Рабочая программа по математике 3 класс, УМК "Школа России", ФГОС.
рабочая программа (математика, 3 класс) по теме
Данная рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_3_klass_umk_shkola_rossii.doc | 494.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по
математике 3 класс
УМК «Школа России», ФГОС
Программу составила
учитель начальных классов
МОУ ИТЛ№24 г.Нерюнгри
Григорьева Гэрэлма Дугаржаповна
Пояснительная записка
Программа разработана на основе ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебный действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Общая характеристика курса
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечивает осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».арифметическим ядром программы является учебный материал, который представляет основы математической науки, как необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Содержание учебного курса
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Уравнение. Решение уравнения.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.
Доли
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а • b, c : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
Место предмета в учебном плане
На изучение математики в начальной школе в каждом классе отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе – 132 ч (33 учебные недели), во 2 – 4 классах по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
- основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
- положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
- понимание значения математических знаний в собственной жизни;
- [1] понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
- восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
- умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
- **знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- * начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
- * уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
- начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
- осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
- осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
- интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
- понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
- находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
- проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
- выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
- адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
- самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
- ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
- устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
- проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
- устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
- выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
- делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
- проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
- понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
- фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
- стремление полнее использовать свои творческие возможности;
- общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
- самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
- осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
- умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
- принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
- ** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
- умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
- согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
- ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
- сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
- устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
- читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
- классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
- выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
- выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
- выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
- решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
- анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
- составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
- преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
- составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
- решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
- сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
- дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
- находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
- решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
- решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
- обозначать геометрические фигуры буквами;
- различать круг и окружность;
- чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
- различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
- изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
- читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
- выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
- выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
- вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
- анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
- устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
- самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
- выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
- читать несложные готовые таблицы;
- понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс
(4 ч в неделю, всего 136 ч)
I полугодие (62 ч) Учебник, часть 1 | |||||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Сложение и вычитание (продолжение) - 8 ч | |||||||
№ | № | Количество часов | № страниц учебника | Тема урока | Дата | Характеристика деятельности обучающихся | |
план | факт | ||||||
