Урок математики по теме "Знаки «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно)", 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Вашему вниманию предлагается проект открытого урока в 1 классе по теме «Знаки «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно)», проводимого в условиях реализации УМК «Перспективная начальная школа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Открытый урок математики
1 класс, 2013 - 2014 учебный год
программа: «Перспективная начальная школа»
учитель: Чуфенёва Анастасия Юрьевна
Тема урока: Знаки «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно). Тип урока: усвоение нового материала Вид урока: проблемно-исследовательский урок Технология: проблемного обучения и воспитания Форма проведения: урок - исследование |
Цель урока: открытие универсального способа сравнения совокупности предметов (чисел) с помощью знаков «>», «<», «=».
Задачи урока:
- Обучающая – создать условия для введения в практическую деятельность учащихся знаков «больше», «меньше», «равно».
- Развивающая – способствовать развитию у учащихся математической речи; коммуникативных качеств личности (умение работать в паре, вести учебный диалог, проводить самооценку).
- Воспитывающая – содействовать воспитанию доброго, гуманного отношения к природе; сотрудничество, товарищеские отношения друг к другу, при работе в парах.
Самоопределение к учебной деятельности Цель этапа: активизация внимания и готовности обучающихся к успешному усвоению учебного материала. Методы стимулирующего введения – создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации к освоению нового материала. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
- Проверьте, все ли у вас готово для урока? - Все ли на месте? - На предыдущем уроке мы с вами прекрасно сравнивали различные предметы. Определяли, каких предметов больше, каких меньше. - Я уверена, что и сегодня на уроке вы все будете активно участвовать в решении математических проблем. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Эмоциональный настрой к предстоящей деятельности. | Личностные УУД: - внутренняя мобилизация к предстоящей деятельности. Регулятивные УУД: - организация рабочего места. |
Выявление проблемной ситуации Цель этапа: мотивирование обучающихся к изучению темы «Знаки «больше», «меньше», «равно». Методы организации совместной деятельности учащихся: коллективная работа. Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: стимулирование интереса к предстоящей учебной деятельности. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
- Я вам хочу рассказать небольшую историю. Однажды на одном зеленом болоте лягушата затеяли между собой спор. Сидя на зеленых кувшинках, они спорили о том, на какой кувшинке лягушат больше, а на какой меньше? - Сравните, на какой кувшинке лягушат больше, а на какой кувшинке меньше? - Как будем действовать? Что необходимо сделать, чтобы сравнить лягушат? - Что вы заметили? - Сделаем вывод: что мы скажем лягушатам? - Мы говорим больше, меньше, а как это записать в тетрадь или на доске? | Рассматривают иллюстративный материал. Сравнивают количество лягушат на кувшинках. - Посчитать количество лягушат на каждой кувшинке. Составить пары. - Одному лягушонку не хватило пары. - Количество лягушат на кувшинках разное. Лягушат на левой кувшинке больше, чем лягушат на правой. - Наверное, для этого нужны какие-то значки. | Личностные УУД: - осознание конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа. Регулятивные УУД: - контролирование и оценивание своих действий в процессе коллективного обсуждения. Коммуникативный УУД: - коллективное обсуждение возникшего вопроса. Познавательные УУД: - ориентирование в своей системе знаний и выборе способа решения учебной задачи. |
Целеполагание, формулирование темы исследования Цель этапа: привлечение обучающихся к определению цели предстоящей деятельности. Методы стимулирования учебной активности учащихся: мотивирование личностной заинтересованности к получению новой информации. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
