Урок математики
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Николаева Наталия Николаевна

Урок   математики в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _zamknutye_i_nezamknutye_linii.doc85.5 КБ
Microsoft Office document icon dlina_predmetov.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

Замкнутые и незамкнутые линии, 1 класс

 

Предметные  результаты

Знакомство с понятиями «замкнутая линия» и «незамкнутая линия». Распознавание замкнутых и незамкнутых линий на чертежах.

Овладение умением прибавлять числа с помощью натурального ряда чисел. Выполнение классификации по разным основаниям.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

-иметь общее представление о моральных нормах поведения;

-осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • -в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
  • Познавательные универсальные учебные действия
  • кодировать информацию в знаковосимволической форме в простейших случаях (с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций);
  • на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;
  • строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме (2-3 предложения);
  • осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков);
  • - проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);
  • под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
  • самостоятельно проводить сериацию объектов;
  • под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
  • давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия
  • -воспринимать мнение других людей о математических явлениях;
  • -понимать задаваемые вопросы;
  • -выражать свою точку зрения;
  • -адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию.
  • Тип урока: урок «открытия» нового знания
  • Методы обучения: проблемные, частично-поисковые.
  • Формы организации познавательной деятельности учащихся:
  • индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
  • Оборудование:
  • Для учителя:   карточки с цифрами от 1 до 9, предметные картинки с изображением животных (медведя, белки, ежа, лисицы, зайца, коровы, волка),  аудиозапись  для физкультминутки, электронная физминутка «Цыплёнок», компьютерное приложение «Проверь себя»
  • Для учащихся:   счётные палочки, линейки, цветные карандаши, простой карандаш, игра «Геометрик», наждачная бумага, нитки.
  • 1.  Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
  • Организационный момент.
  •  
  • - Всем известно, что у нас самый лучший в школе класс!
  • - Мальчики здесь?
  • - Здесь!
  • - Девочки здесь?
  • - Здесь!
  • - Готовы к путешествию по стране Геометрии?
  • - Да
  •         
  • 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
  • а)  Задание на логику. Работа с предметными картинками.
  • -  Назовите, кто пришел к нам в гости (медведь, белка, лисица, корова, ежик, волк, заяц)
  •  -  Сколько всего гостей? (7)
  • -  Как их назвать одним словом? (животные)
  • -  На какие группы можно разбить животных? (дикие и домашние)
  • -  Какое животное можно назвать лишним?
  •                    (корова – домашнее животное, а остальные дикие)
  •                    (у коровы есть копыта)
  •                    (еж – с иголками, а остальные животные покрыты шерстью)
  •                    (белочка скачет по деревьям)
  •                    (медведь спит зимой)
  • Гости – животные приготовили для вас «математические» загадки.
  • 7 > 1,    7 < 9,    7 = 7,     5 < 8,    7 + 3
  • -Какая математическая запись лишняя? Почему?
  • (7=7, т.к. это равенство, 5< 8, т. к в этой математической записи нет числа 7 и т.д.)
  • б) Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).
  •  «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
  • Понятие о замкнутых и незамкнутых линиях.
  • -  Мы уже знакомы с жительницей страны Геометрии – Точкой. Однажды с ней произошла невероятная история. Точка отправилась к своим друзьям – геометрическим фигурам – в гости на день рождения. Она несла много великолепных подарков. И вдруг – неудача! Ее путь преградила большая река. «Что же мне делать? Неужели возвращаться?» - подумала Точка. И тут на помощь пришли ее друзья – отрезки. Соединились они вместе, и получился отличный мостик:                            
  • -  Посмотрела Точка на этот мостик и говорит: «Вот какая интересная линия получилась!»
  • -  Какая линия получилась? (ломаная линия) Если я соединю концы ломаной, что получится?  Как ее теперь можно назвать? (замкнутая ломаная линия)
  • -  А если не соединять концы ломаной линии? (незамкнутая ломаная линия)
  • -  Теперь выпрямим планку, на какую геометрическую фигуру она похожа?
  • -  Сколько концов у планки?
  • -  Изменилось ли что-нибудь после того, как она стала ломаной линией?
  • (теперь она состоит из нескольких отрезков, а не из одного, значит, теперь у нее не два конца, так как каждый отрезок ломаной линии имеет по два конца)
  • -  Каждый отрезок ломаной называется ее звеном.
