Факультатив "Наглядная геометрия"
материал по математике (4 класс) на тему
Курс направлен на знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультатив «Наглядная геометрия».
Пояснительная записка.
Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрического содержания. Задача геометрической пропедевтики – развитие у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин. Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников различных форм математического мышления, формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.
Курс наглядной геометрии включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.
Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения заданий используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности, равновеликости, симметричности); измерение, моделирование.
Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников.
Курс рассчитан на 1 час в неделю: 34 урока.
Учебно –методическое обеспечение:
- Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс.- М.: ВАКО, 2004.
- Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – 2-е изд.-М.: Педагогика, 1994.
- Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 2-ом классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.
- Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 3-ем классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.
- Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 4-ом классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.
- Ушакова Т.В.Геометрические задания и задачи для младших школьников. СПб: ЛИТЕРА, 2006
- Задачи на сообразительность .М.:АСТ –ПРЕСС, 1999 .
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс / сост. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс / сост. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
4 класс
№ п/п | Дата | Тема | Содержание | Требования к уровню обученности и компетентности учащихся (результат) |
1 | Повторение изученного в 3 классе | Повторить и откорректировать знания детей. | Уметь: - пользоваться изученной математической терминологией; - пользоваться чертёжными принадлежностями; - составлять узоры по клеткам; - повторять и усложнять изображаемый предмет; - задавать множество перечислением; - чертить диаграмму Венна; - обозначать элементы множества; - обозначать пустое множество; - изображать пересечение и объединение множеств. Знать: -что такое множество, подмножество; - равные множества; - знаки U, ∩, с, ¢, | |
2 | Программа действий. Алгоритм. | Алгоритм. Виды алгоритмов. | Уметь: - пользоваться изученной математической терминологией; - пользоваться алгоритмом. | |
3 | Программа с вопросами. Виды алгоритмов | |||
4 | Работа по алгоритму. | |||
5 | Равносторонний и равнобедренный треугольники. Построение треугольников. | Высота треугольника. Биссектриса. | Уметь: - пользоваться изученной математической терминологией; - пользоваться алгоритмом; - строить равносторонний и равнобедренный треугольники. | |
6-7-8 | Площадь. Вычисление площади фигуры сложной конфигурации. | Способы нахождения площади фигуры сложной конфигурации. | Уметь: - пользоваться изученной математической терминологией; - пользоваться чертёжными принадлежностями; - находить периметр и площадь многоугольников с помощью формул и палетки; - находить площадь равностороннего и прямоугольного треугольников; - находить площадь фигур сложной конфигурации; Знать: - назначение палетки; - единицы измерения площади; - формулу вычисления площади. | |
9 | Плоские и объёмные геометрические фигуры. | Различие между плоскими и объёмными фигурами. | Уметь: - пользоваться изученной математической терминологией; - конструировать объёмное тело из пластилина, проволоки, бумаги; - находить площадь полной поверхности геометрического тела; - изготавливать игральный кубик для настольных игр; - мысленно и на чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нём новые элементы; - анализировать геометрические формы. | |
10 | Объемные геометрические фигуры. Куб. | Объёмная геометрическая фигура – куб. Развёртка куба. Площадь полной поверхности куба. Изготовление игрального кубика для настольных игр. | ||
11 | Куб. Площадь полной поверхности куба. | |||
12 | Знакомство со свойствами игрального кубика. | |||
13 | Объемные геометрические фигуры. Прямоугольный параллелепипед . | Объёмная геометрическая фигура – прямоугольный параллелепипед. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Площадь полной поверхности прямоугольного параллелепипеда. | ||
14 | Объемные геометрические фигуры. Цилиндр. | Объёмная геометрическая фигура – цилиндр. Развёртка цилиндра. | ||
15 | Объемные геометрические фигуры. Конус. | Объёмная геометрическая фигура – конус. Развёртка конуса. | ||
16 | Объемные геометрические фигуры. Пирамида. | Объёмная геометрическая фигура – пирамида. Виды пирамид. Развёртка пирамиды. Высота пирамиды. Египетские пирамиды. Пирамиды в Канаде. | ||
17 | Объемные геометрические фигуры. Шар. | Объёмная геометрическая фигура- шар. | ||
18 | Обобщение изученного по теме: «Объемные геометрические фигуры (тела)» | Повторить и откорректировать знания детей по теме. | ||
19 | Объём фигур. | Познакомить с формулой объёма фигур. Единицы измерения объёма. V = а∙а∙а; V = а∙в∙с | Уметь: - пользоваться изученной математической терминологией; - находить объём фигур по формулам. Знать: - единицы измерения объёма; - формулу вычисления объёма. | |
20 | Объём куба. Объём прямоугольного параллелепипеда. | |||
