ПНШ
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по математике составлена на основе:
- Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа;
- Авторской программы «Математика» Чекина А.Л., Р.Г.Чуракова УМК «Перспективная начальная школа»;
- ООП НОО.
1.Содержание учебного предмета
*Особенности организации учебного процесса:
В ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный организация учебно-воспитательного процесса строится на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания в рамках опытно-экспериментальной работы по проблеме «Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды» (научный руководитель Рыбакина Н.А., доцент кафедры современных технологий и качества образования МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г.о. Самара, к.п.н.).
В компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса изучение любой темы разбивается на 4 основных этапа:
1 этап – осознание структуры изучаемого явления, задачей которого является формирование когнитивной схемы – такой формы хранения опыта, которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета. На данном этапе когнитивная схема изучаемого явления формируется на основе комплексного использования действенного, образного и знакового способов кодирования информации. Для этого изучаемый материал сжимается и представляет собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач. Сформированная когнитивная схема выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
2 этап - осознание генезиса способов деятельности, где и формируются познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д. Для этого учитель представляет учащимся ряд задач, выстроенных по принципу «от простого к сложному» и организует деятельность учащихся «во внешней речи»: объяснение способа решения задачи на основе когнитивной схемы.
3 этап – самореализация. На данном этапе формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержание образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем). Для этого учитель организует коллективную деятельность, в процессе которой учащиеся определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям.
4 этап – рефлексия уровня достижений. На данном этапе осуществляется формирование рефлексивного мышления. Элементы рефлексии (контроля) осуществляются на протяжении всего времени изучения темы в виде небольших тестов, диктантов, самостоятельных работ. В частности обязательными являются проверочные работы в завершении этапа осознания генезиса способов деятельности, в процессе этапа самореализации. Если изучается достаточно объемный теоретический материал, то, как правило, в завершении этапа осознания структуры изучаемого явления проводится устный опрос.
Формирование регулятивных, коммуникативных метапредметных результатов и личностных результатов заложено в самой модели компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса и отрабатываются в процессе изучения каждой темы на третьем и четвертом этапах. Предметные и познавательные метапредметные результаты, которые непосредственно связаны с содержание образования конкретизируются в каждой теме календарно-тематического плана. В котором по каждой теме сформулированы результаты обучения в деятельной форме, то есть определено, что будет уметь делать учащийся с помощью нового знания и конкретизированы познавательные универсальные учебные действия. На основании заявленных результатов учитель строит сценарий изучения темы в четыре выще указанных этапа, время на прохождение каждого их которых примерно распределяется следующим образом: 1 этап – 20%, 2 этап – 10%, 3 этап – 40%, 4 этап – 30% (указан % времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы).
Каждому этапу изучения темы в календарно-тематическом плане соответствует определенная форма организации учебных занятий:
1 этап – проблемное изложение материала (в плане перечислены элементы представляемого содержания, составляющего основу когнитивной схемы);
2 этап – семинар, в процессе которого организована деятельность по объяснению выбора основ решения широкого класса задач (генезис способов деятельности);
3 этап – практикум по решению задач, в процессе которого каждый учащийся в коллективной деятельности строит свою работу по достижению личностно-значимых целей обучения;
4 этап – двухфазная рефлексия, состоящая, как правило, из трех уроков: предитоговая работа, рефлексия уровня достижений (обобщаюший урок), итоговая работа. Особенность этапа заключается в том, что две проверочные работы данного этапа проводятся по одному классификатору. Эти же работы задают уровень сложности освоения материала. В рамках заявленной темы он может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся, но не может быть ниже уровня: учащийся освоит, заданного примерной образовательной программой основного общего образования.
№ п/п | Наименование раздела | Содержание | Материал учебника | Кол-во часов |
1. | Числа и величины. | Натуральные и дробные числа. Разрядная единица – миллион (1000000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов. Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел.: числителя и знаменателя. Постоянные и переменные величины. Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Установление правила, по которому составлена данная числовая последовательность. Величины и их измерение. Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим дециметром. Связь между литром и килограммом. | ч.1. с.7-11 с. 26-35 с.86-88 | 12 |
2. | Арифметические действия. | Взаимосвязь арифметических действий. Деление с остатком. Алгоритмы письменного умножения и деления многозначных чисел. Буквенные выражения как выражение с переменной. Решение уравнений. | ч.1. с. 22-26 с. 39-44 с. 51-77 ч.2 с.7-22 ч.2 с. 92-97 | 50 |
3. | Работа с текстовыми задачами. | Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход). Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Логические задачи. Задачи на нахождение доли целого и целого по значению его доли. | Ч.1 с.12-22 Ч.1 с.44-51 Ч.1 с.77-86 Ч.1 с.102-110 ч.2 с.39-78 | 26 |
4. | Пространственные отношения. Геометрические фигуры» | Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников. Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Раздел «Геометрические величины». Геометрические величины и их измерение. Измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника. Объём тела и вместимость сосудов. Измерение объёма тел. Единицы измерения объёма: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношение между единицами объёма. Задачи на вычисление (длины, площади, объёма). | Ч.1 с.89-102 Ч.2 с. 78-92 | 26 |
5. | Работа с данными | Диаграмма: чтение диаграмм: столбчатой, круговой. Чтение круговых диаграмм м разделением круга на 2,3,4,6.8,9,12 равных долей. Алгоритм. Построение записи алгоритма с помощью блок – схемы. | Ч.2 с. 22-39 Ч.2 с.100-113 | 22 |
Итого: | 136 |
2. Календарно-тематическое планирование с определением конкретных результатов и основных видов учебной деятельности обучающихся
*УЛО – учебно-лабораторное оборудование.
3.Описание материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса в 4_ классе по предмету «Математика»
№ п/п | Наименование пособий и технических средств обучения | Выходные данные (автор, издательство, год издания) |
I | Печатные пособия:
| Программа по учебным предметам: 1-4 кл. 1 часть / Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. |
| Чекин А.Л. Математика 4 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник. | |
| Чекин А.Л. Математика: методическое пособие для учителя М. : Академкнига/Учебник. Чуракова Р.Г. Математика. Поурочное планирование методов и приемов индивидуального подхода к учащимся в условиях формирования УУД. 4 класс: в 2 частях. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. | |
II | Звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | |
III | Технические средства обучения (средства ИКТ) | Ноутбук, колонки, мультимедийный проектор, экран, |
IV | Цифровые образовательные ресурсы | 1.Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс. 2. Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября» http://mat.1september.ru 3. Math.ru: Математика и образование http://www.math.ru 4. Allmath.ru – вся математика в одном месте http://www.allmath.ru |
V | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | Программное обеспечение к системе контроля и мониторинга качества знаний ProClass с интегрированным набором контрольных тестов Нетбуки, Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника: 1-4 класс» |
VI | Натуральные объекты | |
VII | Демонстрационные пособия | Комплект таблиц для начальной школы. 4 класс. |
VIII | Музыкальные инструменты | |
IX | Натуральный фонд |
4.Контрольно – измерительные материалы
Диагностический материал включает кодификатор и тексты работ: диктанты, контрольные работы, лабораторные работы и др. (материалы прилагаются)