Разноуровневые игровые и занимательные задания по математике (методическое пособие)
учебно-методическое пособие по математике (2 класс) по теме

Серова Надежда Ивановна

В данном пособии представлены разные варианты занимательных и игровых заданий по математике. Данное пособие предназначено для работы во 2 классе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobie_po_matem.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

         ГБОУ СОШ №585 Кировского района Санкт-Петербурга

Разноуровневые

игровые и занимательные  

задания по математике

(методическое пособие)

                                                                                                                                                           Автор-составитель: Серова Надежда Ивановна,                                                                                                                  

  учитель высшей категории

2014г

Введение

         В Основных  направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы большое внимание уделяется активизации методов и форм учебно-воспитательного процесса.

        Дидактические игры являются важным средством воспитания умственной активности учащихся.

         Игровые и занимательные задания по математике для учащихся 2 класса рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они разнообразят виды деятельности детей на уроке, воспитывают интерес к математике, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы.

          Игры по своей структуре можно разделить на две группы: сюжетно-ролевые и игры-упражнения.

           В сюжетно-ролевых играх есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, игровые действия, игровое правило.

К таким играм относятся: «Определи маршрут корабля», «Где произойдет стыковка космических кораблей?», «Кому подается мяч?», «Телефон», «Телеграф» и другие.

           Учителя на уроках больше используют игры-упражнения, в которые включены отдельные элементы игры , элементы загадки, игровое действие или правило. К этой группе относятся известные учителям игры «Цепочка», «Молчанка», «Угадай-ка», «Математическая эстафета», «Составь круговые примеры», «Рассели числа в домики « и другие.

           Вторая группа игр требует меньше времени на их проведение. Однако следует подчеркнуть , что сюжетно-ролевые дидактические игры вызывают больший интерес у учащихся, чем игры-упражнения.

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ  

РАЗЛИЧНЫХ РАЗДЕЛОВ МАТЕМАТИКИ ВО  2КЛАССЕ.

       I .ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В  1 КЛАССЕ.

  1. Игра на внимание.

Дидактическая цель. Закреплять счет от 1 до 20 и от 20 до 1.

Содержание(1 вариант). Учитель поочередно прикрепляет карточки с рисунками к магнитной доске и предлагает сосчитать число рисунков. Затем он бросает мяч одному из учеников и делает движение рукой слева направо; ученик, получивший мяч, называет обозначенное число и ведет счет от него до 20, если учитель показал рукой справа налево по отношению к детям, ученик ведет счет от 20 до указанного числа. По хлопку учителя счет останавливается. Учитель выставляет другую карточку ,по которой проводится аналогичная работа.

2 вариант. Учитель называет число и бросает мяч, ученик называет следующее число или предыдущее.

  1. Каких чисел недостает?

Содержание. Учитель произносит два числа, а ученики должны назвать числа, которые находятся между ними. Например, учитель говорит:»14,17». Ученики показывают поочередно недостающие числа на карточках.

                                    3.Чудесный квадрат.

                    3       5       8       10

                     7       1       12      15

                      11     14     4        6

                      2        9        16      13

Содержание. Учитель первые три числа показывает наугад . Дети должны задумать любое из написанных чисел. Учитель молча показывает на числа указкой, учащиеся к своему задуманному числу при каждом показе прибавляют единицу.)

Четвертое число он должен показать 16, пятое-15, шестое-14, и т д . В этом случае ученик, задумавший число 16, прибавляет по единице 4 раза. В момент, когда учитель покажет на задуманное число каждого ученика, у него получится число 20, и он говорит :»Стоп!»

 

                           3.Запиши числа по порядку, начиная с наименьшего.

                  11    14                               12              14                                   20            18

                       15                                           16                                                     17

                 13        12                             15                13                                 19             16

                           4.Какими должны быть два следующие числа в последовательности  10, 8 , 11, 9, 12, 10, 13, … ?

                         

                             5.Составь предложение, начиная с наименьшего числа.

   Н-  15-3=          С-14-3=         В-  17-3=         О- 16-3=         Ы- 18-3=         М- 19-3=

    М- 18+2=         О- 17+3=         Г- 14+3=         О- 15+3=        Д- 16+3=              

                              6.Математический телефон.

 Содержание. Учитель вызывает для разговора двух учеников. Они будут вести математический разговор: один будет задавать примеры на сложение однозначных чисел, другой -решать пример и называть ответ. Затем они поменяются ролями. А теперь ученики будут вести телефонный разговор друг с другом. Ученики 1 варианта будут задавать вопросы, а 2-отвечать. Затем роли меняются.                          