- Какая задача стоит перед нами? - Для чего нам нужны знаки? - Как показать, что одно количество предметов больше, чем другое? | - Выяснить, какие знаки используются при сравнении предметов. - Сравнивать количество предметов. | Личностный УУД: - осознание потребности в приобретении новых знаний, умений. Регулятивные УУД: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно. |
Осуществление поиска решения проблемы Цель этапа: поиск теоретического объяснения поставленного вопроса, в процессе практической деятельности. Методы организации совместной деятельности учащихся: парная работа. Методы изучения нового учебного материала: -по степени самостоятельного мышления при овладении знаниями – учебно-исследовательская деятельность (моделирование); - определение последовательности проведения исследования и необходимость довести его до конца. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
- Работая в парах, попробуйте придумать знак для сравнения предметов, который показывает, что на левой кувшинке лягушат больше, чем на правой. | Обсуждение возникшего вопроса и моделирование в группах. | Личностные УУД: - личностная заинтересованность в разрешении коллективной проблемы. Регулятивные УУД: - анализ наглядного материала с целью выделения необходимых признаков. Коммуникативные УУД: - сотрудничество с товарищами, умение внимательно слушать друг друга. |
Анализ полученной информацией Цель этапа: организация обсуждения рассматриваемого вопроса, формулирование единого мнения. Методы организации совместной деятельности учащихся: коллективное обсуждение. | ||
- Как показать, что лягушат на левой кувшинке больше, чем на правой? - Обсудим знаки, которые вы придумали. | Каждая группа представляет свой вариант решения проблемы. | Регулятивные УУД: - оценивание хода и результата выполнения задания, сравнение ответов группы с ответами других групп. Познавательные УУД: - отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем |
Конструирование нового знания Цель этапа: обобщение содержания познавательной и практической деятельности обучающихся. Методы организации совместной деятельности учащихся: коллективное обсуждение, принятие единого способа действия | ||
- Какой же знак верный и удобный в использовании? - Пока вы работали в группах, на болото прилетела цапля. Посмотрела она на кувшинки с лягушатами. Удивилась, что так много лягушат. Повернула цапля голову налево и открыла свой клюв. - Почему цапля повернула голову в левую сторону? - Как узнали, что слева больше лягушат, чем справа? - Увидев, на болоте большое количество лягушат прилетела еще одна цапля. Посмотрела она на кувшинки с лягушатами и повернула голову в правую сторону и открыла свой клюв. - Как вы думаете, почему? - Как узнали, что справа больше лягушат, чем слева? - Вы совершенно верно заметили: цапля открывала клюв в сторону большего количества лягушат. - Попробуйте на бумаге изобразить раскрытый клюв первой птицы. - Что у вас получилось? - А теперь рядом покажите раскрытый клюв второй цапли? - Что получилось? - Для того, чтобы ни писать слово больше, меньше математики договорились обозначать эти слова специальными знаками, которые что напоминают? - На что похож раскрытый клюв цапли? - А как же узнать, какой знак обозначает «больше», какой «меньше»? - Ответ на этот вопрос спрятался в ваших руках. Может кто-то его уже нашел? - Попробуйте изобразить знаки с помощью рук. - Подумайте, какая у человека рука самая сильная? Может больше сделать? - Какой знак можно показать с помощью правой руки? - А с помощью левой? - Посчитаем лягушат на кувшинках, которые ближе к нам. - Сколько лягушат на правой кувшинке? - Сколько лягушат на левой кувшинке? - Какой знак нужно поставить между числами? - Где число больше, куда повернула голову цапля? - Прочитаем запись слева направо? - Посчитаем лягушат на кувшинках, которые дальше от нас. - Сколько лягушат на правой кувшинке? - Сколько лягушат на левой кувшинке? - Какой знак нужно поставить между числами? - Где число лягушат больше, куда повернула голову цапля? - Прочитаем запись слева направо?