  • 3. Постановка учебной задачи. Этап выявления места и причины затруднения
  • Детям раздаются карточки с изображением линий
  • -Что изображено на рисунке? (Линии.)
  • - На какие группы можно разбить эти линии?
  • - Разложите карточки с изображениями этих линий на группы (несколько вариантов выполнения задания)
  • 4. Построение проекта выхода из затруднения
  • (Дети пытаются выполнить задание учителя самостоятельно, работая в группах.  Все, безусловно, смогут произвести классификацию по цвету. Возможно, кто-то догадается, что линии можно разбить на прямые и кривые.)
  • Учитель просит детей выйти к доске и показать, что у них получилось.
  • Если дети нашли разбиение на кривые и прямые линии, то учитель обращает на него внимание детей как на что-то новое, не встречавшееся раньше, если нет, то предлагает такую классификацию сам.
  • -Как вы думаете, можно так разбить на группы эти линии? (Да, потому что они разные, отличаются друг от друга.)
  • -Как бы вы назвали эти линии? (Предположения детей.)
    -Назовите тему урока.
  • Физминутка «Дотянись до звезды» (под музыку)
  • Расслабляет и дает набраться оптимизма, укрепляет уверенность детей в том, что они способны достичь цели.
  • -Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
  • Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать.
  • Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину.
  • Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о другой вашей мечте. (10с)
  • Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде.
  • Сорвите еще несколько звездочек. Дышите так: глубокий вдох, когда тянетесь за звездой, и выдох, когда достаете ее и кладете в корзину.
  • Доп-но: Звезда - замкнутая линия или незамкнутая? Почему? Докажите.                                
  • 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
  • Практическая работа.
  • 1 вариант
  • -         Используя, наждачную бумагу и нитки выложите фигуру, которая написана у вас на карточках (квадрат, ломаная, треугольник, кривая) (работа в парах)
  • - Выйдите, кто выкладывал квадрат
  •                                               ломаную
  •                                               треугольник
  •                                               кривую.
  • 2 вариант
  • -Приготовьте верёвочки. Выполним с помощью верёвочки: а) замкнутую линию; б) незамкнутую линию.
  • 3 вариант
  • -  Возьмите 5 палочек и составьте из них ломаную линию незамкнутую.
  • -  Сколько звеньев у получившейся ломаной?
  • -  Сколько концов у ломаной линии?
  • -  Преобразуйте ее в замкнутую линию. Что получилось?
  •    (пятиугольник)
  • Этап реализации построенного проекта. Работа в тетради.
  • Физминутка электронная «Цыплёнок»
  • 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  • 1 группа (8 чел)
  • 2 группа (3-4 группы по 4 человека)
  • Работа за компьютерами
  • Работа в группах
  • Тренировка (12 заданий)
  • Тема  6: Прямая, луч, отрезок, ломаная
  • Игра «Геометрик» (см. приложение 2)
  • Этап включения в систему знаний и повторения
  • После окончания работы в группах, дети возвращаются на свои места + те, кто уже выполнил задание на компьютере. Проводится игра «Угадай фигуру» (см. приложение 1)
  • 7. Рефлексия деятельности
  •  -  С каким понятием познакомились?
  • -  Какие  ломаные бывают?
  • (замкнутые и незамкнутые)
  • -  Как называется отрезок ломаной?
  • (звено)
  • -  Как по–другому можно назвать многоугольник?
  • (замкнутая ломаная линия)
  • -За что ты можешь себя похвалить?
  • -За что ты можешь похвалить одноклассников?
  • - Кто из вас на уроке работал активно?
  •  - А кому из вас помогали справиться с заданием соседи по парте?
  • - Только настоящие друзья придут на быстро на помощь. Давайте всегда помогать друг другу и своим близким.
  • Приложение 1
  • Игра «Угадай фигуру»
  • Для отработки умения определять форму предмета на данном и последующем уроках используются специальные задания на осязание. С этой целью учитель может легко приготовить 5—6 пособий на угадывание формы по контуру фигуры. Каждое такое пособие представляет собой кусок картона размером 15 × 15 см с наклеенными на него зернышками пшена (горошинами, бисером или бусинами) в виде квадрата, круга, прямоугольника, треугольника или овала 2. Важно, чтобы расстояние между зернышками было не больше 2—3 мм, а угадываемая фигура могла быть полностью накрыта ладошкой первоклассника.
  •    Например, дети закрывают глаза, нащупывают зернышки и, обводя их пальцем, а при необходимости и ощупывая ладонью, определяют, какую форму они образуют.
  • Приложение 2
  • Развивающая игра  "Геометрик".
  •        Вы помните,  как встретились предметы из дерева, пластмассы и резины и заспорили, кто всех полезней? А потом подружились и решили работать вместе - дощечка, кнопочки и резиночки. И вот тут-то начали у них получаться просто-таки удивительные изображения: снежинки, птица, ракета, даже человечек... Попробуйте выполнить предложенные изображения используя игру «Геометрик».
  •  
  •    



