Разноуровневые игровые и занимательные задания по математике (методическое пособие)
учебно-методическое пособие по математике (2 класс) по теме
В данном пособии представлены разные варианты занимательных и игровых заданий по математике. Данное пособие предназначено для работы во 2 классе .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_po_matem.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №585 Кировского района Санкт-Петербурга
Разноуровневые
игровые и занимательные
задания по математике
(методическое пособие)
Автор-составитель: Серова Надежда Ивановна,
учитель высшей категории
2014г
Введение
В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы большое внимание уделяется активизации методов и форм учебно-воспитательного процесса.
Дидактические игры являются важным средством воспитания умственной активности учащихся.
Игровые и занимательные задания по математике для учащихся 2 класса рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они разнообразят виды деятельности детей на уроке, воспитывают интерес к математике, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы.
Игры по своей структуре можно разделить на две группы: сюжетно-ролевые и игры-упражнения.
В сюжетно-ролевых играх есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, игровые действия, игровое правило.
К таким играм относятся: «Определи маршрут корабля», «Где произойдет стыковка космических кораблей?», «Кому подается мяч?», «Телефон», «Телеграф» и другие.
Учителя на уроках больше используют игры-упражнения, в которые включены отдельные элементы игры , элементы загадки, игровое действие или правило. К этой группе относятся известные учителям игры «Цепочка», «Молчанка», «Угадай-ка», «Математическая эстафета», «Составь круговые примеры», «Рассели числа в домики « и другие.
Вторая группа игр требует меньше времени на их проведение. Однако следует подчеркнуть , что сюжетно-ролевые дидактические игры вызывают больший интерес у учащихся, чем игры-упражнения.
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
РАЗЛИЧНЫХ РАЗДЕЛОВ МАТЕМАТИКИ ВО 2КЛАССЕ.
I .ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 1 КЛАССЕ.
- Игра на внимание.
Дидактическая цель. Закреплять счет от 1 до 20 и от 20 до 1.
Содержание(1 вариант). Учитель поочередно прикрепляет карточки с рисунками к магнитной доске и предлагает сосчитать число рисунков. Затем он бросает мяч одному из учеников и делает движение рукой слева направо; ученик, получивший мяч, называет обозначенное число и ведет счет от него до 20, если учитель показал рукой справа налево по отношению к детям, ученик ведет счет от 20 до указанного числа. По хлопку учителя счет останавливается. Учитель выставляет другую карточку ,по которой проводится аналогичная работа.
2 вариант. Учитель называет число и бросает мяч, ученик называет следующее число или предыдущее.
- Каких чисел недостает?
Содержание. Учитель произносит два числа, а ученики должны назвать числа, которые находятся между ними. Например, учитель говорит:»14,17». Ученики показывают поочередно недостающие числа на карточках.
3.Чудесный квадрат.
3 5 8 10
7 1 12 15
11 14 4 6
2 9 16 13
Содержание. Учитель первые три числа показывает наугад . Дети должны задумать любое из написанных чисел. Учитель молча показывает на числа указкой, учащиеся к своему задуманному числу при каждом показе прибавляют единицу.)
Четвертое число он должен показать 16, пятое-15, шестое-14, и т д . В этом случае ученик, задумавший число 16, прибавляет по единице 4 раза. В момент, когда учитель покажет на задуманное число каждого ученика, у него получится число 20, и он говорит :»Стоп!»
3.Запиши числа по порядку, начиная с наименьшего.
11 14 12 14 20 18
15 16 17
13 12 15 13 19 16
4.Какими должны быть два следующие числа в последовательности 10, 8 , 11, 9, 12, 10, 13, … ?
5.Составь предложение, начиная с наименьшего числа.
Н- 15-3= С-14-3= В- 17-3= О- 16-3= Ы- 18-3= М- 19-3=
М- 18+2= О- 17+3= Г- 14+3= О- 15+3= Д- 16+3=
6.Математический телефон.
Содержание. Учитель вызывает для разговора двух учеников. Они будут вести математический разговор: один будет задавать примеры на сложение однозначных чисел, другой -решать пример и называть ответ. Затем они поменяются ролями. А теперь ученики будут вести телефонный разговор друг с другом. Ученики 1 варианта будут задавать вопросы, а 2-отвечать. Затем роли меняются.
