Открытый урок математики
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Открытый урок  математики по теме "Деление с остатком на 10,100". 4 класс. УМК "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar773.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.          

Предмет

Математика

Комплект

Умк «Гармония»

Класс

4

Дата

Тема

Деление с остатком на 10,100

Тип урока

Открытие нового знания

Цели

познакомить учащихся с приёмом  деления с остатком на 10, 100

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

- формировать представление о письменном приеме  деления с остатком  на 10,100;

-  совершенствовать умения умножать   и делить  числа, оканчивающиеся нулями;
выполнять деление с остатком;

-учить правильно употреблять в речи  математические понятия;

-развивать умение  решать задачи.

Познавательные:
формировать осмысление приемов деления  с остатком;
развивать  любознательность и познавательную  инициативу;
формировать умение в постановке проблемы и учебной цели;
способствовать развитию  готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач;  учить  решению  проблемы;  формировать умения обобщать знания и делать выводы;

Личностные:
развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;
развивать учебную мотивацию;

Регулятивные:
способствовать освоению приемов деления  с остатком на 10,100;
формировать умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);
формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
учить  определять и формулировать цель деятельности;
формировать умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
формировать умение адекватно оценивать свою деятельность

Коммуникативные:
формировать умение отвечать на поставленный вопрос;
формировать умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
развивать умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;
формировать умение  аргументировать свои высказывания;
формировать умение четко выражать свои мысли;
формировать умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

Оборудование

Учебник «Математика» ч. 1, Н.Б.Истомина, ,  мультимедийная презентация,  карточки с ответами.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

1.Самоопределение к учебной деятельности(мотивация)

Цель: Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности.

Начинаем урок одной из точнейших и интереснейших наук, цариц всех наук. Урок…( хором )

Настроенье, каково!    - Во! 
Все такого мнения!  
- Все без исключения! 

Может Вы уже устали?  
- Мы с собой таких, не брали! 

Может, ляжем, отдохнём?    
- Лучше мы урок начнем! 

Все за парты дружно сели, 
Друг на друга посмотрели, 
Улыбнулись, пожелали друг другу удачи. 
И вперед за новыми знаниями. 

               

 Читают стихотворение вместе с учителем.

Самоопроеделение к деятельности – (Л);

-смыслообразование (Л);

- целеполагание - (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К);

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Цель: подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Перейдем к устному счету - повторим с вами то, что нам будет необходимо сегодня на уроке.

Задание 1. Повторим алгоритм деления с остатком.

Найдите ошибку, которую допустил ученик при выполнении деления.

35 |4_          50 |8_          27 |3_

32 |8            40 |5            24 |8

  5 (ост)       10 (ост)         3 (ост)

Задание 2.

Давайте вспомним, как делить на 10, 100 и 1000.  Запишите только ответы в 3  столбика:

60:10             800:100               6000:1000

70:10            3100:100             65000:1000

900:10          7500:100             83000:1000

700:10          90000:100              710000:1000

Проверяем.

Какие ответы получились в 1 столбике?

Какие ответы получились в 2 столбике?

Какие ответы получились в 3 столбике?

Давайте сделаем вывод - как делить на 10, 100 и 1000?

Нужно «отбросить» столько нулей в делимом, сколько их содержится в делителе.

Воспроизводят и фиксируют ЗУНы достаточные для построения нового способа действий.

Делают вывод.

-Мыслительные операции (обобщ, анализ,  синтез, сравнение)-П;

-Извлечение необходимой инф. из текста – П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание – П;

-фиксирование инд.затруднений  в пробном учебном действии - Р;

-волевая саморегуляция  в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации- К  .

3.Постановска учебной задачи.

Цель: поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

-На какие две группы можно разделить эти примеры? (Одни примеры делятся без остатка, другие с остатком)

65:10           890:10         365:10        700:100

- Определите тему урока.

- Поставьте цель урока.

Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину  возникшего затруднения (чему учиться)

Предлагают и согласовывают тему урока.

