Урок математики в 3 классе "Деление нуля на число. Невозможность деления на нуль"
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
Открытый урок математики в 3 классе с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по математике в 3 классе | 159 КБ |
Презентация к уроку математики 3 класс | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20».
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО МАТЕМАТИКЕ
3 КЛАСС
ТЕМА: «ДЕЛЕНИЕ НУЛЯ НА ЧИСЛО.
НЕВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЛЕНИЯ НА НУЛЬ»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Кузьмина Н.Н.
НОВОМОСКОВСК
2011г.
Цели урока:
- Ознакомить с приёмом деления нуля на число.
- Обобщить и закрепить знания таблицы умножения.
- Закрепить умение решать составные задачи.
- Совершенствовать вычислительные навыки, знания таблицы умножения
- Развивать мышление, математическую речь, интерес к математике.
Тип урока: объяснение, повторение пройденного.
Оборудование урока: учебник М.И. Моро и др., индивидуальные карточки, тест, мультимедийная презентация,
Структура урока:
- Организационный этап.
- Устный счёт.
- Сообщение темы и целей урока.
- Усвоение новых знаний и способов действия.
- Первичная проверка понимания изученного.
- Физкультминутка.
- Работа над пройденным материалом.
- Тест.
- Подведение итогов занятия.
- Информация о домашнем задании.
- Рефлексия.
Класс: 3
УМК: «Школа России».
Учебный предмет: математика.
Авторы учебника: М.И. Моро, М.А. Бантова , Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова .
Ход урока.
- Организационный этап. (слайд 1; 2; 3)
Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
Все ли правильно сидят,
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять!
- Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число. (слайд 4) Что вы можете сказать о числе 23? (Оно двузначное; оно нечётное; состоит из разряда десятков и разряда единиц).
- Сколько десятков и сколько единиц в нём? (2 десятка и 3 единицы).
- Устный счёт.
- Игра «Найди лишнее число» (слайд 5)
-Из каждого столбика выберите «лишнее число»
6 18 24 22 30 | 23 28 16 26 24 | 66 88 77 55 13 |
- Найдите площади фигур: (слайд 6)
7 см
5 см
- Арифметический диктант:
- Какое число надо умножить на 7, чтобы получить 42?
- Назовите число, которое меньше 24 на 6?
- Из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 3?
- Во сколько раз 4 десятка больше 5?
- Найдите произведение 9 и 3.
- Делимое 36, частное 6. Чему равен делитель?
- Увеличьте 7 в 6 раз.
- На какое число надо разделить 28, чтобы получить 7?
- Запишите только ответы.
(Взаимопроверка: 6, 18, 21, 35, 27, 6, 42, 4.) – (слайд 7)
- Индивидуальная работа (работа по карточкам, см. приложения)
- Сообщение темы и целей урока (слайд 8)
- Тема нашего урока: «Деление нуля на число, невозможность деления на нуль».
- Мы рассмотрим приёмы деления нуля на число, закрепим знания таблицы умножения, умение решать составные задачи, вспомним, как найти площади фигур.
- Усвоение новых знаний и способов действий.
- На экране: 0:6 (слайд 9)
- Подберите такое число, при умножении которого на 6 получился бы 0? (Это 0).
Значит, 0:6=0
Аналогично рассматривается случай деления 0:9.
Вывод: При делении нуля на любое другое число, получается нуль.
ПОМНИ, делить на нуль нельзя!
- Почему нельзя делить на нуль? Обоснуйте свой ответ.
(При делении на 0, например, числа 6 или другого числа, кроме нуля нельзя найти такое число, умножив которое на нуль, получилось бы 6 или другое число).
- Послушайте сказку о нуле. (слайды 10-16)
Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью.
Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии. Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекли четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили обьедениться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.
Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Всё исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Нуль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.
Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число. Стоящее в паре с Нулём оказалось в проигрыше и было расстроено.
Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулём, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.
А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулём. С тех пор ни одно число не делится на нуль.
Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать, да добра наживать.
- Сегодня мы с вами открыли ещё один фокус «нуля». Что это за «фокус»? О нём надо помнить, чтобы не допускать ошибок в вычислениях.