II.СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 100.
- На какой час назначен сбор?
Содержание. Командир назначил своей команде время ее сбора с помощью игры. Он засекретил его, записав на цветке ромашки числа, и предложил самим догадаться о времени сбора и записать его в середине рисунка. С этой целью они должны проследить за изменением чисел, записанных на лепестках ромашки. Начиная с числа 5 по часовой стрелке, найти число, с помощью которого изменяются все числа. Оно и будет обозначать время сбора команды. Дети из соседнего класса догадались. А вы можете узнать время сбора команды?
5
41 14
32 23
- По какой тропинке ты пойдешь?
Содержание. Дети на выходные дни вместе с учительницей решили отправиться на туристическую базу пешком через лес. К ней вели две тропинки. Учительница узнала, что одна из них после дождя затоплена водой. Чтобы предупредить об этом ребят, она предложила им игру-загадку: догадаться по цепочкам примеров, по какой из тропинок связь с туристической базой не нарушена ( по какой из них можно пройти успешно). Она зашифровала каждую тропинку цепочкой примеров такого вида:
1-я тропинка 2-я тропинка
9+14 5+17
14+9 17+5
23=14+9 22=17+5
23-14 22-14
23-9 22-5
Дети сразу догадались, по какой тропинке они пойдут на туристическую базу. А вы догадались?
- Телеграф.
Содержание. Учитель выдает ученикам , сидящим за первыми партами, карточки, на которых записаны числа 2,3,4 и показывает на следующую схему:
+4*2-6:2+8-6
Ученики каждого ряда поочередно выполняют действия по схеме и передают листок ученикам, сидящим за ними. Эти ученики должны проверить предыдущий пример, записать и решить свой пример. Побеждает та команда(ряд), которая первой запишет правильные ответ в в таблицу.
4.Меткие стрелки.
Содержание. Учитель сообщает детям, что на этом уроке они-»меткие стрелки», будут «пускать стрелы» (проводить стрелки) от примера к ответу. Кто правильно и быстро «поразит» все цели, тот станет лучшим стрелком.
Спишите примеры в тетрадь и проведите стрелки от примера к ответу по образцу:
2*4+8 15 17+18-9 26
2*2+9 25 29+7-6 34
2*5+15 16 64-35+5 30
3*6+19 37 90-74+26 23
2*4+18 36 81-65+7 42
3*3+27 30 100-75+8 32
3-5+39 59 74-65+23 33
3*8+35 74 63-29+34 31
3*9+47 54 47-35+19 68
5 Счетоводы.
Содержание. Найти и подчеркнуть в каждом ряду по три числа, сумма которых равна числу, обведенному кружком.
6 20 10 7 9 5 23
9 3 11 7 1 5 4 9
6 9 5 7 12 2 3 15
6.Шифровальщики.
Содержание. Расшифровать загадку и отгадку, которые зашифрованы с помощью алфавита, пронумерованного по порядку:
20,3, 16, 11, 35, 23, 3, 16, 19, 20, 10, 12, 35, 33, 35, 3, 35, 18, 21, 12, 6, 35, 5, 6, 18, 8, 1, 13,
20, 29, 35, 17, 16, 13, 6, 20, 6, 13, 35, 33, 35, 17, 16, 2, 6, 8, 1, 13.
(3, 16, 9, 5, 21, 26, 15, 29, 11, 35, 26, 1, 18, 10, 12)
Занимательные математические диктанты.
- Винни - Пух, Кролик и Пятачок ожидали поезд три часа. Сколько часов ожидал поезд каждый из них?
- Папа отвез 3 сыновей в загородный лагерь. Дорога заняла 3 часа. Сколько часов ехал каждый мальчик?
- На проводе сидели 12 ласточек. Через некоторое время четвертая и седьмая ласточки улетели. Сколько ласточек осталось сидеть на проводе?
- Вес гуся 4 кг, что составляет половину веса индюка. Сколько весят два индюка?
- У двух братьев вместе было 20 орехов. Когда старший брат съел 2 ореха, орехов у братьев стало поровну. Сколько орехов было у старшего брата сначала?