- Сделаем вывод: какие знаки используются при сравнении? - Куда всегда открыт клюв птички. | Обсуждение представленных вариантов решения проблемы. Выбор оптимального способа действий. - Слева лягушат больше, чем справа. - Составили пары. 2 больше 1. - Она смотрит туда, где больше лягушат. - Нет пары, значит на правой кувшинке лягушат больше. - Новый знак <. - Новый знак >. - На знаки >, <. - Клюв птицы похож на знаки: < и >. Обсуждение возникшего вопроса. - Правая рука. - Больше. - Меньше. - 1 - 2 - Знак «<» - Справа. - Один меньше двух. - 1 - 0 Знак «>» - Справа. - Один больше ноля. - При сравнении предметов используются знаки больше, меньше, равно. Клювик птички всегда открыт в сторону большего числа. | Регулятивные УУД: - моделирование нового знака. Коммуникативные УУД: - корректность в обсуждении, высказывании своей позиции, принятие позиции других. Познавательные УУД: - отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем |
Применение нового знания в новых условиях Цель этапа: использование знаний о постановке знака сравнения в практической деятельности. Методы стимулирования учебной активности учащихся: осознание учащимися значимости нового способа деятельности. Методы организации совместной деятельности учащихся: индивидуальная деятельность с последующей само и взаимопроверкой. | ||
- Мы продолжаем говорить о природе. Задание 3. - Животные готовятся к зиме, запасают на зиму корм. - Сколько грибов нашел мышонок? Запишем в тетрадь. - Сколько грибов нашел ежик? Запишем через клеточку. - Сравним, кто нашел грибов больше? А кто меньше? - Какой знак нужно поставить между числами? - Прочитаем запись слева направо? - Маша и Миша тоже собирали грибы. - Сколько грибов у Миши? - Сколько грибов у Маши? - Какой знак нужно поставить между числами? - Прочитаем запись. Задание 3 из тетради выполняется самостоятельно с последующей самопроверкой. - Что необходимо сделать? - Что обозначает запись под рисунком? Задание 4 из тетради выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой. (Зачитывается задание, уточняется его понимание. | Анализ математического материала. Работа в тетради. 2 гриба. 1 гриб. 2 > 1 1 гриб. 2 гриба. 1 < 2 Выполнение предложенных заданий. - Раскрашивать одинаковые предметы. - Надо сравнить количество раскрашенных предметов с не раскрашенными предметами. | Личностные УУД: - осознание значимости правильного применения математических знаков. Познавательные УУД: - умение правильно применять знаки больше, меньше, равно в практической деятельности. |
Подведение итогов, рефлексия Цель этапа: выявление степени достижения поставленной цели, значимость выполненной работы, выявление затруднений обучающихся | ||
- Исследованием какого вопроса мы сегодня занимались на уроке? - О чем должны помнить, когда ставим знаки сравнения? - Где пригодятся полученные знания? - Я предлагаю вам оценить свою работу на «Лесенке успеха». -Кто совсем не понял новую тему, поставит себя на «Лесенке» на нижнюю ступеньку. У кого остались сомнения – на 2-ю. А кто считает, что хорошо знает, как выглядят знаки; больше, меньше, равно, поставит себя выше 2-й ступеньки, а на сколько выше - каждый решит сам. - Оцените свои умения в постановке новых знаков. | Систематизирование полученных знаний и умений. Ученики работают с левой и правой половинкой лесенки «Знаю» и «Умею». | Личностные УУД: - осознание смысла изучения математических знаков. Регулятивные УУД: - способность к самооценке, анализу своей деятельности и деятельности одноклассников. |
Самоанализ открытого урока математики
1 класс, 2013 – 2014 учебный год
программа «Перспективная начальная школа»
учитель Чуфенёва Анастасия Юрьевна
Урок математики по теме «Знаки «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно).
Данный урок является продолжением урока по теме: Больше, меньше, равно, что создает благоприятные условия для овладения учащимися новыми знаками.
Основная цель урока заключается в открытии универсального способа сравнения совокупности предметов (чисел) с помощью знаков «>», «<», «=».
Содержание урока выстраивается на основе основных этапов осуществления учебно-исследовательской деятельности. Данный вид деятельности позволил активизировать потребность обучающихся в получении новых знаний, умений, что способствовало овладению, как предметным материалом, так и универсальными учебными действиями, необходимыми для его освоения.
Кроме того, выбранная мною форма проведения урока – урок с элементами учебно-исследовательской деятельности, способствовала активному участию ребят в образовательном процессе.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. На каждом этапе организовывались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими умениями. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал жизненному опыту учащихся.
При подготовке урока были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. В связи с этим были выбраны разные формы и методы работы (парные и индивидуальные формы работы, взаимоконтроль, решение проблемы, совместное выполнение заданий, самостоятельная работа с взаимопроверкой).
Темп урока соответствует особенностям класса. У учащихся данного класса в основном средний уровень познавательной активности. Работоспособность учащихся в течение урока обеспечивалась разнообразными видами работы.
С целью применения теоретических знаний о знаках была организована практическая деятельность учащихся, с опорой на жизненный опыт учащихся и наглядный материал.
Для предупреждения перегрузки учащихся были своевременно проведены физкультминутки. С целью активизации работы обоих полушарий, развития взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы использовалось задание, направленное на гармонизацию полушарий мозга. На данном уроке учащимся предлагалась обвести по контуру лягушку.
Поставленные задачи реализовались на уроке, тем самым урок своей цели достиг.