               

                     II.СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 100.

  1. На какой час назначен сбор?

 Содержание. Командир назначил своей команде время ее сбора с помощью игры. Он засекретил его, записав на цветке ромашки числа, и предложил самим догадаться о времени сбора и записать его в середине рисунка. С этой целью они должны проследить за изменением чисел, записанных на лепестках ромашки. Начиная с числа 5 по часовой стрелке, найти число, с помощью которого изменяются все числа. Оно и будет обозначать время сбора команды. Дети из соседнего класса догадались. А вы можете узнать время сбора команды?

                                                               5

                                                 41                      14

                                                        32        23

  1. По какой тропинке ты пойдешь?

 Содержание. Дети на выходные дни вместе с учительницей решили отправиться на туристическую базу пешком  через лес. К ней вели две тропинки. Учительница узнала, что одна из них после дождя затоплена водой. Чтобы предупредить об этом ребят, она предложила им игру-загадку: догадаться по цепочкам примеров, по какой из тропинок связь с туристической базой не нарушена ( по какой из них можно пройти успешно). Она зашифровала каждую тропинку цепочкой примеров такого вида:

                   1-я тропинка                          2-я тропинка

           9+14                                              5+17

           14+9                                               17+5

     23=14+9                                         22=17+5

             23-14                                              22-14

              23-9                                                22-5

 Дети сразу догадались, по какой тропинке они пойдут на туристическую базу. А вы догадались?

  1. Телеграф.

 Содержание. Учитель выдает ученикам , сидящим за первыми партами, карточки, на которых записаны числа 2,3,4 и показывает на следующую схему:

                        +4*2-6:2+8-6

 Ученики каждого ряда поочередно выполняют действия по схеме и передают листок ученикам, сидящим за ними. Эти ученики должны проверить предыдущий пример, записать и решить свой пример. Побеждает та команда(ряд), которая первой запишет правильные ответ в в таблицу.

                                   4.Меткие стрелки.

 Содержание. Учитель сообщает  детям, что на этом уроке они-»меткие стрелки», будут «пускать стрелы» (проводить стрелки) от примера к ответу. Кто правильно и быстро «поразит» все цели, тот станет лучшим стрелком.

  Спишите примеры в тетрадь и проведите стрелки от примера к ответу по образцу:

     2*4+8      15     17+18-9     26

     2*2+9       25     29+7-6       34

     2*5+15     16     64-35+5      30

      3*6+19     37      90-74+26     23

      2*4+18      36      81-65+7       42

       3*3+27       30      100-75+8     32

        3-5+39       59       74-65+23     33

       3*8+35        74       63-29+34     31

        3*9+47       54        47-35+19      68

                                     5 Счетоводы.

 Содержание. Найти и подчеркнуть в каждом ряду по три числа, сумма которых равна числу, обведенному кружком.

          6          20          10          7          9          5                              23

           9          3             11          7          1         5           4                9

           6            9             5           7          12        2           3                15

           

                                     6.Шифровальщики.

      Содержание. Расшифровать загадку и отгадку, которые зашифрованы с помощью алфавита, пронумерованного по порядку:

   20,3, 16, 11, 35, 23, 3, 16, 19, 20, 10, 12, 35, 33, 35, 3, 35, 18, 21, 12, 6, 35, 5, 6, 18, 8, 1, 13,

    20, 29, 35, 17, 16, 13,  6, 20, 6, 13, 35, 33, 35, 17, 16, 2, 6, 8, 1, 13.

    (3, 16, 9, 5, 21, 26, 15, 29, 11, 35, 26, 1, 18, 10, 12)

                Занимательные математические диктанты.