- Первичная проверка понимания изученного
- Выполнения №1 стр. 75 с комментированием «цепочкой».
- Физкультминутка.
«Любопытная Варвара» и зарядка для глаз (слайд 17-18)
Текст | Описание движений |
Любопытная Варвара Смотрит влево, Смотрит вправо, Смотрит вверх, Смотрит вниз, Чуть присела на карниз, А с него свалилась вниз! | Поднимаем и опускаем плечи. Дети поворачивают корпус влево. Поворачивают корпус вправо. Поднимают голову вверх. Опускают голову. Выполняют лёгкие полуприседания. Садимся на место. |
- Работа над пройденным материалом.
- Нахождение значений выражений №6 (1) стр. 75
- Решение задачи №5 стр.75 (слайд 19)
А) Составление таблицы на интерактивной доске.
- Прочитайте условие задачи и подумайте, как удобнее выполнить краткую запись. (В таблице).
- Какие графы должны быть в таблице?
- Что такое 8кг? (Масса 1 ящика со сливами)
Масса 1 ящика | Количество ящиков | Масса всех ящиков |
Слив – 8кг | ? 1) (:) одинаковое | 48 кг |
Груш – 9кг | ? 2) (∙) |
- Что ещё известно в задаче? ( Масса 1 ящика с грушами. Масса всех ящиков со сливами.)
- Что сказано о количестве ящиков с грушами? (Их столько же). Или количество одинаковое.
-Составьте программу решения и запишите решение самостоятельно.
Б) Проверка решения.
1) 48:8=6(ящ.)
2) 9∙6=54(кг)
Ответ:54 кг груш привезли на рынок.
- Решение уравнений с устным объяснением.
№8 стр. 75
- Найди закономерность (задание на слайде) (слайд 20)
- Самостоятельная работа. (слайд 21)
Тест 7. Таблица умножения. Табличные случаи деления.
(см. приложения)
- Итог урока
- Что нового мы узнали на уроке?
- Что получится при делении нуля на любое число?
- Какое важное правило должны запомнить?
- Информация о домашнем задании (слайд 22)
№4, №6(2) стр. 75.
- Рефлексия (см. приложение; слайды 23-24)
- Ребята! Вам понравился урок?
- Посмотрите на "пушистиков". У них разные настроения. Раскрасьте "пушистика", у которого такое же настроение, как у вас. Покажите своих «пушистиков». Молодцы! Спасибо за урок! До новых встреч!
Список использованной литературы:
- В.Н. Рудницкая ТЕСТЫ по математике: 3класс: к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 3 класс. В 2ч.»: учебно-методическое пособие /
В. Н. Рудницкая. – 7-е изд.стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 125, [3] (Серия «Учебно-методический комплект»).
- М.И. Моро, С.И. Волкова Математика: 3класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ 6-е издание/ Москва «Просвещение» 2009.
- Физкультминутки / авт. – сост. С.А. Лёвина, С.И. Тукачёва. – Волгоград: Учитель, 2008. -67с.
- Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып.1 /авт.-сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.
Самоанализ.
Тема моего занятия: «Деление 0 на число. Невозможность деления на 0».
Почему я выбрала игру?
– Для того чтобы привлечь внимание детей к этой теме. Сказка соответствует их психологическим особенностям и возрасту.
Я считаю, что это помогает развитию познавательного интереса к этой теме. Все дети с удовольствием слушали сказку и включились в работу. На мой взгляд, основные правила они запомнят лучше, чем на УЗ традиционной формы.
Тип учебного занятия – комплексное применение знаний и способов деятельности учащихся. Соответственно этому типу учебного занятия я поставила цели:
- Ознакомить с приёмом деления нуля на число.
- Закрепить умение решать составные задачи.
- Совершенствовать вычислительные навыки, знания таблицы умножения.
- Развивать мышление, математическую речь, интерес к математике.
- Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности.
- Создать условия учащимся для осознания ценности совместной деятельности.
- Содействовать развитию у детей умений осуществлять само и взаимоконтроль. Учиться оценивать свою деятельность и работу учащихся.
Выбранный мною тип УЗ предполагает следующую структуру:
- Организационный этап.
- Устный счёт.
