КТП по математике 1 класс ПНШ
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
М А Т Е М А Т И К А
Пояснительная записка
Учебная программа «Математика» составлена на основе программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ авторов А.Л.Чекина и Р.Г. Чураковой.
На изучение учебного материала по предмету «Математика» в планировании отводится 132 часа (4 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
Программа создана на основе концепции «Перспективная начальная школа».
Предлагаемый начальный курс математики имеет цель не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.
Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного.
Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической.
Арифметическая линия прежде всего представлена материалом по изучению чисел.
Геометрическая линия выстраивается в 1-м классе (на который выпадает самая большая содержательная нагрузка геометрического характера) изучаются следующие геометрические понятия: плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник), прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии, внутренняя и внешняя области относительно границы, многоугольник, прямой угол, прямоугольник, симметричные фигуры.
Систематическое изучение величин начинается уже в первом полугодии 1 -го класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется на глаз по рисунку или по представлению, а также способом приложения. Результатом такой работы должно явиться понимание учащимися того, что реальные предметы обладают свойством иметь определенную протяженность в пространстве, по которому их можно сравнивать. Таким же свойством обладают и отрезки. Никаких измерений пока не проводится. Во втором полугодии 1-го класса учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.
Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные, а знания на практике.
Требования к уровню подготовки учащихся
по курсу «Математика» к концу первого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
- количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа;
- смысл действий сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами;
- взаимосвязь между действиями сложения и вычитания;
- свойства сложения: прибавление числа к сумме и суммы к числу;
- свойства вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;
- линии: прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга;
- замкнутые и незамкнутые линии;
- внутренняя область, ограниченная замкнутой линией;
- прямой угол;
- многоугольники и их виды;
- измерение длины отрезка;
- все цифры;
- знаки больше (>), меньше (<), равно (=);
- названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка, включая число 20;
- знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием (+, —, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);
- переместительный закон сложения;
- «Таблицу сложения однозначных чисел» и соответствующие случаи вычитания;
- изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник);
- изученные единицы длины (сантиметр, дециметр);
- изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см);
- термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).
Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:
- читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;
- сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или -);
- воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
- воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;
- воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулем;
- распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг);
- выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд на уровне навыка;
- выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и вычитание в пределах «Таблицы сложения», используя денную таблицу в качестве справочника;
- чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
- определять прямые углы с помощью угольника;
- определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
- строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
- находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
- выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см или 16 см);
- распознавать и формулировать простые задачи;
- составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
- ориентироваться в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.);
- выделять из множества один или несколько предметов, облагающих или не обладающих указанным свойством;
- пересчитывать предметы и выражать результат числом;
- определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько — в другом.