  1. Винни - Пух, Кролик и Пятачок ожидали поезд три часа. Сколько часов ожидал поезд каждый из них?
  2.  Папа отвез 3 сыновей в загородный лагерь. Дорога заняла 3 часа. Сколько часов ехал каждый мальчик?
  3.  На проводе  сидели 12 ласточек. Через некоторое время четвертая и седьмая ласточки улетели. Сколько ласточек осталось сидеть на проводе?
  4. Вес гуся 4 кг, что составляет половину веса индюка. Сколько весят два индюка?
  5. У двух братьев вместе было 20 орехов. Когда старший брат съел 2 ореха, орехов у братьев стало поровну. Сколько орехов было у старшего брата сначала?
  6. Мама купила для дочери путевку в оздоровительный лагерь ровно на 4 недели. Сколько дней уже отдыхает Юля , если до конца смены осталось 8 дней?
  7. Коля и Вася очень любят мороженое. Коля купил и съел 5 порций эскимо, а Вася-3порции. Затем Коля купил еще 4 порции пломбира, а Вася 5 порций. Сколько всего порций мороженого съели ребята?
  8. Соловьи улетели в теплые края 12 сентября, а ласточки задержались в наших краях еще на две недели. Какого числа улетели ласточки?
  9. Дима едет на велосипеде, масса которого 8 кг. Дима тяжелее велосипеда на 24 кг. Какой общий вес велосипеда и мальчика?
  10. До станции Простоквашино дядя Федор ехал 8 часов. Сколько времени потратят на этот путь дядя Федор и кот Матроскин, если будут ехать вместе?
  11. Каждый месяц Оля получает детский журнал. Сколько номеров журнала получит Оля за 2 года?
  12.  В новогоднем подарке 24 карамельки и 17 шоколадных конфет. Саша съел несколько конфет, и в подарке осталось 36 конфет. Сколько конфет съел Саша?
  13. У отца, матери и детей  вместе 10 сапог. Сколько детей в этой семье?

       14.Доктор Айболит ведет прием больных. К нему записались 12 зверей. Зайчата уже зашли в кабинет, а два медведя, три лисички и 2 белочки ждут своей очереди. Сколько зайчат в кабинете Айболита?

        15.Четверо конькобежцев пробежали по стадиону 8 кругов. По скольку кругов пробежал каждый из них?

         16.У волка 42 зуба,  у медведя столько же, а  у ежа на 6 зубов меньше, чем у лисы. Сколько зубов у ежа, если у лисы их столько же, сколько у медведя?

  1. На каждой ноге носорога три пальца. Сколько пальцев на ногах у двух носорогов?
  2. Взрослый слон имеет всего 4 зуба  и два бивня, которые тоже считаются зубами. Сколько всего зубов и бивней у трех взрослых слонов?

                         ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

  1. Занимательные квадраты.

       

7

17

9

11

1

11

9

7

                           


Математические фокусы.

  1. Задумайте однозначное число. Умножьте его на 3. Сообщите мне цифру единиц произведения, и я угадаю задуманное число.
  2. Математический фокус «Угадывание месяца рождения».

                             Порядковый номер месяца рождения увеличить на 6, уменьшить на 5.Назовите результат. Для отгадывания надо из результата вычесть единицу, назвать месяц рождения ученика, который назвал результат.

  1. Найдите суммы рядов чисел.

                     1          2          3          4          5

                     6          7          8          8          10

                    11          12        13        14         15

                     16          17        18        19        20

                     21          22         23        24        25

         Сумма первого вертикального ряда 55. Быстро найдите суммы остальных четырех вертикальных рядов.

Литература

  1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения во 2 классе.М. Просвещение, 1964.
  2. Занимательный калейдоскоп. Сост. М.А. Алиев- Махачкала, 1983
  3. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе.-М. Просвещение, 1975
  4.  Волкова С.И., Столярова Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями.-М. Просвещение
  5. Истомина Н.Б. Дидактические карточки-задания по математике. М.Астрель,2004
  6. С.Н. Тур, Т.П. Бокучава . Учебник-тетрадь по информатике. С-Петербург «БХВ-Петербург»2010

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные задания по математике

Занимательные задания по математике для 2 класса...

Занимательные задания по математике 1-2 класс

занимательные задания по математике для 1-2 классов...

Неделя математики. Занимательные задания по математике для учащихся начальной школы.

Неделя математики.Занимательные задания по математике для учащихся начальной школы....

Олимпиадные и занимательные задания по математике

Каждый учитель стремится дать своим ученикам помимо учебного материала что-то интересное, занимательное и развивающее. Задания, которые я подготовила, помогут коллегам творчески позаниматься на внеуро...

занимательные задания по математике 4 кл.

занимательные задания по математике для подготовки к олимпиадам 3-4 класс...

Занимательные задания по математике

Занимательные заданя по математике для первоклассников, развивающие мышление, логику....

Учебная карта заданий "Слова-помощники" - методическое пособие (УМК "Школа России")

Учебная карта заданий "Слова-помощники" - методическое пособие для уроков русского языка в первом классе в послебукварный период. Карта заданий поможет закрепить понятие о предлогах, как о с...