное выполнение упражнений | 1 |
10. | 10.11- 14.11.14 | Графический диктант | Самостоятельное выполнение упражнений | 1 |
11. | 17.11-21.11.14 | Упражнения на развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных операций. | Организация работы в паре при выполнении упражнений | 1 |
12. | 24.11-28.11.14 | Графический диктант | Самостоятельное выполнение упражнений | 1 |
13. | 01.12-05.12.14 | Упражнения на совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | Организация работы в малых группах при выполнении упражнений | 1 |
14. | 08.12-12.12.14 | Рисуем по образцу. | Индивидуальное выполнение заданий. | 1 |
15. | 15.12-19.12.14 | Упражнения на развитие логического мышления, совершенствование мыслительных операций. | Самостоятельное выполнение упражнений | 1 |
16. | 23.12-26.12.14 | Графический диктант | Индивидуальное выполнение заданий. | 1 |
17. | 12.01-16.01.15 | Упражнения на развитие концентрации внимания, развитие мышления. | Организация работы в паре при выполнении заданий на развитие внимания | 1 |
18. | 19.01-23.01.15 | Графический диктант | Самостоятельное выполнение упражнений | 1 |
19. | 26.01-30.01.15 | Упражнения на тренировку слуховой памяти, развитие мышления. | Организация работы в малых группах при выполнении упражнений | 1 |
20. | 02.02-06.02.15 | Упражнения на тренировку внимания, развитие мышления | Организация работы в паре при выполнении заданий на развитие мышления | 1 |
21. | 16.02-20.02.15 | Графический диктант. | Индивидуальное выполнение заданий | 1 |
22. | 24.02-27.02.15 | Упражнения на тренировку зрительной памяти, развитие мышления. | Самостоятельное выполнение упражнений | 1 |
23. | 02.03-06.03.15 | Графический диктант. | Индивидуальное выполнение заданий. | 1 |
24. | 09.03-13.03.15 | Упражнения на развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных операций. | Индивидуальное выполнение заданий. | 1 |
25. | 16.03-20.03.15 | Графический диктант | Самостоятельное выполнение упражнений | 1 |
26. | 30.03-03.04.15 | Упражнения на развитие воображения. Перекладывание спичек. | Организация работы в группах сменного состава | 1 |
27. | 06.04-10.04.15 | Рисуем по образцу. | Самостоятельное выполнение упражнений | 1 |
28. | 13.04-17.04.15 | Развитие логического мышления и мыслительных операций. | Самостоятельное выполнение упражнений | 1 |
29. | 20.04-24.04.15 | Графический диктант. | Индивидуальное выполнение заданий. | 1 |
30. | 27.04-30.04.15 | Упражнения на развитие концентрации внимания, мышления. | Организация работы в паре при выполнении заданий на развитие внимания | 1 |
31. | 04.05-08.05.15 | Графический диктант. | Индивидуальное выполнение заданий. | 1 |
32. | 11.05-15.05.15 | Упражнения на тренировку внимания, развитие мышления. | Организация работы в группе при выполнении заданий на развитие внимания | 1 |
33. | 18.05- 22.05.15 | Графический диктант. | Индивидуальное выполнение заданий. | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
К техническим средствам обучения относятся:
- телевизор;
- компьютер с выходом в Интернет;
- интерактивная доска;
- 14 ноутбуков;
Используемая литература.
1. В. Волина «Праздник числа» Издательство Москва 1993г.
2. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике 1класс», Москва «Просвещение»1985г.
3. Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера по математике», Саратов , Издательство «Лицей» 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс
Программа составлена с помощью методического пособия О. Холодовой "Юным умникам и умницам"...
Программа предметного кружка по математике «Юным умникам и умницам». 4 класс
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического круго...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/13/picture-367002-1386940413.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс...
Рабочая программа Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам" 3 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программ...
Рабочая программа Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам" 4 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании пр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "«Юные умники и умницы» 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она содержит пояснительную записку, цели и задачи, актуальность, календарно-тематичес...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-909988-1490694290.jpg)
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике "Юным умникам и умницам"...