Привитие интереса к математике
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Дружкова Татьяна  Ивановна

Можно  ли  вызвать  жгучее  любопытство  на  лицах детей  во  время  занятий  по  математикеОсновным  источником  является  интерес.Как  привить  интерес  к  математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл privitie_interesa_k_matematike.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Привитие интереса к математике.

Труд учителя и ученика должен и может стать увлекательным и радостным, живым и целесообразным. Сегодня перед учителем, как никогда ранее, стоит трудная задача – учить хорошо всех.

Можно ли вызвать жгучее любопытство на лицах детей во время занятий по математике? Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражениях лиц детей? Когда у последних вдруг зародится догадка, забьется живая, рвущаяся наружу  мысль? И они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивать на месте, желая ответить на «коварный» вопрос учителя? Можно ли у детей вызвать к занятиям математики настолько большой интерес, что они встречают учителя одним и тем же вопросом: «Когда будет еще такое занятие?» И ждут его как праздник. Такие моменты, когда ты вызвал окрыленность и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются поистине счастливыми. Удивление и острый интерес, радость на лицах детей можно увидеть на таких уроках.

Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике. Что может заставить ребенка задуматься, начать размышлять. Только не принуждение. Основным источником является интерес. Поэтому я стараюсь находить все средства и способы вызвать интерес у учащихся к математике. Все занятия должны быть красочно оформлены. Это привлечет внимание детей и вызовет радостное удивление. Интерес к математике поддерживается занимательностью самих задач, вопросов заданий. Говоря о занимательности, я имею в виду не развлечение детей пустыми забавами,а занимательностью содержания математических заданий либо формы, в которые они облекаются. Благодаря занимательности многие древнейшие задачи передаются из поколения в поколение. Например, задача-сказка о переправе волка, козы, капусты с одного берега на другой. Она служит одной из головоломок для формирования полезных мыслительных навыков.

Прочные знания, умения и навыки учащихся приобретаю в процессе активной познавательной деятельности. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал как важно серьезное занятие сделать занимательным. С этой целью я использую различные занимательные математические дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации. Занимательный материал на уроках не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка.

Одним из эффективных средств развития интереса является игра. В жизни ребенка игра занимает большое место. В ней дети чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность. В игре они добиваются порой самых высоких для себя результатов. Включение в урок математики игр делает его интересным, создает бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Игр огромное количество. В.А. Сухомлинский писал «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Закрепляя понятие «сколько же», можно провести игру «В гостях у Красной Шапочки». Игровые занятия позволяют приобщить пассивных учащихся к умственному труду, что так важно для уроков математики.

При закреплении таблицы умножения часто использую игру «Поймай рыбку». Провожу игры «Кто первый полетит в космос?», «Кто скорее?», «Лесенка», «Какая фигура исчезла?», «Хватит ли всем?», «Хоккей» и многие другие игры.

С интересом дети принимаются за отгадывание ребусов, связанных с математикой.

У  3` о

ПА` ЗЖ.                                                                              

А  и  100`

5` ница


        



Нужно, чтобы ребенок объяснил, как он догадался. Ребята сами придумывают и составляют ребусы. Им это очень нравится!

Дети всегда с увлечением отгадывают загадки. Лица их сразу же озаряются улыбкой. Загадки имеют математические элементы.

  1. Дом без окон и дверей, как зелёный сундучок, в нём 6 кругленьких детей.

Называется (стручок).

  1. Два брюшка, четыре ушка. Что это? (подушка)
  2. Четыре ноги, а рыло свинячье. Сто иголок несёт, а шить не умеет (ёж).
  3. Шестиногая на потолке, а восьминогий ждёт её в уголке (муха и паук).
  4. Возле ёлок из иголок летним днём построен дом. За травой не виден он, а жильцов в нём миллион (муравейник).

Дети очень любят  отгадывать загадки. Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Ушинский писал: «Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой ума. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству.

Ношу их много лет, а счёту им не знаю (волосы).

Учимся отгадывать и шарады. Это особая загадка. Надо в ней отгадать определенное  слово. Каждое слово отгадывается не сразу, а по частям.

К названию животного

Поставь одну из лир –

Получишь полноводную

Реку в СССР. (Вол-га).

Отгадываем метаграммы. Он – грызун, не очень мелкий, ибо чуть побольше белки. А заменишь «у» будет круглое число. (Сурок-сорок).

Я приношу с собою боль, в лице большое искажение. А «ф» на «н» заменишь ты и превращусь я в знак сложения. (Флюс-плюс).

Отгадываем логорифмы. Арифметический я знак. В задачнике меня найдешь во многих строчках. Лишь «о» ты вставишь, знак как, и я географическая точка. (Плюс-полюс).

Загадки всегда служили и служат увлекательным методом для размышления. На занятиях учимся отгадывать  математические  кроссворды и сами их составляем.

Дети любят необычные задачи в стихах и с радостью их решают. Например, решение по стихотворению «Багаж» С.Я. Маршака. Учитель читает стихотворение и задает вопрос: Сколько вещей дама сдавала в багаж? (7).

  1. Две розы Маша сорвала. В подарок маме принесла. Сорви еще и подари ты маме не две, а три.
  2. Пять щенят и мама лайка. Сколько будет сосчитай-ка.

Любят дети решать весёлые задачи. На деревьях грибы сохли, ну, а в дождь, конечно, мокли. 40 жёлтеньких маслят, 8 тоненьких опят. Да 3 рыжие лисички – очень милые сестрички. Вы, ребята не молчите. Сколько всех грибов? Скажите!

Очень важно предложить детям задачи-шутки.

  1. Когда цапля стоит на одной ноге она весит 3кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на 2 ноги?
  2. Если у стола отпилить один угол. Сколько останется углов?
  3. У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил: У меня 4 сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько детей у мужчины?

Интерес у учащихся вызывает работа с геометрическим материалом. Например: из каких геометрических фигур составлены рисунки?

Большая работа ведётся на уроке по развитию логического мышления.

Логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства.

  1. Коля и Саша носят фамилию Гвоздев и Шилов. Какую фамилию имеет каждый из них, если Саша с Шиловым живут в соседних домах.
  2. Катя выше Мани, а Маня выше Оли. Кто выше Катя или Оля?

На уроках математики проводим конкурсы знатоков олимпиады, математические КВН, Брейн – ринги.

Ребята очень любят уроки математики. Им кажется, что урок закончился очень быстро. Результаты контрольных работ всегда высокие. Я убеждена, что занимательный материал оказывает большую роль в привитии интереса к математике, активизации познавательной деятельности, учит детей учиться.