Знакомство с весами. - Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.) - Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника). - Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов). - Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника) (дети заканчивают предложение). - Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки) (предложение заканчивают дети). - А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников? (Масса одного учебника равна массе другого учебника). - Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами). - Правильно, массу предметов измеряют весами. (На доску вывешивается слово «весы» ) - Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением. Весы придумали древние торговцы, когда обменивались товаром. На разные чашечки весов они клали свои товар, и при равновесии чащек весов сделка считалась состоявшейся. Перед вами фрагмент фрески из Древнего Египта. Уже в 5 тысячелетии до н. э весы существовали. - А какие бывают весы?(Весы бывают разные: чашечные, электронные, аптечные, механические. - Где в жизни вы встречали весы? - Люди каких профессий используют в своей деятельности весы? У кого родители используют весы? Для чего?
Задание: - Из деталей, которые находятся перед вами, сделаем рычажные весы(Учитель демонстрирует, а ученики повторяют) Знакомство с единицей массы – граммом.
- Ребята, Незнайку угостили конфетой и он решил узнать его массу. - На одну чашу весов Незнайка положил конфету, а на другую – 3 виноградинки. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые) - Запишем: 1 к. = 3в. - Теперь Незнайка на одну чашу весов положил конфету, а на другую – 2 прищепки. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые) - Запишем: 1 к. = 2 п. - Так как взвешивали одну и туже конфету,можно записать: 3виноградины=2 прищепки - Но мы знаем, что 3 > 2. - Нет ли здесь ошибки?( Нет, мы измеряли разными мерками) - Какой вывод можно сделать? (Нужна одинаковая мерка!)
- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. Придумали такую мерку и назвали ее – грамм. ( На доске вывешивается слово «грамм»). - Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением. Какие особенности в написании этого слова вы заметили? - Сокращенно это слово записывают « г.».(На доске вывешивается Г). - В коробке №1 есть пластмассовые кубики ,масса которых 1 грамм, - Есть в этой коробке и гири массой 10 г, .(рассматривание гирей) - Существуют и другие единицы измерения массы: килограммы, тонны, центнеры. С этими единицами измерения мы познакомимся попозже. Задание: Самостоятельно попробуйте взвесить конфету, массу которой мы измеряли при помощи виноградин и прищепок. Для этого используйте гирьки из коробочки №2
|