Предварительный просмотр:

Тема: Длина предметов.

Класс(ы): 

1 класс

Предмет(ы): 

Математика

Цель урока: 

Цель: создать педагогические условия для обучения сравнению длины предметов способами наложения и приложения. Задачи: •уточнить имеющиеся у детей представления о данной величине; •развивать коммуникативные навыки учащихся посредством включения в работу в парах; •воспитывать умение вести учебный диалог.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): 

30

Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК"Гармония"

 Истомина Н.Б. "математика" 1 класс, печатная тетрадь №1.

Используемая методическая литература: 

Истомина.1 кл.(1-4)Методические рекомендации.

 

Используемое оборудование: 

  • учебники;
  • тетради на печатной основе;
  • наглядный материал: таблички на доску «Длина», «Размер», «длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, ближе – дальше», 2 ленточки разного цвета, длины и ширины, таблица-аппликация на доску, аудиозаписи для физпауз;
  • раздаточный материал для работы в парах;
  • ТСО.(компьютер, мультимедиа проектор, ИД)

Используемые ЦОР: 

файл ИД

Краткое описание: 

ИЛЛЮСТРАЦИЯ СХЕМА ПЛАКАТ-ТАБЛИЦА

Ход занятия

1. Оргмомент.

Учитель:

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок математики.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Пенал, учебник и тетрадка?

Беремся, ребята, скорей за работу!

2. Постановка учебных задач.

Учитель: Исследовательская работа "Три медведя"

РАБОТА С И.Д. стр.№1: задание с использованием файла ИД.

Учитель: По какому признаку различаются медведи?

Предполагаемые ответы детей: ПО РОСТУ , ПО ВЕСУ, ПО ВОЗРАСТУ И Т.Д.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ ПО стр.  №1

Дети выходят к доске и передвигают героев плаката по росту.

Ваша задача: определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Учитель: Какая тема нашего урока?
Тема нашего урока «Длина». (Вывешивает на доску.)
Будем говорить о длине предметов и будем учиться сравнивать предметы по длине.

Длина предметов

3. Новый материал.

1) Сравнение наложением.

Учитель: Что у меня в руках? Что можете сказать о них.
(Ленты отличаются цветом – это видно сразу, но еще длиной и шириной, что можно определить лишь только наложением!)

Дети: Они разного цвета.

Учитель: А их длина? Одинаковая или разная?

 (Выходят по 2 ученика на каждую ленту и пробуют «наложить» ленты.)
Дети: Желтая - длиннее, а красная - короче.

Учитель: Молодцы! Сегодня продолжаем сравнивать предметы и, в своей речи, будем учиться использовать эти слова – помощники. Прочитаем их хором.

