Задачи на части (урок математики в 4 классе)
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
Путешествуя по страницам сказок на уроке математики у учащихся формируются умения решать задачи на части с неправильными дробями, воспитывается чувство товарищества и взаимовыручки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Задачи на части (урок-сказка)
Цели урока: образовательная: формирование умения решать задачи на части с неправильными дробями; закрепление способов действий при решении задач и примеров с дробями;
развивающая: создать условия для развития мышления, речи учащихся, умения сравнивать и делать выводы, развитие потребности и навыка совместного поиска ответа на поставленную задачу;
воспитательная: создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах и группах, выслушивать и уважать мнение других.
Оборудование: картинки сказочных персонажей, таблицы-опоры, карточки с заданиями, пленка демонстрационная для кодоскопа с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости - ваши родители. Приглашаю всех в путешествие по сказкам на уроке математики.
II. Актуализация знаний.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
1. Игра «Перевертыш»: учитель называет дробь, а дети должны перевернуть ее и назвать другую дробь. (Дроби записывают на доске в строчку, а во вторую строчку – перевертыши).
3/5 | 6/24 | 7/9 | 5/5 | 2/8 |
5/3 | 24/6 | 9/7 | 5/5 | 8/2 |
- Какая дробь лишняя в первой строке? (5/5, так как эта дробь неправильная, она равна 1. Остальные дроби правильные, меньше 1 и выражают правилььные части величин.)
- Чем походи дроби второго столбика? (эти дроби неправильные, больше или равны единице, выражают неправильные части величин).
2. Карточки с заданиями.
Найди 2/3 от 24 | 24:3*2=16 | Буква «З» |
Найти число, 5/6 которого составляет 120 | 120:5*6=144 | Буква «К» |
Найти 3% от 300 | 300:100*3=9 | Буква «А» |
Какую часть составляет 1 см от 7 см? | 1:7=1/7 | Буква «К» |
Найти число, 5% которого составляет 20 | 20:5*100=400 | Буква «И» |
Какую часть года составляет 1 месяц? | 1:12=1/12 | Буква «С» |
Запишите ответы в порядке возрастания и расшифруйте слово.
1/12 | 1/7 | 9 | 16 | 144 | 400 |
С | К | А | З | К | И |
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
- В какой сказке мы оказались?
- Кто ее написал?
Решите задачи (на пленке кодоскопа задачи):
а) Старик поймал в первый день а кг рыбы, а во второй день m/n этого количества. Сколько кг рыбы поймал старик во второй день? ( а=40, m/n=4/5)
40:5*4 = 32 (кг),
б) Старуха напряла b м пряжи, что составляет m/n ее месячной нормы. Сколько метров пряжи напрядет старуха за месяц? ( b=100, m/n=4/5)
100:4*5 = 125 (м)
III. Постановка проблемы.
- Переверните дроби в задачах и найдите значения данных выражений.
40:4*5 = 50 (кг) 100:5*4 = 80 (м)
- Что произошло? (Из правильной дроби получили неправильную).
- Как вы думаете, можно ли решить задачи с неправильными дробями по тем же правилам, что и задачи с правильными дробями?
Дети высказывают свои мнения.
- Цель урока – установить, решаются ли задачи с неправильными частями по тем же правилам, что и задачи с правильными частями.
На доске открывается тема урока: «Задачи на части».
IV. «Открытие» детьми нового знания.
- Что нужно найти в обеих задачах? (Чему равна одна часть))
- Что можно найти, если известно чему равна одна часть? (Чему равны несколько частей)
- Итак, по какому правилу мы решили задачу с неправильными частями при нахождении части от числа? (Число 40 разделили на знаменатель 4 и умножили на числитель 5).
- проверим по опорной схеме, совпадает ли это число с правилом нахождения правильной части от числа? (Да).
На доске – опорная схема:
Часть=Число:Знаменатель×Числитель |
- По какому правилу вы находили число по его части при решении задач с неправильными частями? (Часть 100 разделили на числитель 5 и умножили на знаменатель 4)
На доске – опорная схема:
Число=Часть:Числитель×Знаменатель |
Проверим по опорной схеме, совпадает ли это правило с правилом нахождения числа по его правильной части? (Да).
- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.19.
- Какой вид задач мы не разобрали? (Задачи на нахождение части, которую одно число составляет от другого).
Решим задачу №4 на стр.20 про Золушку.
- Кто написал сказку Золушка?
