Урок математики в 3 классе «Уравнение. Решение уравнений вида 5 • Х = 15»
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Урок математики в 3 классе «Уравнение. Решение уравнений вида 5 • Х = 15»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики во втором классе
по теме:
«Уравнение.
Решение уравнений вида 5 Х = 15»
Составитела:
Крупко Т.М.
МАОУ СОШ №2
г Курганинск.
Методическая разработка урока математики во втором классе.
Тема: «Уравнение. Решение уравнений вида 5 x X = 15».
Цель: - научить решать уравнения вида 5 x X = 15;
- научить отличать уравнения от других математических записей;
- сформировать умение решать уравнения указанного вида на основе взаимосвязи между частью и целым.
Планируемый результат:
- умение решать уравнения указанного вида на основе взаимосвязи между частью и целым;
- умение анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- умение выполнять устно умножение, деление, однозначных чисел в пределах 100.
Задачи:
Воспитательные: - знать правила работы в группе,
- уметь адекватно относится к высказываниям партнеров.
Развивающая: - уметь составлять алгоритм на нахождение второго неизвестного множителя на основе знаний.
Обучающая: - уметь решать уравнения на основе составленного алгоритма,
- доказывать используя различные аргументы.
Тип урока: ОНЗ
Технологическая карта:
- Что такое уравнение?
- Отличие уравнения от выражений, равенств, неравенств.
- Знать знаки арифметических действий и понимать значение этих действий.
- Знать название компонентов в уравнении.
- Уметь объяснять значение этих слов.
- Знать взаимосвязь компонентов, уметь приводить примеры.
- Уметь проверять по эталону.
Ход урока:
Название этапа | Цель | Организация учебного процесса | Формирование УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | 1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого; 2) определить содержательные рамки урока: умножение и деление чисел. | - Чтобы урок получился у нас действительно интересным, я предлагаю вам отправиться в поход вместе с двумя очаровательными гномами. Они вам хорошо знакомы. Но на уроках математики мы с ними ещё не встречались. ( Слайд № 1). Жили-были Ох и Ах. Ох был грустный, недовольный, Ах веселый и проворный. Ох учиться не хотел, Ах читать, считать умел. За что ни взялся бы наш Ах, Работа спорится в руках. За что ни взялся бы наш Ох, Услышишь только “ох” и вздох. - Однажды Ах пришёл в гости к Оху и застал его в грустном настроении. Он сидел с математикой в руках. ( Слайд №2). (Беседа Оха и Аха) Ох. - Ох, ох! Я никогда не смогу выучить эту математику. Ах . - А ты верь в себя, у тебя всё получиться. Давай отправимся в путешествие. На свежем воздухе работа пойдёт успешнее. У. – Путешествуя вместе с Охом и Ахом, мы не только повторим пройденный материал, но и получим новые знания. - Вы готовы добывать знания? - Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу. | - самоопределение в учебной деятельности, предполагающее осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (Л)
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | 1) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; 2) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; 3) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении действий. | У. – Для того чтобы отправиться в поход, героям необходимо выйти из калитки. ( Слайд № 3). Но она не простая, а математическая. Калитка откроется только тогда, когда вы правильно найдёте значения выражений и поможете Оху её открыть. - Найдите и соедините стрелочками обратные выражения. 36 + 18 20: 4 42 : 6 79-12 67 + 12 18 : 3 4 х 5 7 х 6 - Почему они обратные? ( Ответы детей). Молодцы! Мы помогли Оху открыть математическую калитку! (Слайд №4). У. Гуляя, наши герои дошли до реки. Но перебраться на другой берег они не могут. Мост закрыт какими-то равенствами (Слайд №5). Ох сразу начал стонать. А Ах предложил справиться с этой трудностью. Давайте и мы попробуем последовать совету Аха. 23 + Х= 54 3 х Х=21 Х - 33= 65 Х + 29 =50 Х х 8 = 32 Х- 12 = 63 6 х Х = 30 Х х 5 = 50 - Что перегородило мост? Р. Уравнения. У. - Почему вы решили, что это уравнения? Р. - Равенства, в котором есть неизвестное – переменная. Какую работу можно выполнить с уравнениями ? ( Найти корень – решить, распределить на группы). Группировка уравнений (Слайд № 6). Р. - Уравнения с неизвестным слагаемым 23 + Х = 54, Х + 29 = 50. У. - Как найти неизвестное слагаемое? Р. – Уравнения с неизвестным уменьшаемым Х – 33 = 65, Х – 12 = 63. У. – Как найти уменьшаемое? Р. – Уравнения с неизвестным множителем. У. - Какие уравнения умеем решать, какие нет? Р.- Мы умеем решать уравнения на нахождение первого неизвестного множителя. У.- А что мы должны для этого вспомнить? Р. -Правило на нахождение неизвестного первого множителя. У.- Давайте решим эти уравнения. Проверка. Назовите корни уравнений. | - анализ, сравнение, аналогия, обобщение (П); - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное речевое высказывание (П); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К); - учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К) |
3. Выявление места и причины затруднения | 1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения | У. – Как можно решить уравнения третьей группы? - Какой компонент неизвестен? -Как получить множитель, который не знаем? Р. – При делении значения произведения на один множитель получаем другой множитель. 6 х Х = 30 3 х Х=21 | - постановка и формулирование проблемы (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); |