Содержание программы
раздел | Название разделов | Кол-во часов | № уроков |
1 | Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве. | 10 | |
2 | Геометрические фигуры и их свойства. | 18 | |
3 | Числа и цифры. | 28 | |
4 | Сложение и вычитание. | 48 | |
5 | Величины и их измерение. | 18 | |
6 | Арифметическая сюжетная задача. | 10 | |
Всего: | 132 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование тем | Кол-во часов | Формы контроля | Дата проведения занятия |
1 | Здравствуй школа! | 1 | 01.09 | |
2 | Этот разноцветный мир | 1 | 02.09 | |
3 | Одинаковые и разные по форме | 1 | 03.09 | |
4 | Слева, справа, вверху, внизу. Над, под, левее, правее, между. | 1 | 07.09 | |
5 | Плоские геометрические фигуры. | 1 | 08.09 | |
6 | Прямые и кривые. | 1 | 09.09 | |
7 | Впереди и позади. Точки. | 1 | 10.09 | |
8 | Впереди и позади. Точки. | 1 | 14.09 | |
9 | Отрезки и дуги. | 1 | 15.09 | |
10 | Направления. Налево. Направо. | 1 | 16.09 | |
11 | Вниз и вверх. Больше, меньше, одинаковые. | 1 | 17.09 | |
12 | Первый и последний. Следующий и предшествующий. | 1 | 21.09 | |
13 | Один и несколько. | 1 | 22.09 | |
14 | Число и цифра 1. | 1 | 23.09 | |
15 | Пересекающиеся линии и точка пересечения. Один лишний. | 1 | 24.09 | |
16 | Пересекающиеся линии и точка пересечения. Один лишний. | 1 | 28.09 | |
17 | Один и ни одного. | 1 | 29.09 | |
18 | Число и цифра 0. | 1 | 30.09 | |
19 | Непересекающиеся линии. Пара предметов. | 1 | 01.10 | |
20 | Непересекающиеся линии. Пара предметов. | 1 | 05.10 | |
21 | Число и цифра 2. | 1 | 06.10 | |
22 | Число и цифра 2. | 1 | 07.10 | |
23 | Больше, меньше, поровну. | 1 | 08.10 | |
24 | Знаки , , = | 1 | 12.10 | |
25 | Число и цифра 3. | 1 | 13.10 | |
26 | Число и цифра 3. | 1 | 14.10 | |
27 | Ломаная линия. | 1 | 15.10 | |
28 | Замкнутые и незамкнутые линии. Внутри, вне, на границе. | 1 | 19.10 | |
29 | Замкнутая ломаная и многоугольник. | 1 | 20.10 | |
30 | Число и цифра 4 | 1 | 21.10 | |
31 | Раньше и позже. Число и цифра 4. | 1 | 22.10 | |
32 | Части суток и времена года. | 1 | 26.10 | |
33 | Число и цифра 5. | 1 | 27.10 | |
34 | Число и цифра 5. | 1 | 28.10 | |
35 | Сложение и знак +. | 1 | 29.10 | |
36 | Слагаемые и сумма. | 1 | 09.11 | |
37 | Слагаемые и значение суммы. | 1 | 10.11 | |
38 | Выше и ниже. Слагаемые и значение суммы. | 1 | 11.11 | |
39 | Прибавление числа 1 | 1 | 12.11 | |
40 | Прибавление числа 1 | 1 | 16.11 | |
41 | Число и цифра 6 | 1 | 17.11 | |
42 | Число и цифра 6. Шире, уже. | 1 | 18.11 | |
43 | Прибавление числа 2 | 1 | 19.11 | |
44 | Прибавление числа 2 | 1 | 23.11 | |
45 | Число и цифра 7. | 1 | 24.11 | |
46 | Число и цифра 7. Дальше, ближе. | 1 | 25.11 | |
47 | Прибавление числа 3 | 1 | 26.11 | |
48 | Прибавление числа 3 | 1 | 30.11 | |
49 | Число и цифра 8. | 1 | 01.12 | |
50 | Число и цифра 8. Длиннее и короче. | 1 | 02.12 | |
51 | Прибавление числа 4. | 1 | 03.12 | |
52 | Прибавление числа 4 | 1 | 07.12 | |
53 | Число и цифра 9. | 1 | 08.12 | |
54 | Число и цифра 9. | 1 | 09.12 | |
55 | Все цифры. | 1 | 10.12 | |
56 | Однозначные числа. | 1 | 14.12 | |
57 | Прибавление числа 5. | 1 | 15.12 | |
58 | Прибавление числа 5. | 1 | 16.12 | |
59 | Число 10 и один десяток. | 1 | 17.12 | |
60 | Счет до 10. | 1 | 21.12 | |
61 | Счёт десятками. | 1 | 22.12 | |
62 | Вычитание. Знак - (минус). | 1 | 23.12 | |
63 | Разность и значение разности. | 1 | 24.12 | |
64 | Так учили и учились в старину. | 1 | 28.12 | |
65 | Уменьшаемое и вычитаемое. | 1 | 29.12 | |
66 | Вычитание числа 1. | 1 | 14.01 | |
67 | Вычитание по одному. | 1 | 18.01 | |
68 | Сложение и вычитание. | 1 | 19.01 | |
69 | Сложение и вычитание. | 1 | 20.01 | |
70 | Перестановка слагаемых. | 1 | 21.01 | |
71 | Перестановка слагаемых. | 1 | 25.01 | |
72 | Измеряй и сравнивай. | 1 | 26.01 | |
73 | Измерение длины отрезка. Сантиметр. | 1 | 27.01 | |
74 | Сложение числа 1 с однозначными числами. | 1 | 28.01 | |
75 | Вычитание предшествующего числа. | 1 | 01.02 | |
76 | Десяток и единицы. | 1 | 02.02 | |
77 | Десяток и единицы. | 1 | 03.02 | |
78 | Разряд единиц и разряд десятков. | 1 | 04.02 | |
79 | Сложение числа 2 с однозначными числами. | 1 | 15.02 | |
80 | Сложение числа 2 с однозначными числами. Прямой угол. | 1 | 16.02 | |
81 | Сложение числа 3 с однозначными числами. | 1 | 17.02 | |
82 | Сложение числа 3 с однозначными числами. Старше и моложе. | 1 | 18.02 | |
83 | Сложение числа 4 с однозначными числами. | 1 | 22.02 | |
84 | Сложение числа 4 с однозначными числами. | 1 | 24.02 | |
85 | Группировка слагаемых. Скобки. | 1 | 25.02 | |