Мачеха, уходя с дочерьми на бал, велела Золушке перебрать 100 кг крупы. Золушка, чтобы угодить мачехе, перебрала 150 кг. Какую часть своего задания выполнила Золушка? Вырази эту часть в процентах.
150 : 100 = 150/100 = 150 %
- Совпадают ли правила решения задач с неправильными дробями и задач с правильными дробями на нахождение части, которую одно число составляет от другого? (Да)
Опорная схема:
Дробь=1 Число : 2 Число |
- Как найти часть от числа?
- Как найти число по его части?
- Как определить какую часть одно число составляет от другого?
V. Физкультминутка.
Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? | Руки к плечам вращения вперед (4 р) вращения назад (4 р) |
Нарисуем два квадрата, А для них огромный круг. | Рисуют в воздухе «квадрат» обеими» руками, потом «круг» |
А потом еще кружочек, Треугольный колпачок, Вот и вышел очень, очень Развеселый чудачок. | Руки на пояс, повороты туловища вправо-влево |
VI. Первичное закрепление.
- Кто этот чудачок?
- Отправляемся в гости к Буратино?
- Кто написал про него сказку? (А.Толстой)
- Как она называется?
№2 стр.20 выполняют в паре с дальнейшей проверкой.
Буратино решил купить для папы Карло новый дом за 300 сольдо. Но пока он копил деньги, цена дома увеличилась на 20%. Сколько теперь должен заплатить Буратино за этот дом?
1 способ | 2 способ |
300 : 100 * (100 +20) = 360 (с). | 1) 100% + 20% = 120% - новая цена дома 2) 120% = 120/100 3) 300 : 100 * 120 = 360 (с). |
Винни-Пух заготовил в июне 48 кг меда, а в июле 7/6 этого количества. Сколько кг меда заготовил Винни-Пух в августе, если за все лето он заготовил 150 кг меда?
- 48 : 6 * 7 = 56 (кг) – в июле.
- 56 + 48 = 104 (кг) – в июне и июле.
- 150 – 104 = 46 (кг) в августе.
-Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю, - на спицу:
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой…»
- Из какой сказки этот отрывок? Кто ее написал?
Задача. Спица на куполе может выдержать вес 44/5 кг. Царю подарили петушка массой 31/4 кг. Выдержит ли спица, если петушок поправится на 1 кг? ( 1 кг – 1000 г )
1) 1000 : 5 * 44 = 8800 (г) – 8 кг 800 г – может выдержать спица.
2) 1000 : 4 * 31 = 7750 (г) – 7 кг 750 г - масса петушка.
3) 7 кг 750 г + 1 кг = 8 кг 750 г – масса петушка, если он поправится.
4) 8 кг 800 г > 8 кг 750 г – спица выдержит.
Задача. Царевна-Лягушка, когда превращается в девушку, весит 48 кг, что составляет 24/с ее веса в образе лягушки. А Иван-Царевич весит 32/2 веса лягушки. Сколько кг весит Иван-Царевич?
- 48 : 24 * 2 = 4 (кг) – вес лягушки.
- 4 : 2 * 32 = 64 (кг) – весит Иван-Царевич.
VII. Повторение.
Работа по группам (рядам).
1 группа - №8 стр.21, 2 группа - №9 стр.21, 3 группа - №10 стр.21.
VII. Итог урока.
- Чему мы научились на уроке? (Решать задачи с неправильными частями).
- К какому выводу пришли? (Задачи с неправильными частями решаются по тем же правилам, что и задачи с правильными частями).
- Кто испытывал затруднения в новой теме?
- Как оцениваете свою работу?
Д/з №№ 6, 7, 11 стр.21
Спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нахождение числа по его части" урок математики 4 класс
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ( компетентностный подход). Включён самоанализ урока....

Урок математики. 2 класс. Закрепление изученного. Решение обратных задач. Часть 1.
Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС НОО. Данный урок преследует следуущую цель: создать условия для проверки умений составлять и решать обратные задачи, совершенствовать вычислительные...

Урок математики. 2 класс. Закрепление изученного. Решение обратных задач. Часть 2.
Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС НОО. Данный урок преследует следуущую цель: создать условия для проверки умений составлять и решать обратные задачи, совершенствовать вычислительные...
Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому
Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....

Решение простых задач (презентация к уроку математики 1 класс)
Презентация к уроку математике, где учащиеся знакомятся с понятием "задача", учатся их оформлять и решать....

Технологическая карта урока математики 1 класс Тема: Задача. Составные части задачи.
Урок математики в 1 классе по теме "Задача. Составные части задачи." по программе Школа России (учебник Моро М.И.) разработан по ФГОС. Разработка этого урока заняла 2 место в муниципальном к...