Учитель: Мы не все рассказали о наших лентах. Смотрите на табличку!
Дети: Сравним по ширине.
Учитель: Это видно на глаз? Что делать?
Дети: Так не видно, надо наложить ленты! Красная – шире, зеленая – уже!
Учитель: Кто понял, для чего мы прикладывали ленты друг к другу?
Дети: Чтобы сравнивать их по длине и ширине! На глаз не видно различий!     
Вывод: На глаз не всегда можно увидеть отличия.

Физпауза

2) Визуальное сравнение (Сравнение пар предметов, где отличия видны визуально).

РАБОТА С И.Д. стр.№3: визуальное соотнесение роста медведей с соответствующими отрезками "за шторкой"

Учитель: Длину любого предмета можно соотнести с длиной отрезка. Чем больше, выше, длиннее предмет, тем больше будет отрезок.

- Покажите, какой отрезок соответствует росту наших героев?

Ученик практическим способом (методом наложения) доказывает высказанное ранее предположение.

РАБОТА С И.Д. стр.№4: коллективная работа по сравнению и выделению лишнего предмета по определённым признакам.

Учитель озвучивает задание стр. №4

Ученики: коллективно обсуждая, приходят к выводу, что при сравнении предметов можно выделить несколько признаков, показывая при и объяснении указкой на доске.

РАБОТА С И.Д. стр.№5: Решение задачи по теме.

Учитель предлагает детям составить самостоятельно задачу, используя  понятия длины  и соотнесения её с отрезками.

Ученики: После предложенных детских  вариантов, выбираются лучшие  и демонстрируются на  доске маркером.

Учитель: Сейчас будем работать в парах. Каждая получит набор предметов, который надо будет сравнить и рассказать о них, используя эти слова на табличке. Работать и готовить отчет о работе будете готовить по плану на карточках на ваших партах.
 

а) 3 карандаша, разные по цвету, длине;
б) 3 книги, разные по цвету, толщине, высоте;
в) 3 коробки из-под конфет, разные по цвету, высоте;
г) 3 яблока, разные по цвету, размеру, высоте, ширине;


Отдельно нужно рассмотреть понятия «ближе – дальше» (игрушечный домик и 3 игрушки, привязанные на разном расстоянии от него).

Вывод:Мы сравнивали предметы способом наложения и приложения.

Физпауза

4. Закрепление изученного материала.

1)  Работа в ТПО.  По заданию.
На доску можно поместить аналогичные ленты из белой бумаги, рассуждая обозначить их цвет.

2) Задание на повторение темы: "Замкнутая и незамкнутая ломаная"

РАБОТА С И.Д. стр.№2:

Учительпредлагает детям выбрать путь для каждого героя, соответствующий заданию стр2.

Ученик: (работа в паре) Один ученик рисует ломаную замкнутую, проходя путь медвежонка, второй - рисует незамкнутую ломаную, проходя путь медведя.

5. Практическая работа: «Книга рекордов».

Учитель: Сегодня мы начнем создавать в нашем классе «Книгу рекордов». Рекорд – это самый высокий, лучший или отличный от других показатель чего-либо.
Какие рекорды про наш класс можно, по-вашему, поместить в эту книгу? Не забывайте о теме нашего урока.

Учитель: Рост человека – это тоже длина, длина его тела. Кто в нашем классе отличается от других своим ростом?

Первыми рекордсменами в ней будут Лена и Сережа, им вручаются дипломы, как  обладателям самого низкого роста.

А кто же самые высокие мальчик и девочка? Как узнать?

Дети: Поставим рядом несколько высоких девочек и мальчиков и сравним их рост.

Учитель: Вручаем дипломы обладателям самого высокого роста.
Что еще мы можем сравнить друг у друга?

6. Итог урока.

Учитель: Что узнали? Чему учились? Что понравилось?

7. Рефлексия.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.

Ваш сигнал:  
под зеленым человечком будет обозначать, что вы поняли новый материал и умеете применять его на практике;
под  желтым человечком – в основном все понял, но нужна помощь;
 под красным человечком – было трудно, не смог применить свои знания на практике.

Анализ рефлексии детьми и учителем.