-Самоопределение – Л;

- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

-самостоятельное выделение и формирование цели-П;

-поиск и выделение необходимой информ.-П.

4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Учитель выступает в роли организатора.

Фиксирует новый способ действия(алгоритм) на доске

- Каким способом предлагаете делить многозначные числа на 10, 100?  (дети предлагают разные способы деления).
-Кто может объяснить?

65 |10          365 |10         

60 |6            360  |36            

  5 (ост)         5 (ост)        

                         

Откройте учебники на стр. 54
- Посмотрим, что же нам говорят наши ребята-ученые по этому поводу? (читаем)

- Так ли мы рассуждали?
- Сколько способов? (подбирать неполное частное, или выяснить сколько десятков, сотен, тысяч содержится в делимом)

- В каком случае можно пользоваться обоими способами, а каких только одним?

- Какой вывод можем сделать?

На основе выбранного учащимися метода они  выдвигают гипотезы,  используя схемы, муляжи, чертежи и др. применяя новый способ действий  к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют  преодоление  возникшего раннее затруднения.

- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

-поиск и выделение необходимой информации;

Установление причинно – следств. связи -П;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и  поискового характера  на основе метода рефлексивной деятельности .-Р;

-адекватное использование речевых средств для решения  коммуникативных задач-К;

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-К.  

Физминутка

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

5.Первоначальное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоить учащимися новый способ действия.

Учитель выступает в роли организатора.

Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании учащимися вслух.

На стр. 54 находим №142.

Выполняем примеры с комментированием. По строчкам. Первая, вторая строки у доски.

- У кого были затруднения в решении примеров на деление с остатком?

Решают  фронтально несколько типовых заданий на новый способ действий. При этом проговаривают  вслух выполненные шаги алгоритма (определение, свойства)

Извлечение из предметного текста необходимой информации - П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание – П;

Построение  логической цепи рассуждений и доказательств -К

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Организовывает  самостоятельную работу на новый способ  действия (формы любые). Организовывает  самопроверку учебных  решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность  выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)

Третью  и четвёртую строки выполняем,  работая  самостоятельно.

Взаимопроверка  по эталону.  

- Кто выполнил без ошибок?

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Уч-ся фиксируют положительные результаты своих действий (знаково: +,-  и др.). Оценивают свои результаты в освоении нового способа  действия.

Контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению -Р

Самоопределение- Л

7. Включение в систему знаний и повторения.

Цель: включить  новый способ действий в систему знаний  при этом  повторить и закрепить  раннее изученные способы  подготовки к изучению следующих разделов.

Организует выполнение заданий  в которых новый способ действий  связан с ранее изученными.

Организует тренинг ЗУНов  раннее сформированных  доведением их до автоматизма.

Работа в паре.
Выберите то  задание, которое  вы хотите сделать.

А

68:10               540:10
12:97             56:13
395:10           8523:10
755:100         3512: 100
Б

Из данных чисел выберите четыре числа, из которых можно выполнить запись деления с остатком.
1) 6, 2, 2356, 100, 56, 23.
2) 7841, 100, 8, 41, 841, 78.
3) 3, 7563,10, 756, 7, 563.
4) 4271, 271, 2, 1, 10, 427.

Самопроверка по эталону.

 Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.

Все  познавательные УУД +  контроль, коррекция, оценка –Р.

8.Рефлексия деятельности

Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий

Домашнее задание:

Организует рефлексию ( по вопросам)  и самооценку собственной учебной деятельности. Определяет  домашнее задание  для самостоятельной работы  с элементами выбора и творчества.

Какова была цель урока?

Достиг ли урок цели?  

Что нового узнали?

Покажите, как вы усвоили новый материал: зелёный квадратик – мне всё понятно;

желтый – я сомневаюсь в своих знаниях,

красный – ничего не понял.

Стр. 54, № 142 (шестая строка).

Прозвенел звонок?
Кончился урок?
Получили отметки?
Отдыхайте детки.