1 | 1 | 1 | 3, 4 | Повторение: сложение и вычитание, устные приемы сложения и вычитания | Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Обозначать геометрические фигуры буквами. Выполнять задания творческого характера. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | ||
2 | 2 | 1 | 5 | Письменные приемы сложения и вычитания. Работа над задачей в 2 действия | |||
3 | 3 | 1 | 6 | Решение уравнений способом подбора неизвестного. Буквенные выражения | |||
4 | 4 | 1 | 7 | Решение уравнений | |||
5 | 5 | 1 | 8 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым | |||
6 | 6 | 1 | 9 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым | |||
7 | 7 | 1 | 10 | Обозначение геометрических фигур буквами | |||
8 | * | 11 – 13 | «Странички для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера. | ||||
9 | 8 | 1 | 14 – 16 | Что узнали. Чему научились | |||
Табличное умножение и деление (продолжение) – 54 ч | |||||||
10 | 9 | 1 | 17, 18 | Конкретный смысл умножения и деления | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий для решения. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении ее условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в ее решении. Обнаруживать и устранять ошибки логического и вычислительного характера, допущенные при решении. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2,3,4,5,6,7,8,9. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Оценивать ход и результат работы. Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимосвязей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Собирать и классифицировать информацию. Сравнивать геометрические фигуры по площади, вычислять площадь прямоугольника разными способами. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | ||
11 | 10 | 1 | 19 | Связь умножения и деления | |||
12 | 11 | 1 | 20 | Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 2 | |||
13 | 12 | 1 | 21 | Таблица умножения и деления с числом 3 | |||
14 | 13 | 1 | 22 | Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач. | |||
15 | 14 | 1 | 23 | Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. | |||
16 | 15 16 | 2 | 24 – 26 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях | |||
17 | 17 | 1 | 27 | Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи. | |||
18 | * | 28 | «Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера: применение знаний в измененных условиях | ||||
19 | 18 | 1 | 29 – 31 | Что узнали. Чему научились | |||
20 | ** | 32, 33 | Проверим себя и оценим свои достижения | ||||
21 | 19 | 1 | 34 | Таблица умножения и деления с числом 4 | |||
22 | 20 | 1 | 35 | Закрепление. Таблица Пифагора | |||
23 | 21 22 | 2 | 36, 37 | Задачи на увеличение числа в несколько раз | |||
24 | 23 24 | 2 | 38, 39 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | |||
25 | 25 | 1 | 40 | Таблица умножения и деления с числом 5 | |||
26 | 26 27 | 2 | 41, 42 | Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел | |||
27 | 28 | 1 | 43 | Задачи на кратное и разностное сравнение чисел | |||
28 | 29 | 1 | 44 | Таблица умножения и деления с числом 6 | |||
29 | 30 | 1 | 45 | Закрепление | |||
30 | 31 | 1 | 46 | Задачи на нахождение четвертого пропорционального | |||
31 | 32 | 1 | 47 | Закрепление | |||
32 | 33 | 1 | 48 | Таблица умножения и деления с числом 7 | |||
33 | * | 49 – 51 | «Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера. Проект «Математические сказки». | ||||
34 | 34 35 | 2 | 52 – 55 | Что узнали. Чему научились | |||
35 | 36 | 1 | Контроль и учет знаний. | ||||
36 | 37 | 1 | 56, 57 | Площадь. Способы сравнения фигур по площади | |||
37 | 38 | 1 | 58, 59 | Единица площади – квадратный сантиметр | |||
38 | 39 | 1 | 60, 61 | Площадь прямоугольника | |||
39 | 40 | 1 | 62 | Таблица умножения и деления с числом 8 | |||
40 | 41 42 | 2 | 63, 64 | Закрепление | |||
41 | 43 | 1 | 65 | Таблица умножения и деления с числом 9 | |||
42 | 44 | 1 | 66, 67 | Единица площади – квадратный дециметр | |||
43 | 45 | 1 | 68 | Сводная таблица умножения | |||
44 | 46 | 1 | 69 | Решение задач | |||
45 | 47 | 1 | 70, 71 | Единица площади – квадратный метр | |||
46 | 48 | 1 | 72 | Закрепление | |||
47 | * | 73 – 75 | «Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера. | ||||
48 | 49 50 | 2 | 76 – 79 | Что узнали. Чему научились | |||
49 | ** | 80, 81 | Проверим себя и оценим свои достижения | ||||
50 | 51 | 1 | 82 | Умножение на 1 | Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. Анализировать задачи, устанавливать взаимосвязи между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Чертить окружность с помощью циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Находить долю величины и величину по ее доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины. Переводить одни единицы времени в другие. Выполнять задания творческого и поискового характера. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | ||
51 | 52 | 1 | 83 | Умножение на 0 | |||
52 | 53 54 | 2 | 84, 85 | Деление вида а : а, 0 : а | |||
53 | 55 | 1 | 86, 87 | Задачи в 3 действия | |||
54 | * | 88 – 90 | «Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера. | ||||
55 | 56 | 1 | 91 – 93 | Доли. Образование и сравнение долей | |||
56 | 57 | 2 | 94 – 96 | Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр) | |||
57 | 58 | 1 | 97 | Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле | |||
58 | 59 60 | 2 | 98 – 100 | Единицы времени – год, месяц, сутки | |||
59 | * | 101 – 103 | «Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера. | ||||
60 | 61 | 1 | 104 – 108 | Что узнали. Чему научились | |||
61 | * | 109 | «Страничка для любознательных – Готовимся к олимпиаде» | ||||
62 | 62 | 1 | 110, 111 | Закрепление. Контроль и учет знаний | |||
II полугодие (74 ч) учебник, часть 2 | |||||||
Внетабличное умножение и деление (28 ч) | |||||||
63 | 63 | 1 | 3, 4 | Приемы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 69 : 3 | Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление. Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, делителя и делимого. Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять задания творческого и поискового характера, преобразование геометрических фигур по заданным условиям. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать ход и результат работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | ||
64 | 64 | 1 | 5 | Прием деления для случаев вида 80 : 20 | |||
65 | 65 | 1 | 6 | Умножение суммы на число | |||
66 | 66 | 1 | 7 | Решение задач несколькими способами | |||
67 | 67 | 1 | 8 | Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23 | |||
68 | 68 | 1 | 9 | Закрепление | |||
69 | 69 | 1 | 10 | Решение задач на нахождение четвертого пропорционального | |||
70 | 70 | 1 | 11 | Выражение с двумя переменными | |||
71 | * | 12 | «Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера: решение задач практического и геометрического содержания | ||||
72 | 71 72 | 2 | 13, 14 | Деление суммы на число | |||
73 | 73 | 1 | 15 | Закрепление | |||
74 | 74 | 1 | 16 | Связь между числами при делении | |||
75 | 75 | 1 | 17 | Проверка деления умножением | |||
76 | 76 | 1 | 18 | Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22 | |||
77 | 77 | 1 | 19 | Проверка умножения с помощью деления | |||
78 | 78 79 | 2 | 20, 21 | Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления | |||
79 | * | 22, 23 | «Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера: задачи логического содержания; определение «верно» или «неверно» для заданного рисунка простейшее высказывание с использованием понятий «все …», «если …, то …»; работа на Вычислительной машине | ||||
80 | 80 | 1 | 24, 25 | Что узнали. Чему научились | |||
81 | 81 82 | 2 | 26, 27 | Деление с остатком | |||
82 | 83 84 85 | 3 | 28 – 30 | Приемы нахождения частного и остатка | |||
83 | 86 | 1 | 31 | Деление меньшего числа на большее | |||
84 | 87 | 1 | 32 | Проверка деления с остатком | |||
85 | 88 89 90 | 3 | 33 – 35 36, 37 | Что узнали. Чему научились Ознакомление с проектом «Задачи-расчеты» | |||
86 | ** | 38, 39 | Проверим себя и оценим свои достижения | ||||
87 | * | 40 | «Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера: задачи-расчеты | ||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000 Нумерация (12 ч) | |||||||
88 | 91 | 1 | 41, 42 | Устная нумерация | Читать и записывать трехзначные числа. Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношение между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | ||
89 | 92 | 1 | 43 | Письменная нумерация | |||
90 | 93 | 1 | 44, 45 | Разряды счетных единиц | |||
91 | 94 | 1 | 46 | Натуральная последовательность трехзначных чисел | |||
92 | 95 | 1 | 47 | Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз | |||
93 | 96 | 1 | 48 | Замена числа суммой разрядных слагаемых | |||
94 | 97 | 1 | 49 | Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трехзначных чисел | |||
95 | 98 | 1 | 50 | Сравнение трехзначных чисел | |||
96 | 99 | 1 | 51 | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе | |||
97 | * | 52, 53 | «Странички для любознательных» - Римская система счисления | ||||
98 | 100 | 1 | 54 | Единицы массы – килограмм, грамм | |||
99 | * | 55 – 57 | «Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера: задачи – расчеты; задачи логического содержания; вычерчивание узоров; работа на Вычислительной машине | ||||
100 | 101 | 1 | 58 – 61 | Что узнали. Чему научились | |||
101 | ** | 62 – 63 | Проверим себя и оценим свои достижения | ||||
102 | 102 | ** | 64 | Помогаем друг другу сделать шаг к успеху | |||
103 | 1 | Контроль и учет знаний | |||||
Сложение и вычитание (12 ч) | |||||||
104 | 103 104 | 2 | 65 – 67 | Приемы устных вычислений | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритм письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений. Различать треугольники по видам и называть их. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника. | ||
105 | 105 | 1 | 68 | Закрепление | |||
106 | 106 | 1 | 69 | Разные способы вычислений. Проверка вычислений | |||
107 | 107 | 1 | 70 | Приемы письменных вычислений | |||
108 | 108 | 1 | 71 | Алгоритм письменного сложения | |||
109 | 109 | 1 | 72 | Алгоритм письменного вычитания | |||
110 | 110 | 1 | 73 | Виды треугольников (по соотношению сторон) | |||
111 | 111 112 | 2 | 74 | Закрепление | |||
112 | * | 75 | «Страничка для любознательных» - Готовимся к олимпиаде | ||||
113 | 113 114 | 2 | 76 – 79 | Что узнали. Чему научились | |||
114 | * | 80 | Помогаем друг другу сделать шаг к успеху | ||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000 Умножение и деление (22ч) | |||||||
115 | 115 116 117 | 3 | 81 – 84 | Приемы устных вычислений. Приемы устного умножения и деления. | Использовать различные приемы для устных вычислений. Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора. Анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | ||
116 | 118 | 1 | 85 | Виды треугольников по видам углов | |||
117 | 119 | 1 | 86 | Закрепление | |||
118 | * | 87 | «Страничка для любознательных» - применение знаний в измененных условиях | ||||
119 | 120 121 | 2 | 88 – 90 | Прием письменного умножения на однозначное число | |||
120 | 122 | 1 | 91 | Закрепление | |||
121 | 123 124 | 2 | 92 – 94 | Прием письменного деления на однозначное число | |||
122 | 125 | 1 | 95, 96 | Проверка деления умножением. Закрепление | |||
123 | 126 | 1 | 97, 98 | Знакомство с калькулятором | |||
124 | 127 128 | 2 | 99 – 102 | Что узнали. Чему научились | |||
125 | 129- 136 | 8 | 103 – 111 | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе». Контроль и учет знаний |
*/ Здесь и далее: задания из рубрики «Странички для любознательных», по усмотрению учителя, могут быть использованы как на отдельном уроке, так и распределены по урокам всей темы.
