История чисел
план-конспект занятия по математике (4 класс) по теме

Внеклассное занятие по математике для учащихся 3-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ist_chisel_2.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Крапчатова Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

МОУ Крючковской основной общеобразовательной школы

Внеклассное занятие по математике

для учащихся 4 класса

Тема: История чисел.

Цель: знакомство с историей чисел, с возникновением некоторых систем счисления.

Задачи:

-формировать понятие системы счисления,

-познакомить с историей появления нуля;

-развивать умения применять знания, полученные на различных предметах;

-сформировать условия для  потребности в получении новых знаний для саморазвития и самосовершенствования;

Формирование УУД:

Личностные УУД: находить совместно правильное решение и отстаивать свое мнение;

 -развивать творческие способности.

Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль выполнения работы и полученных результатов.

Познавательные УУД: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения;

- свободно ориентироваться в энциклопедической литературе.

Коммуникативные УУД: аргументировано  высказывать собственную точку зрения;

-строить понятные для партнера высказывания,

 -воспитывать культуру выступления перед коллективом.

Оборудование:

-презентация в программе Power Point;

-муз. Центр;

-оформление доски;

-поляна, цветы;

-энциклопедия;

-карточки для групповой работы

Конспект занятия

1. Самоопределение к деятельности.

-Сегодня на внеклассном занятии по математике мы сможем сделать некоторое открытие. Мы вернёмся в прошлое и узнаем, как появились числа.

Слайд 1

-И в этом путешествии я желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний.

Слайд 2

-Скажите, что это? (числа)

-На каком уроке мы чаще всего используем числа? (математика)

 Математику называют точной наукой.

Слайд 3

-«А математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит», - говорил М. В. Ломоносов. Но многим математика  дается с трудом.

 И каждый, кто начинает  изучение математики, должен сначала вернуться в историю, узнать все: от зарождения счета в глубокой древности до изобретения современных счетных машин.

3. Постановка проблемы.

-А можем ли мы без математики, без чисел, без действий над ними?

-Сколько вам лет?

-Сколько у вас друзей?

-Сколько лап у кота?

-Ох уж эти числа…они повсюду. Какие-то значимые для нас, какие-то нет.

Они окружают нас везде. Мы стремимся то к большим числам, то к меньшим. Мы везде ищем выгоду с числами.

Утром звонит будильник. 7-00. И вот уже надо вставать. Иду на работу, на машинах 69, 69…это номер нашего региона. И так посмотришь вокруг, везде числа…

-И каждое число что-то значит. И у каждого числа есть свой смысл…

Слайд 4

-«Все есть число»,- говорили пифагорейцы (ученики Пифагора).

-Найдите в энциклопедии, кто такой Пифагор? (древнегреческий математик) Значит все можно обозначить числом.

4. Из истории.

-А как люди научились считать?

Подсчитывать числа люди научились еще в каменном веке-палеолите, десятки тысяч лет назад. Сначала люди на глаз сравнивали разные количества одинаковых предметов. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе.

Слайд 5

У племени реки Муррей в Австралии было два простых числа: 1-«энэа» и 2-«петчевал».

-Составьте число 3 («петчевал-энэа»), 4- («петчевал-петчевал»).

Постепенно люди  начали использовать для счета камешки, палочки, узелки на веревках и многое другое.

В Египте и Вавилоне использовали зарубки на палках, а в Индии и Китае небольшие числа записывали палочками или черточками. Это самая простая система счисления, где для записи используется только одна цифра.

5. Системы счисления.

Основание системы счисления - это число, на основе которого ведется счет.

-Как вы думаете, на основе чего возникла пятеричная система?(5 пальцев на руке)

- Десятеричная? Мы сейчас ее используем.

-А какую систему счисления вы могли бы назвать? (двадцатеричная).

-Есть интересная пальчиковая гимнастика. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Выполняем пальчиковую физкультминутку«2 веселые лягушки», «Человечек».

-Скажите, v-какая система счисления? (римская пятеричная) на руках показываю v

-x-система? (на руках показываю x).

Слайд 6

Славянская кириллическая десятеричная алфавитная.

Древнеиндийская.

Древнекитайская.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Известно несколько систем счисления, это лишь некоторые (древнеегипетская десятичная – иероглифы, древнегреческая алфавитная).

История наших привычных «арабских» чисел очень запутана. Эта блестящая  работа индийских математиков была воспринята и усовершенствована арабскими. Простые и удобные числа, правила сложения и вычитания сделали эту систему счисления особенно популярной.

