Урок математики в 1 классе с использованием технологии системно-деятельностного подхода по теме «Величина. Длина. Сантиметр».
план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме
Урок математики в 1 классе по теме
«Величина. Длина. Сантиметр». «Математика. 1 класс», ч.3 (авт. Л.Г.Петерсон)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou1.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
Урок математики в 1 классе по теме
«Величина. Длина. Сантиметр».
Логвиненко Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
Новомосковск
2011г.
Тема урока: «Величина. Длина. Сантиметр».
Цель урока:
Дать первоначальное представление о длине как о новом признаке сравнения предметов.
Задачи:
предметные
- создать условия для открытия учащимися новых для них понятий: «величина», «длина», «сантиметр»;
- дать первоначальные сведения о способах сравнения предметов по длине;
метапредметные
- формировать интерес к новому учебному материалу;
- развивать логическое мышление на примере сравнения и классификации объектов;
- развивать умение учитывать выделенные учителем ориентиры действий;
- развивать коммуникативные навыки (вести дискуссию, отстаивать собственное мнение, уважать мнение партнёра и т.д.)
Оборудование:
-учебник «Математика. 1 класс», ч.3 (авт. Л.Г.Петерсон), изд. «ЮВЕНТА», 2010;
-раздаточный материал (конверты №1,2,3).
Ход урока
I Организационный момент
Учитель: Ребята, все вы знаете:
Если есть труд – значит, есть и успех.
II Актуализация знаний
Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?
Дети: Геометрические фигуры.
Учитель: Закройте глаза. (Учитель меняет расположение фигур на доске.)
- А теперь откройте глаза. Что изменилось?
Дети: Жёлтый круг заменили на зелёный. Синюю и красную фигуры поменяли местами. Размер изменился – квадрат стал меньше. А я заметил, что здесь есть лишняя фигура – это круг, потому что у круга нет углов, а у других фигур есть. А мне кажется, что лишней фигурой может быть квадрат, потому что он маленький, а остальные фигуры большие. А мне кажется, что можно убрать либо треугольник, либо квадрат, потому что два красных цвета и т.п.
Учитель: Хорошо! Это здорово, что вы нашли много различий в фигурах и их расположении.
- А какое умение помогло выполнить это задание?
Дети: Умение наблюдать, умение быть внимательными, умение рассуждать, умение сравнивать и делать выводы.
Учитель: По каким признакам мы сравнивали фигуры?
Дети: По цвету, по форме, по размеру.
Учитель: А какие знаки мы используем в математике, когда сравниваем?
Дети: > < = (знаки появляются на доске)
III Работа по теме урока
- Введение новых понятий
Учитель: Вы хотите узнать новые свойства предметов по которым их можно сравнивать с помощью этих знаков?
Дети: Хотим.
Учитель: Такие свойства предметов называются величинами.
(На доске появляется слово величина)
Учитель: Определите, какой цвет больше: розовый или голубой, красный или оранжевый?
Дети: Не можем.
Учитель: Является ли цвет величиной?
- Является ли величиной название предметов, например, стол, доска, дверь?
Дети: Тоже нет.
Учитель: Так что же мы должны выяснить на уроке?
Дети: Мы должны выяснить, что является величиной.
Учитель: Возьмите конверт №1. Что в нём?
Дети: Полоски разных цветов.
Учитель: Предложите задание с этими полосками.
Дети : Можно построить треугольник, можно сравнить и т.п.
Учитель: Сравните полоски. Что можете сказать о них?
(Высказывания детей.)
- Как сравнивали полоски? (Что именно сравнивали?)
Дети: Сравнивали длину полосок.
Учитель: Является ли длина полосок величиной?
Дети: Да длина – это величина, потому что мы можем сравнить длину и сказать, какая полоска больше (длиннее), а какая меньше (короче).
Учитель: Мы знакомимся с величиной – длина.
(На доске появляется слово длина)
Учитель: Какие ещё предметы можно сравнить по длине?
Дети высказываются (карандаши, книгу и тетрадь, рост, стопа и т.п.)
Учитель: Сравните свои ладошки по длине.
- Измерение длин отрезков
Учитель: Что вы видите на доске?
(На доске два отрезка, синий и красный, на значительном расстоянии друг от друга.)
Дети: Мы видим отрезки.
Учитель: Докажите.
Дети: Есть начало и конец. Отрезок – это прямая, ограниченная с двух сторон.
Учитель: Что вы можете сказать об этих отрезках?
(Дети высказываются.)
Учитель: Сравните длины отрезков.
(Дети высказываются.)
Учитель: Получились разные ответы. Как быть? (на глаз верить нельзя, наложить не получится)
Дети: Надо измерить отрезки.
