3 класс Математика Деление с остатком
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Шелгунова Ирина Николаевна

 

План урока математики по теме «Деление с остатком»,

 в 3-2 классе.ГБОУ Гимназия 271,14 февраля 2011 года.

Учитель: Шелгунова И.Н.

Тема: «Деление с остатком»

( 3 класс «Школа России»)

Урок изучения новых знаний.

Основная дидактическая цель – Познакомить с возможностью деления с остатком через формирование основ мыслительной операции – АБСТРАГИРОВАНИЕ.

Задачи:

1.Обучающие

1.1. Повторить случаи табличного и вне табличного деления,   название компонентов и результатов действия деления.

1.2. Изучить возможность деления с остатком.

1.3. Учить применять  формулу  деления с остатком при решении задач   и числовых выражений.

 

2.Воспитывающие:

2.1. Возбуждать интерес к математике.

2.2. Создать условия для развития умения слушать мнения других учеников.

2.3. Формировать математический взгляд при разборе жизненных ситуаций.

2.4. Формировать умение контролировать действия партнёра.

 

3. Развивающие:

3.1. Развивать внимание, наблюдательность, умения анализировать.

3.2. Способствовать развитию логического мышления.

3.3. Развивать умение находить необходимую информацию для выполнения заданий.

 

Ход урока:

1.       На первом этапе, выполнив вне табличное  деление разных чисел создадим УСЛОВИЕ (первичную информацию.

 

1.1-Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!!!

Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся!

Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!

 

1.2  СЛАЙД 2.   Выполните деление: 

- Что общего в  числовых выражениях? (Они все на деление)

- Вспомним компоненты действия деления: (Делимое, делитель, частное)        

 -Выполните вычисления:

- Какие числовые выражения были самыми лёгкими? (40:5, 28:28, 24:12)

-Почему? (Табличные случаи, делили  число само на себя, подбирали частное)

- Какие выражения вызвали затруднения?  ((12+15):3; (36-12):6)

- Почему? (Сначала находили сумму, а потом частное и сначала находили разность и только     потом частное)

- Какое выражение  не удалось решить?  (15:2)

-Почему?  ( Не делится без остатка)

Это и есть тема нашего урока – деление с остатком.

 

2.      Используя ИП (1) создадим образ объекта – первичную модель.

 

   -А пока решим практическую задачу:

 СЛАЙД 3

Раздадим  7 тетрадей по 2 штуки ученикам.

- Сколько учеников получат тетради? (3)

- Сколько тетрадей останется? (1)

Как это записать?  (7:2=3(ост.1) 1<2)

Внимание: Остаток меньше делителя!

                   - Задача 2:        СЛАЙД4                                  

- В нашем классе все ученики допущены к занятиям в бассейне. Вам  нужно разделиться на 5 команд по числу дорожек.

-Сколько человек будет в команде? (5)

А оставшиеся будут запасными.

-Сколько будет запасных? (3) -Как это записать? (28:5=5(ост.3)3<5)

Обратите внимание – остаток меньше делителя!

- Помните пример, который мы не смогли решить в начале урока? (15:2)

СЛАЙД 5

 - У вас на партах орешки. Их 15.

-Помогите белочке разложить их по 2 штуки.                     

Сколько раз по 2 вы получили? (7)

 -Сколько орешков осталось? (1)

 -Как можно записать? Прочитайте решение использовав название компонентов действия деления. (Делимое 15, делитель 2, частное 7 и остаток 1; 1<2)

Есть другая форма записи. Найдите делимое, делитель частное, остаток.

                                       СЛАЙД 6

- Попробуем разложить орешки по 4 штуки. Что получим? (15:4=3(ост.3) 3<4)

 - Как запишем?                                                                        Прочитайте решение используя названия компонентов действия деления .(Делимое 15, делитель 4, частное 3 и остаток 3)

 И здесь есть возможность записи в строчку и в столбик.

 - Будет ли остаток меньше делителя? (Да, 3<4)

Покажите делимое в записи в столбик, делитель, частное, остаток.

СЛАЙД 7

- А теперь поможем белочке разложить орешки по 5 штук.

 

- Сколько раз по 5 получили? (3)

- Какой остаток в этом случае? (0)

 - Как запишем?(15:5=3(ост.0) 0<5)

 -Каким ещё может быть остаток при делении на 5? (1, 2, 3, 4, 5)

 

3.       Выдвинем требование для вычленения существенных свойств объекта:

Мы записали пять числовых выражений. Что нового заметили в их записи?

- Сравните остаток и делитель.  Что важное нужно отметить?

-При каком условии пример будет решён правильно?

                                                                                            (Если остаток меньше делителя)

4.       Аналитико-познавательная работа:

Решив примеры 2 стр.24 проверим, как выполняется это условие.