5. История нуля.

-Какое самое необычное число вы бы выбрали? Почему?

Слайд 10

 -0- сначала был лишь пробелом в тексте. Как записать 10, 60? В случае отсутствия какого-либо разряда индийцы ставили точку. Например, 501 они читали: пять, сунья (пусто), один. Изобретателем формы нуля можно считать великого греческого астронома Птолемея, так как в его текстах на месте знака пробела стоит греческая буква омикрон, очень напоминающая современный знак нуля.  

6. Групповая работа. «Магические числа».

О каждом числе можно многое сказать.

-Предлагаю группам выбрать число. Его необходимо представить.

Слайд 11

Карточка:

1. Изобразить число, не называя его.

2. Вспомнить пословицы, поговорки, крылатые фразы,  где есть это число.

3.  Назвать родственные слова.

Работа групп (включить музыку)

Проверка работы групп.

Можно добавить к сказанному:

1 группа число 3: 

Можно добавить: с 3 короба.

Обещанного 3 года ждут.

Плакать в 3 ручья.

Заблудиться в 3 соснах.

Не узнавай друга в 3 дня, узнавай в 3 года.

2 группа число 5:

Добавления: как свои 5 пальцев.

С пятого на десятое.

5 колесо в телеге.

3 группа число 7: 

Добавить: 7 бед, один ответ.

На 7 небе.

Лук от 7 недуг.

За семью морями.

7 пядей во лбу.  

Седьмая вода на киселе.

-А не кажется ли вам, что эти 3 числа необычны?

-Да, я бы назвала их магическими.

Слайд 12

Число 3 стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Помните сказку о 3 поросятах, о 3 медведях, о 3 богатырях, и исполняемых  желаний тоже 3. В древнем Вавилоне поклонялись 3 божествам: Солнцу, Луне и Венере. Наша жизнь символизируется треугольником: прошлое, настоящее и будущее.

Числу 5 Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого математика древности согласятся и все современные школьники.

Большим почетом в древности была окружена семерка. Еще в древнем Вавилоне были известны 7 планет. Возможно, магические свойства числа объединялись еще и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звук, запах, вкус) через 7 «отверстий» в голове-2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и рот.

У вавилонян подземное царство окружено 7 стенами.

У индусов есть обычай дарить на счастье 7 слоников.

7 чудес света, 7 цветов у радуги.

Да, действительно, эти числа магические.

 -У каждого человека есть свое любимое, магическое, счастливое число. Напишите его на цветке и посадите на нашу весеннюю поляну.

(желающие могут рассказать о том числе, которое выбрали)

7. Рефлексия деятельности.

Занятие пора нам завершить, а я у вас хочу спросить, что нового узнали вы?  (во время нашего занятия мы узнали, как люди научились считать, рассмотрели некоторые системы счисления, познакомились с историей нуля).

- А осталось ли что-то неизведанное, непонятное?

- Узнали мы много, но много осталось и вопросов.

Слайд 13

Хотелось бы узнать, как с помощью древних цифр происходило представление дробей, исследовать каким образом в древности вели устный счет.

Слайд 14

Но это планы на будущее. Об этом нам ещё предстоит узнать.

Литература:

Приложение:

пальчиковая гимнастика «Две весёлые лягушки»

Две веселые лягушки ни минуты не сидят,

Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

«Человечек»

Идет по парте человек, переставляет ножки,

А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике во 2 классе. Сложение и вычитание трехзначных чисел. Даты и числа из истории Москвы.

Специфика экспериментальной деятельности предполагает преобразование всего учебного процесса, его форм, методов, содержания, отношений его субъектов. Внедрение проекта в учебную деятельнос...

Внеклассное занятие по истории математики Тема: «История чисел» (3-4 класс ).

Цели: познакомить  учащихся с историей записи чисел в разных странах в разные эпохи;              развивать мыслительные операции ...

История чисел

Данная работа о том, как люди научились считать, записывать числа и о способах записей чисел. Очень познавательно и интересно для детей, им так легче запоминать историю чисел....

История возникновения чисел. Как человек научился считать.

Материал можно использовать при проведении внеклассных материалов....

История чисел Презентация

Презентация к внеклассному занятию по математике...

Внеклассное мероприятие по математике "Из истории возникновения чисел"

Это внеклассное занятие для детей, увлекающихся математикой....

Презентация на тему "История возникновения чисел"

Презентация к уроку  математики "История возникновения чисел"...