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Намечают  цели дальнейшей деятельности.

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

-самооценка на основе  критерий успешности-Л;

- адекватное понимание успешности или неуспешности;

-- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

- планирование успешного сострудничества - К

- следование моральным нормам и этическим требованиям - Л

                                   

А

68:10               540:10
12:97               56:13
395:10             8523:10
755:100           3512: 100

Б

Из данных чисел выберите четыре числа, из которых можно выполнить запись деления с остатком.
1) 6, 2, 2356, 100, 56, 23.
2) 7841, 100, 8, 41, 841, 78.
3) 3, 7563,10, 756, 7, 563.
4) 4271, 271, 2, 1, 10, 427.

А

68:10               540:10
12:97               56:13
395:10             8523:10
755:100           3512: 100

Б

Из данных чисел выберите четыре числа, из которых можно выполнить запись деления с остатком.
1) 6, 2, 2356, 100, 56, 23.
2) 7841, 100, 8, 41, 841, 78.
3) 3, 7563,10, 756, 7, 563.
4) 4271, 271, 2, 1, 10, 427.

А

68:10               540:10
12:97               56:13
395:10             8523:10
755:100           3512: 100

Б

Из данных чисел выберите четыре числа, из которых можно выполнить запись деления с остатком.
1) 6, 2, 2356, 100, 56, 23.
2) 7841, 100, 8, 41, 841, 78.
3) 3, 7563,10, 756, 7, 563.
4) 4271, 271, 2, 1, 10, 427.

А

68:10               540:10
12:97               56:13
395:10             8523:10
755:100           3512: 100

Б

Из данных чисел выберите четыре числа, из которых можно выполнить запись деления с остатком.
1) 6, 2, 2356, 100, 56, 23.
2) 7841, 100, 8, 41, 841, 78.
3) 3, 7563,10, 756, 7, 563.
4) 4271, 271, 2, 1, 10, 427.

А

68:10=6 (ост.  8)
540:10=54 (ост. 0)

12:97=0 (ост. 12)

56:13=4 (ост. 4)

395:10= 39 (ост. 5)

8523:10=852 (ост. 3)

755:100= 7 (ост. 55)
3512: 100= 35 (ост. 12)

 Б

1) 2356: 100 = 23(ост. 56)
2) 7841: 100= 78 (ост.41)
3)  7563:10=  756 (ост.3)
4) 4271: 10= 427 (ост. 1)

А

68:10=6 (ост.  8)
540:10=54 (ост. 0)

12:97=0 (ост. 12)

56:13=4 (ост. 4)

395:10= 39 (ост. 5)

8523:10=852 (ост. 3)

755:100= 7 (ост. 55)
3512: 100= 35 (ост. 12)

 Б

1) 2356: 100 = 23(ост. 56)
2) 7841: 100= 78 (ост.41)
3)  7563:10=  756 (ост.3)
4) 4271: 10= 427 (ост. 1)

А

68:10=6 (ост.  8)
540:10=54 (ост. 0)

12:97=0 (ост. 12)

56:13=4 (ост. 4)

395:10= 39 (ост. 5)

8523:10=852 (ост. 3)

755:100= 7 (ост. 55)
3512: 100= 35 (ост. 12)

 Б

1) 2356: 100 = 23(ост. 56)
2) 7841: 100= 78 (ост.41)
3)  7563:10=  756 (ост.3)
4) 4271: 10= 427 (ост. 1)

А

68:10=6 (ост.  8)
540:10=54 (ост. 0)

12:97=0 (ост. 12)

56:13=4 (ост. 4)

395:10= 39 (ост. 5)

8523:10=852 (ост. 3)

755:100= 7 (ост. 55)
3512: 100= 35 (ост. 12)

 Б

1) 2356: 100 = 23(ост. 56)
2) 7841: 100= 78 (ост.41)
3)  7563:10=  756 (ост.3)
4) 4271: 10= 427 (ост. 1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"

Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....

Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"

Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...