86 | Группировка слагаемых. Скобка. | 1 | 01.03 | |
87 | Задача. Условие и требование. | 1 | 02.03 | |
88 | Задача. Условие и требование. | 1 | 03.03 | |
89 | Задачи и загадки. | 1 | 04.03 | |
90 | Задачи и загадки. | 1 | 09.03 | |
91 | Сложение с числом 10. | 1 | 10.03 | |
92 | Разрядное слагаемое. | 1 | 11.03 | |
93 | Прибавление числа к сумме. | 1 | 15.03 | |
94 | Поразрядное сложение единиц. | 1 | 16.03 | |
95 | Задача. Нахождение и запись решения. | 1 | 17.03 | |
96 | Задача. Вычисление и запись ответа. | 1 | 18.03 | |
97 | Прибавление суммы к числу. | 1 | 22.03 | |
98 | Прибавление по частям. | 1 | 23.03 | |
99 | Сложение числа 5 с однозначными числами. | 1 | 24.03 | |
100 | Четырёхугольники и прямоугольники. | 1 | 01.04 | |
101 | Прибавление суммы к сумме. | 1 | 05.04 | |
102 | Прибавление суммы к сумме. | 1 | 06.04 | |
103 | Сложение числа 6 с однозначными числами. | 1 | 07.04 | |
104 | Сложение числа 7 с однозначными числами. | 1 | 08.04 | |
105 | Вычитание однозначных чисел из 10 | 1 | 12.04 | |
106 | Вычитание разрядного слагаемого. | 1 | 13.04 | |
107 | Сложение числа 8 с однозначными числами. | 1 | 14.04 | |
108 | Сложение числа 9 с однозначными числами | 1 | 15.04 | |
109 | Больше на некоторое число. | 1 | 19.04 | |
110 | Меньше на некоторое число. | 1 | 20.04 | |
111 | Вычитание числа из суммы. | 1 | 21.04 | |
112 | Поразрядное вычитание единиц. | 1 | 22.04 | |
113 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | 26.04 | |
114 | Решение задач. | 1 | 27.04 | |
115 | Таблица сложения однозначных чисел. | 1 | 28.04 | |
116 | Вычитание суммы из числа. | 1 | 29.04 | |
117 | Вычитание по частям. | 1 | 03.05 | |
118 | Сантиметр и дециметр. Сложение и вычитание длин. | 1 | 04.05 | |
119 | Сантиметр и дециметр. Сложение и вычитание длин. | 1 | 05.05 | |
120 | Тяжелее и легче. Дороже и дешевле. | 1 | 06.05 | |
121 | Симметричные фигуры. | 1 | 10.05 | |
122 | Симметричные фигуры. | 1 | 11.05 | |
123 | От первого до двадцатого и наоборот. | 1 | 12.05 | |
124 | Числа от 0 до 20. | 1 | 13.05 | |
125 | Геометрические фигуры. | 1 | 17.05 | |
126 | Задачи на сложение и вычитание. | 1 | 18.05 | |
127 | Итоговая работа. | 1 | 19.05 | |
128 | Измерение длины. | 1 | 20.05 | |
129 | Занимательное путешествие по таблице сложения. | 1 | 24.05 | |
130 | Так учили и учились в старину. | 1 | 25.05 | |
131 | Итоговое повторение. | 1 | 26.05 | |
132 | Праздник «Математика - царица наук». | 1 | 27.05 | |
Всего по курсу: | 132 |
Список литературы
для учителя:
1. «Перспективная начальная школа» Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2009, стр 91-103.
2. Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.
3. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоятельной работы №1, №2, №3 и №4. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.
4. Чекин А.Л. Математика: Методическое пособие для учителя. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.
5. Электронное методическое пособие по математике А.Л. Чекин, Р.Г.Чуракова, 1 класс, Издание 2е, дополненное, МОСКВА АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2007.
для обучающихся:
1. Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.
2. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоятельной работы №1, №2, №3 и №4. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: математика Класс 1 Тема «Сложение» Программа традиционная «Гармония»
Разъяснить смысл сложения и познакомить младших школьников с той терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на ...
Предмет: математика Класс: 1б Учебник: УМК «Планета знаний» Тема урока: Больше на … Меньше на …
Предмет математика, класс 1, учебник "Планета знаний", тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний, оборудование: проектор, компьютер, карточки для самооценивания, карточки для теста, ка...
Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"
Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....
Предмет: Математика Класс: 2 класс Тип урока: урок изучения нового материала. Тема: Периметр многоугольника. Учитель : Кустова Наталья Алексеевна.
Урок математики по ФГОС. Технологическая карта....
Конспект урока по математике Класс: 1 «б» УМК: Начальная школа 21 века, В.Н. Рудницкая «Математика» , ч.2, стр.53-57 Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Вычитание числа 3 (закрепление)
Конспект урока по математике...
Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)
Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...
Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"
Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...