Учитель: Как измерить? (С помощью чего можно измерить?)
Дети: С помощью линейки. (или другие предложения)
Учитель: - А если нет линейки? (ответы детей)
Учитель: Люди издавна думали над тем, как измерить длину и часто пользовались тем, что было под рукой.
- Попробуем и мы измерить длины отрезков тем, что у нас есть под рукой, например, красной полоской.
Два ученика у доски измеряют отрезки:
Синий отрезок = 5 красных полосок. (Учитель записывает на доске: 5 и 6.)
Красный отрезок = 6 красных полосок.
Учитель: Что можем сказать о длине отрезков?
Дети: Синий отрезок короче красного, так как 5<6.
Учитель: Измерим эти же отрезки с помощью зелёной полоски.
Два ученика измеряют у доски отрезки:
Синий отрезок = 4 зелёных полоски. (Запись на доске: 5 6
Красный отрезок = 5 зелёных полосок. 4 5)
Учитель: Что можете сказать о полученных числах? (5и4)
Дети: Числа получились разные.
Учитель: Почему результаты измерения получились разные, ведь отрезок один и тот же?
Дети: Мы использовали полоски разной длины.
Учитель: Эти полоски можно назвать мерками.
- Удобно ли измерять длину разными мерками? Почему?
Дети: Неудобно, получаются разные числа, можно запутаться.
Учитель: Может кто-то из вас знает, какой меркой измеряют длину?
Дети: Сантиметр, метр, километр и т.п.
- Старинные меры длины
Физминутка
Учитель: В древности использовались для измерения длин те измерительные приборы, которые всегда были при себе: шаг, локоть, ладонь, сажень. (На доске появляются рисунки.)
(Дети повторяют за учителем старинные меры длины.)
- Знакомство с сантиметром и линейкой
Учитель: Почти 150 лет назад представители 17 государств, в их числе и Россия, договорились использовать более точные, общие для всех стран единицы измерения длины.
Одной из них является…
- А как называется единица измерения, с которой мы сегодня познакомимся, вы узнаете из учебника. Откройте с.1, №3 и прочитайте её название.
(Дети читают про себя, один ученик читает вслух, все читают хором.)
(На доске появляется слово сантиметр)
Учитель: Сокращённо сантиметр принято записывать см. (Запись на доске.)
Учитель: Возьмите конверт №2. Что в нём?
(В конверте три полоски разного цвета: 1см, 5см, 7см.)
- Возьмите самую короткую полоску.
Это мерка длины равная одному сантиметру.
Измерьте этой меркой длину жёлтой полоски.
(Дети измеряют длину.)
Учитель: Какова длина полоски? (А у тебя, а у тебя…? Иди запиши на доске.)
Учитель: А чем удобнее измерить длину полоски?
Дети: Линейкой.
Учитель: Покажите линейки. Рассмотрите их.
- Что вы видите на линейке? (цифры, чёрточки)
- Найдите №3, рассмотрите, как правильно пользоваться линейкой. Расскажите.
(Учитель может сам объяснить алгоритм измерения длины отрезка линейкой.)
Физминутка
IV Закрепление изученного
- Практическая работа в парах
Учитель: Измерьте линейкой длину оранжевой полоски.
(Дети в парах измеряют длину.)
- Какова длина полоски? (А у вас, а у вас… Иди запиши на доске.)
- Сравним длины полосок. (Поставьте знак.)
(На доске: 5см <7см)
- Работа с учебником
Учитель: Найдите №4, измерьте самостоятельно длины отрезков. (Кто выполнил задание встаёт.)
- Проверьте друг у друга. У кого возник спор?
- Чему равна длина отрезка ДЕ? МК? (У кого другой ответ?)
Учитель: У кого задание выполнено правильно, поставьте «плюс».
(- Поднимите руку, кто поставил +? Все успешно выполнили. Хорошо.)
V Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель: Какие ключевые слова были на уроке?
- Расскажите, что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
- Поделитесь своими знаниями дома. Понаблюдайте, какие предметы, окружающие вас, можно сравнить по длине.
- Оцените свою работу на уроке. Каким цветом закрасите кружок сегодня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)
Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...
Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.
Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...
Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»
Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....
Развитие самостоятельной творческой личности младшего школьника посредством использования технологии системно-деятельностного подхода.
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Главная цель образования состоит не в передаче знаний и социаль...
Технологическая карта урока окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "В ледяной пустыне"
Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется н...
Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "Какие бывают растения"
Цели урока:· познакомить учащихся с разнообразием растений (дерево, кустарник, трава);· научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать...
урок математики для 1 класса по теме «Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины».
Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по математике для 1 класса УМК «Школа Р...