**/ На выполнение заданий рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения» на уроке отводится 10-12 мин.
Кол-во уроков контроля | Вид урока контроля и тема контроля | Кол-во часов | |
1 семестр | 2 | Контрольная работа №1: | 1 |
Контрольная работа №2: Порядок действий. Табличные случаи умножения и деления на 2 и 3. | 1 | ||
2 семестр | 1 | Контрольная работа №3: Таблица умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6, 7. Решение задач | 1 |
3 семестр | 2 | Контрольная работа №4: Табличное умножение и деление | 1 |
Контрольная работа №5: Табличное умножение и деление | 1 | ||
4 семестр | 1 | Контрольная работа №6:Приемы внетабличного умножения и деления. Решение задач и уравнений. | 1 |
5 семестр | 2 | Контрольная работа №7:Деление с остатком. Решение задач. | 1 |
Контрольная работа № 8:Приемы письменного сложения и вычитания трехзначных чисел | 1 | ||
6 семестр | 2 | Контрольная работа №9. Приемы письменного умножения и деления в пределах 1000. | 1 |
Контрольная работа №10 Итоговое повторение за курс 3 класса | 1 |
Сетка ДКР
Перечень УМК
Для учащихся:
1 Математика . Учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч / М. И. Моро , М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – 5-е изд. – М.: Просвещение , 2007
Дополнительная учебная литература
1. М. И. Моро , С.И. Волкова. Рабочая тетрадь в 2-х частях к учебнику математика 3 кл.
Литература для учителя:
Основная
- Поурочные планы по учебнику М.И. Моро , М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др. /авт. -сост. Н.А. Цыкина. – Изд.2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010.
Дополнительная литература
1. Математика : тесты : 3 -й класс / С.И. Волкова, И.С. Ордынкина. – Тула : Родничок: М.: АСТ: Астрель, 2008.
2. Четвертные контрольные работы по математике : 1-4 кл. / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: Аст: Апрель, 2007.
3 . Устный счёт. Сборник упражнений. 3 класс : к учебнику М.И. Моро , М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др / Л.Ю. Самсонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
4. 2500 задач по математике , 1- 3 класс . / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова /Пособие для начальной школы. –К.:ГИППВ, 1998.
Нормы оценок.
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
I. Оценка устных ответов.
«5» - ученик дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; умеет производить и объяснить устные и письменные вычисления; правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
«4» - ученик при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношении друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты ученик исправляет легко пир незначительной помощи учителя.
«3» - ученик при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий, понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя, узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве с значительной помощью учителя или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью учителя, правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.
«2» - ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
II.Оценка письменных работ.
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы:
- класс — 25 - 35 минут;
- класс — 25 - 40 минут;
- класс — 25 - 40 минут.
Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1 — 3 простые задачи или 2 составные, примеры в одно и несколько арифметических действий, математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
Грубые ошибки:
- неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил;
- неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение нужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных);
- неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубые ошибки:
- ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена) знаков арифметических действий;
- нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи;
- правильности расположения записей, чертежей;
- небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключения составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках
математики (названия компонентов и результатов действий, величины и т. д.)
Оценка письменной работы, содержащей только примеры.
- «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
- «4» - допущены 1 — 2 вычислительные ошибки;
- «3» - допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;
- «2» - допущены 5 и более вычислительных ошибок.
Оценка письменной работы, содержащей только задачи.
- «5» - все задачи решены и нет исправлений;
- «4» - нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
- «3» - хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача;
- «2» - допущена ошибка в ходе решения 2 задач или допущена 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.
Оценка комбинированных работ
(1 задача, примеры и задание другого вида).
- «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
- «4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
- «3» -допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;
- «2» -допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
Оценка комбинированных работ (2 задачи и примеры).
- «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
- «4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
- «3» - допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3- 4 вычислительные ошибки;
- «2» - допущены ошибки в ходе решения 2 задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или допущено в решении примеров и задач более 6 вычислительных ошибок.
Оценка математических диктантов.
- «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
- «4» - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа;
- «3» - не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа;
- «2» - не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике 3класс "Школа россии" ФГОС
Рабочая программа и тематическое планирование по математике для 3 класса по УМК "Школа России" с учетом ФГОС...
Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)
Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...
Рабочая программа для 1 класса Школа России" ФГОС
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, Содержит все нормативные документы, Раб...
Рабочие программы для 1 класса "Школа России" ФГОС
Рабочие программы по математике, русскому языку (письмо), литературному чтению (обучение грамоте), технологии, окружающему миру, ИЗО, музыке. Каждая программа содержит сведения о контрольных работах, ...
Рабочая программа по математике1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...
Рабочая программа по музыке1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...
Рабочая программа для 1 класса "Школа России" ФГОС
Рабочая программа для 1 класса "Школа России" все предметы...