21-22 | Решение задач на нахождение площади, периметра, объёма с использованием формул | Решение задач. | Уметь: - пользоваться изученной математической терминологией; - находить периметр, площадь, объём фигур по формулам. Знать: - единицы измерения периметра, площади, объёма; - формулы вычисления периметра, площади, объёма. | |
23 | Числовой луч. | Понятие числового луча, единичного отрезка, координаты точки. Учить определять координаты точки и строить их на числовом луче. | Уметь: - пользоваться изученной математической терминологией; - пользоваться чертёжными принадлежностями - определять координаты точки; - строить точки на числовом луче. | |
24 | Сетки. Координатная плоскость. | Повторить построение координаты на луче. Познакомить с понятием упорядоченной пары чисел на плоскости для обозначения координат. Учить ориентироваться по координатам точек на плоскости. Познакомить с координатным углом, осью ординат и осью абсцисс. | Уметь: - пользоваться изученной математической терминологией; - пользоваться чертёжными принадлежностями; - составлять узоры по клеткам; - определять координаты точки; - ориентироваться по координатам точек на плоскости; - строить точки на числовом луче; - строить координатный угол; - читать и записывать названные координатные точки с помощью пары чисел; - строить фигуры на координатном угле с помощью пары чисел. | |
25 | Координатная плоскость. | |||
26 | Координатная плоскость. Построение фигур по заданным точкам. | |||
27 | Практическая работа. Построение фигур по заданным точкам. | |||
28 | Осевая симметрия. | Дать представление о симметрии в окружающем мире; Познакомить с осевой симметрией на плоскости; познакомить учащихся с осевой симметрией, рассмотреть ее, как свойство некоторых геометрических фигур; научить строить точки и простейшие геометрические фигуры, симметричные относительно оси; распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией. | Уметь: - пользоваться изученной математической терминологией; - пользоваться чертёжными принадлежностями; - строить точки и простейшие геометрические фигуры, симметричные относительно оси; - распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией; - научить выделять симметричные фигуры среди группы фигур. Знать: - приёмы симметричного вырезания; - перпендикулярные, вертикальные, горизонтальные линии. | |
29 | Симметричные фигуры | Познакомить с симметрией как преобразованием фигур на плоскости; познакомить школьников с симметричными фигурами; изучить закономерности расположения симметричных точек и фигур; научить выделять симметричные фигуры среди группы фигур; обосновывать свой выбор; учить строить симметричные фигуры; повторить прием симметричного вырезания; повторить материал о перпендикулярных линиях, вертикальных и горизонтальных. | ||
30 | Практическая работа. Построение точек и фигур, симметричных данным. | |||
31 | Практическая работа. Построение симметричных фигур. | |||
32 | Поворотная симметрия. | Научить различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире; показать важную, исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира и в человеческом творчестве. | ||
33 | Обобщение изученного материала. Решение геометрических задач. | Повторить и откорректировать знания детей. | Уметь: - пользоваться изученной математической терминологией; - пользоваться чертёжными принадлежностями; - находить периметр, площадь, объём фигур по формулам. - составлять узоры по клеткам; - определять координаты точки; - ориентироваться по координатам точек на плоскости; - строить точки на числовом луче; - строить координатный угол; - читать и записывать названные координатные точки с помощью пары чисел; - определять координаты точки; - строить точки на числовом луче; - строить фигуры на координатном угле с помощью пары чисел. Знать: - единицы измерения периметра, площади, объёма; - формулы вычисления периметра, площади, объёма. | |
34 | Обобщение изученного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа студии Наглядная геометрия для младших школьников 3 класс
В программе начальной школы геометрический материал является составной частью курса математики. Изучается геометрический материал в основном на уровне знания-знакомства. Цель студии «Наглядная геоме...
Элективный курс "Мир геометрии" для дополнительного образования
Элективный курс для обучающихся 2 класса для дополнительного образования....
Урок геометрии в 8 классе "Свойства параллелограмма"
Урок геометрии в 8 классе по теме «Параллелограмм. Свойства параллелограмма» является уроком изучения нового материала. Урок идет в сопровождении презентации, содержащей анимированные доказательства с...
Элективный курс по геометрии «Увлекательная геометрия в школе I ступени»
Данная программа элективного курса рассчитана на 43 часа и предназначена для учащихся 2 - 4-х классов. Программа реализуется за счёт часов, отведённых для внеурочной деятельности по ФГОС второго...
Интегрированное занятие. 1 класс. Геометрия вокруг нас. (Мир геометрии + масленица)
В материале представлен план к интегрированному занятию "Геометрия вокруг нас" (Мир геометрии + масленица), 1 класс. Урок разработан в игровой форме...
Методическая разработка внеклассного занятия в рамках по общеразвивающей программе Н.Б. Истоминой «Наглядная геометрия» для учащихся 2 класса Тема: «Путешествие в страну Геометрия» (обобщающее занятие по разделу «Геометрические фигуры»)
Познакомить учащихся с разными способами мышления во внеурочной деятельности по программе « Наглядная геометрия»....
Конспект урока + презентация по геометрии на тему "Путешествие в страну Геометрию"
Конспект урока + презентация по геометрии на тему Путешествие в страну геометрию....