- Мама купила для дочери путевку в оздоровительный лагерь ровно на 4 недели. Сколько дней уже отдыхает Юля , если до конца смены осталось 8 дней?
- Коля и Вася очень любят мороженое. Коля купил и съел 5 порций эскимо, а Вася-3порции. Затем Коля купил еще 4 порции пломбира, а Вася 5 порций. Сколько всего порций мороженого съели ребята?
- Соловьи улетели в теплые края 12 сентября, а ласточки задержались в наших краях еще на две недели. Какого числа улетели ласточки?
- Дима едет на велосипеде, масса которого 8 кг. Дима тяжелее велосипеда на 24 кг. Какой общий вес велосипеда и мальчика?
- До станции Простоквашино дядя Федор ехал 8 часов. Сколько времени потратят на этот путь дядя Федор и кот Матроскин, если будут ехать вместе?
- Каждый месяц Оля получает детский журнал. Сколько номеров журнала получит Оля за 2 года?
- В новогоднем подарке 24 карамельки и 17 шоколадных конфет. Саша съел несколько конфет, и в подарке осталось 36 конфет. Сколько конфет съел Саша?
- У отца, матери и детей вместе 10 сапог. Сколько детей в этой семье?
14.Доктор Айболит ведет прием больных. К нему записались 12 зверей. Зайчата уже зашли в кабинет, а два медведя, три лисички и 2 белочки ждут своей очереди. Сколько зайчат в кабинете Айболита?
15.Четверо конькобежцев пробежали по стадиону 8 кругов. По скольку кругов пробежал каждый из них?
16.У волка 42 зуба, у медведя столько же, а у ежа на 6 зубов меньше, чем у лисы. Сколько зубов у ежа, если у лисы их столько же, сколько у медведя?
- На каждой ноге носорога три пальца. Сколько пальцев на ногах у двух носорогов?
- Взрослый слон имеет всего 4 зуба и два бивня, которые тоже считаются зубами. Сколько всего зубов и бивней у трех взрослых слонов?
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
- Занимательные квадраты.
7 | 17 | |
9 | ||
11 | ||
1 | 11 | |
9 | ||
7 |
Математические фокусы.
- Задумайте однозначное число. Умножьте его на 3. Сообщите мне цифру единиц произведения, и я угадаю задуманное число.
- Математический фокус «Угадывание месяца рождения».
Порядковый номер месяца рождения увеличить на 6, уменьшить на 5.Назовите результат. Для отгадывания надо из результата вычесть единицу, назвать месяц рождения ученика, который назвал результат.
- Найдите суммы рядов чисел.
1 2 3 4 5
6 7 8 8 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
Сумма первого вертикального ряда 55. Быстро найдите суммы остальных четырех вертикальных рядов.
Литература
- Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения во 2 классе.М. Просвещение, 1964.
- Занимательный калейдоскоп. Сост. М.А. Алиев- Махачкала, 1983
- Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе.-М. Просвещение, 1975
- Волкова С.И., Столярова Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями.-М. Просвещение
- Истомина Н.Б. Дидактические карточки-задания по математике. М.Астрель,2004
- С.Н. Тур, Т.П. Бокучава . Учебник-тетрадь по информатике. С-Петербург «БХВ-Петербург»2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные задания по математике
Занимательные задания по математике для 2 класса...
Занимательные задания по математике 1-2 класс
занимательные задания по математике для 1-2 классов...
Неделя математики. Занимательные задания по математике для учащихся начальной школы.
Неделя математики.Занимательные задания по математике для учащихся начальной школы....
Олимпиадные и занимательные задания по математике
Каждый учитель стремится дать своим ученикам помимо учебного материала что-то интересное, занимательное и развивающее. Задания, которые я подготовила, помогут коллегам творчески позаниматься на внеуро...
занимательные задания по математике 4 кл.
занимательные задания по математике для подготовки к олимпиадам 3-4 класс...
Занимательные задания по математике
Занимательные заданя по математике для первоклассников, развивающие мышление, логику....
Учебная карта заданий "Слова-помощники" - методическое пособие (УМК "Школа России")
Учебная карта заданий "Слова-помощники" - методическое пособие для уроков русского языка в первом классе в послебукварный период. Карта заданий поможет закрепить понятие о предлогах, как о с...