4. Построение проекта выхода из затруднения | 1) построить проект выхода из затруднения | - Какой компонент неизвестен в этом уравнении? (Неизвестен второй множитель, часть.) - Вспомните, что вы повторяли в начале урока. (Правило нахождения «целого и части».) - Как это правило вам может помочь? (Мы можем применить правило нахождения части.) - Составим алгоритм наших действий. Какой будет первый шаг? (Определим компоненты действия, подберем правило.) - Какой будет следующий шаг? (Решим уравнение.) - Какой будет третий шаг? (Сформулируем способ.) - Какое правило нам нужно вспомнить? (Нахождение неизвестного множителя) | - смыслообразование (Л); - выделение и формулирование познавательной цели (П); - поиск и выделение необходимой информации (П); - планирование (П);
|
5. Реализация построенного проекта | 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; 2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона); 3) организовать уточнение общего характера нового знания. | - Я предлагаю поработать вам в группах. Назовите правила работы. (Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, за результат. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам.) - Выполните в группах первый и второй пункты плана. Группы в течение 3 минут работают самостоятельно - Каким правилом вы воспользовались? Чему равна неизвестная часть? - В какой группе были допущены ошибки? - Какой шаг осталось выполнить? (Проанализировать наши действия и сформулировать способ.) - Какое уравнение вы решали? (Уравнение, в котором неизвестна часть.) - Что необходимо выполнить сначала? (Определить, какой компонент неизвестен.) - Чтобы было удобно, я предлагаю прямо в уравнении выделять «части» и «целое». Учитель на доске пишет уравнение в общем виде, выделяет на нем «части» и «целое». - Что в данном виде уравнения неизвестно? (Неизвестна «часть».) Что необходимо сделать? Эталон: - Как проверить, верно, ли вы рассуждали? (По эталонам, в учебнике посмотреть.) Вывод: произносят правило. | - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - волевая саморегуляция, познавательная инициатива (Р); - моделирование (П); - установление причинно-следственных связей (П); - осознание ответственности за общее дело (Л); - выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К); - учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К) |
6. Первичное закрепление во внешней речи | 1) создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи. | - Что теперь нам надо сделать? (Потренироваться в решении уравнений.) № 3 стр. 20. с комментированием у доски - Далее я вам предлагаю потренировать при решении уравнений с числами. № 5, стр. 21. С комментированием первое уравнение - объяснение, анализ, применяя полученные знания. - Вы поработали все вместе, как вы будете сейчас работать? (В парах.) - Выполните два других уравнения в парах. - Кто допустил ошибку? В чем она? Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки. - Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы умеем решать уравнения.) - Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.) | - выполнение действий по алгоритму (П); - выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1) организовать самопроверку и самооценку учащимися умения решать уравнения на сложение с неизвестным слагаемым. | - Решите предложенное уравнение: 2 х у = 8 в тетради. 2–3 мин. - У кого есть ошибки? В чем они? Сдела йте вывод. - Где вы можете потренироваться? (При выполнении дополнительного задания дома.) - У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем применять новый способ.) | - выполнение действий по алгоритму (П); - контроль, самооценка (Р); |
8. Включение в систему знаний и повторение | 1) организовать работу по совершенствованию вычислительных навыков; 2) организовать повторение составных задач на нахождение целого. | - Какие умения необходимо развивать, чтобы правильно решать уравнения? (Необходимо уметь размышлять, правильно считать.) - Верно, с этой целью я вам предлагаю выполнить задания в учебнике. В случае затруднения детей при анализе задачи, учитель помогает вопросами. Реши уравнения Х х 7 = 42 9 х Х = 45 Х х 8 = 32 Упрости до Х 6=36 по знакомому алгоритму решить, аналогично решить остальные Х х 6 = 30 + 6 Х х 8 = 81 – 9 12 х Х = 144 | - установление причинно-следственных связей (П); - контроль, коррекция, самооценка (Р); - выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (К) - восстановление последовательности алгоритма, выполнения действий по алгоритму |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | 1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: решение уравнений с неизвестным слагаемым; 2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления; 3) оценить собственную деятельность на уроке. | - Что необходимо сделать в конце урока? (Анализируем свою работу.) - Какова была цель сегодняшнего урока? (Построить способ решения уравнений с неизвестным множителем («частью»).) - Достигли ли цели? Докажите. - Давайте вернемся к шагам учебной деятельности. Кто может сказать, что сумел сам сделать «открытие». Докажите. - Кому не удалось, почему? - Оцените свою деятельность на лестнице успеха. - Какие же трудности у вас еще встречаются? - Где можно над ними поработать? У. - Нагулявшись, наши герои вернулись домой. Посмотрите, что произошло с Охом? Он развеселился. Наверное, прогулка пошла ему на пользу. слайд | - рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л); - формулирование своего мнения, учёт разных мнений (К) |