- Сообщение темы и целей урока.
- Усвоение новых знаний и способов действия.
- Первичная проверка понимания изученного.
- Физкультминутка.
- Работа над пройденным материалом.
- Подведение итогов занятия.
- Информация о домашнем задании.
- Рефлексия.
Все этапы учебного занятия направлены на реализацию обучающей цели, на применение полученных знаний в новой измененной ситуации.
Я сочла нужным использовать следующие формы и методы УЗ: фронтальная; индивидуально-обособленная; коллективная.
Характер деятельности учащихся соответствует типу учебного занятия.
Таким образом, выбранные мной методы и формы познавательной деятельности позволили мне выяснить степень усвоения учащимися нового материала, знаний таблицы умножения, формул вычисления площади прямоугольника.
Я считаю, что с учениками была создана теплая, дружеская, спокойная атмосфера общения.
Время использовалось рационально за счет письменной и устной работы, наглядности.
Все цели, поставленные на уроке, удалось достичь и реализовать.
Помимо того, что учащиеся справились с основными заданиями урока, они успешно выполнили самостоятельную работу, что говорит о развитии логического мышления учащихся. Об этом свидетельствует количество положительных оценок, эмоций и впечатлений, которыми с нами поделились дети. Они показали умение оценивать не только свои собственные знания, но и давать оценку знаний других учеников.
Приложения к уроку:
- Карточки для индивидуальной работы.
Карточка 1.
Определите порядок действий и найдите значение выражения:
100-6∙2:3∙9-6∙9
Карточка 2.
Определите порядок действий и найдите значение выражения:
81:9∙8-3∙8:4
Карточка 3.
Решите уравнение:
32:х=93-85
Карточка 4.
Решите уравнение:
х+34=61-13
- Тест. Таблица умножения. Табличные случаи деления.
Вариант 1
1. Выбери верные ответы.
8∙9
7∙6
45 : 9
56 : 7
- 63
- 40
- 4
- 5
- 72
- 56
- 5
- 6
- 64
- 42
- 6
- 7
- 81
- 35
- 7
- 8
2. На сколько надо умножить 8, чтобы получилось 48?
- 5
- 6
- 7
- 8
3. На сколько надо разделить 35, чтобы получилось 7?
- 4
- 5
- 7
- 6
4. Произведение 5 и 9 равно:
- 45
- 35
- 40
- 32
5. Частное 42 и 6 равно:
- 7
- 5
- 8
- 9
- Какое из чисел не делится на 8:
- 40
- 72
- 35
- 56
- Какое из данных чисел не делится на 5
- 20
- 32
- 36
- 42
- Чему равно значение х в уравнении х:4=8?
- 2
- 12
- 4
- 32
- Произведение каких чисел равно 24?
- 6 и 3
- 6 и 4
- 4 и 8
- 7 и 5
- Частное каких чисел равно 9?
- 0 и 9
- 56 и 8
- 63 и 7
- 28 и 4
Вариант 2
1. Выбери верные ответы.
7∙9
5∙8
36 : 6
72 : 9
- 63
- 40
- 6
- 5
- 72
- 45
- 5
- 6
- 56
- 64
- 4
- 7
- 81
- 35
- 7
- 8
2. На сколько надо умножить 9, чтобы получилось 81?
- 9
- 6
- 7
- 8
3. На сколько надо разделить 45, чтобы получилось 9?
- 9
- 5
- 8
- 6
4. Произведение 4 и 7 равно:
- 21
- 28
- 42
- 35
5. Частное 64 и 8 равно:
- 7
- 6
- 8
- 9
6. Какое из чисел не делится на 9?
- 18
- 24
- 81
- 45
- Какое число делится на 6?
- 40
- 32
- 49
- 36
- Чему равно значение а в уравнении 3∙а=12?
- 9
- 15
- 4
- 21
- Произведение каких чисел равно 36?
- 5 и 5
- 9 и 4
- 6 и 6
- 7 и 3
- Частное каких чисел равно 8?
- 64 и 8
- 56 и 8
- 35 и 5
- 42 и 6
- Презентация к уроку.
- Рефлексия.
0:b=0
а:0
1см
1см
2см
4см
3см