7:3=2(ост.1)       10:4=2(ост.2)      10:6=1(ост.4)      11:4=2(ост.3)      12:3=4(ост.0)

 

Подведём итог:

 

 

5.       Создадим модель изучаемого объекта (абстракцию)

Сделаем вывод сегодняшнего  урока:

Покажите делимое…

Покажите делитель…

Покажите частное…

Покажите остаток…

Что показывает вторая строчка?

(Остаток должен быть меньше делителя)

 

Сформулируем правило:     При делении одного  числа на другое получается  частное  и  остаток.                                                   Остаток должен быть меньше частного.

Теперь у нас есть «помогайка»  к ней мы всегда можем обратиться, чтобы проверить правильно ли решили выражение.  Проверить можем по второй строчке: если остаток меньше частного, то выражение вычислено правильно.

 

              - Придумайте задачу, которая решалась бы делением с остатком…

 

    Используя новое  правило, проверьте, правильно ли выполнены вычисления  на карточке. Если согласны, ставим +, если нет  -.

Обменяйтесь работами, проверьте друг друга.

Со сколькими выражениями  вы не согласны? (4)

Вычислите их правильно.

   

1.      8:3=2(ост.2)

+

2.      7:3=2(ост.1)

+

3.      12:5=2(ост.1)

-

4.      10:4=2(ост.3)  

-

5.      14:2=6(ост.2)

+

6.      23:3=6(ост.5)

+

7.      25:7=3(ост.4)

+

8.      26:3=7(ост.2)

-

9.      27:7=4(ост.1)

-

 

6.Домашнее задание:

 Придумать задачу на деление с остатком, кому трудно, решить задачу 3 стр.24 + карточка 2 вариант.

6.      Итог урока:

-Что нового узнали на уроке?

- Каким правилом будем пользоваться при вычисления на деление?

-Кому было на уроке интересно?

-Кому было трудно?

-За что можете похвалить друг друга?  Оценим активных участников урока…

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деление с остатком Урок математики в 3-2 классе ГОУ гимназия №271 Шелгунова Ирина Николаевна

Слайд 2

Устный счёт: Выполни вычисления: 24:12 40:5 28:28 (12+15):3 (36-12):6 15:2 20.12.2012 2

Слайд 3

Решаем задачи Раздайте 7 тетрадей ученикам по 2 штуки каждому. Сколько учеников получат тетради? Сколько тетрадей останется? 20.12.2012 3 7:2=3(ост.1) 1 <3

Слайд 4

Решаем задачи В нашем классе все ученики допущены к занятиям в бассейне. Вам нужно разделиться на пять команд по числу дорожек. Сколько человек будет в команде ? Оставшиеся будут запасными. Сколько будет запасных? 20.12.2012 4 28 :5=5(ост.3) 3 < 5

Слайд 5

Деление с остатком 20.12.2012 5 15:2 15:2=7(ост.1) 15 7 2 14 - 1

Слайд 6

Деление с остатком 20.12.2012 6 15:4 15:4=3(ост.3) 15 3 4 12 - 3

Слайд 7

Деление с остатком 20.12.2012 7 15:5 15:5=3(ост.0) 15 3 5 15 - 0

Слайд 8

ФИЗМИНУТКА Вы наверное устали? Ну, тогда все дружно встали. Вверх ладошки! Хлоп-хлоп... По коленкам Шлёп-шлёп… По плечам теперь похлопай.. По бокам себя пошлёпай… Мы осанку исправляем, Спинки дружно прогибаем. Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись… Плечи вверх, назад и вниз, Улыбайся и садись. 20.12.2012 8

Слайд 9

Блиц - опрос Может ли остаток быть больше делителя? Может ли остаток быть равен делителю ? Какие могут быть остатки при делении на 5? 20.12.2012 9

Слайд 10

ВЫВОД a : b =c (ост. n ) n < b 20.12.2012 10

Слайд 11

До новых встреч! 20.12.2012 11 Спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Деление с остатком" (закрепление), 3 класс

Урок построен в виде "путешествия" . Программа " Школа России"...

Урок по математике " Деление с остатком" 3 класс

Данный урок разработан в технологии деятельностного метода и показан на конкурсе " Педагог года". Технология деятельностного метода заключается в том, что обучающиеся самостоятельно, без помощи учител...

тренажёр по математике "Деление с остатком 4 класс"

Этот тренажёр позволяет развивать усвоение смысла деления с остатком, способов деления с остатком....

Урок по математике в 4 классе Тема:" Деление с остатком на 10,100,1000".

Урок построен в игровой форме. Знакомит детей с делением с остатком 10,100,1000. Хороший устный счёт....

Урок математики 3 класс. Тема: "Деления с остатком"

Тема:"Деление с остатком". План урока....

Технологическая карта урока математики «Деление с остатком. Правило остатка» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Деление с остатком. Правило остатка» Цель урока:  познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток;Планиру...

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии...