Тебрейвик-магика
методическая разработка по математике (4 класс) на тему
Форма проведения внеклассных мероприятий с нестандартной структурой с целью объединить три любимых детьми интеллектуальных развлечения: театральную постановку, брейн-ринговские условия и викторину математического содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tebreyvik-magika.docx | 41.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тебрейвик-магика
(проводится в 4 классе в конце I четверти)
Те Брей Вик – это форма проведения внеклассных мероприятий с нестандартной структурой с целью объединить три любимых детьми интеллектуальных развлечения: театральную постановку, брейн-ринговские условия и викторину математического содержания (можно литературного, языковедческого содержания и т.д.).
Тебрейвик – магика – театрализованная брейн-викторина – Математика, Геометрия, Алгебра и Арифметика.
Цели: представить как можно ярче основные составляющие элементарной математики; показать практическую значимость; развивать логическое мышление, интерес к математике как «живой» науке.
Схема проведения Тебрейвика.
В общий сценарий праздника – путешествие по стране Математика - вводятся задания для двух команд с определёнными условиями, далее идёт иллюстрирование или обыгрование ответов к каждому из заданий, что даёт возможность зрителям и участникам команд осознать на практике суть каждого задания и способы его решения; в конце каждого этапа подводятся итоги, которые помогут определить победителя.
Участники Тебрейвика.
- Ведущие и актёры – исполнители театрализованных постановок.
Ведущие - 2 чел.
Чтецы - 8 чел.
Математически знаки – 4 чел.
Нулики – 2 чел.
Принцесса Алгебра.
Принцесса Арифметика.
Принцесса Геометрия.
Царица Математика.
Профессор.
Миллион.
Треугольник.
Квадрат.
- Две команды, для которых разыгрывается представление.
- Зрители.
- Жюри.
Оформление зала.
- На стене – красочный плакат «Т е б р е й в и к - м а г и к а».
- Декорация дворца: трон, ковровая дорожка, ведущая к трону, карта владений царицы Математики.
- Мольберт с необходимыми схемами.
- Два стола и стулья для команд, два листа ватмана, фломастеры, чистые листы в клетку, карандаши, линейки для каждого участника команды, два прямоугольника размером 9*4 см.
Ход праздника.
1 ведущий: Девиз Тебрейвика таков…
Все: Не будет в математике удачи,
Коль не подружишься с задачей.
Но если с логикой ты дружен
И с рассуждением знаком,
Математические знаки
Откроют дверь тебе в свой дом.
*** Четыре математических знака (•, :, +, -) открывают символическую дверь в страну Математики.
2 ведущий: Добро пожаловать в страну величайшей науки — Математику! Но прежде чем пойти навстречу трудностям и испытаниям, примите мой совет, который, несомненно, поможет вам. А совет этот за шифрован в театрализованной сценке, кото рую вы сейчас увидите.
*** Сценка «Адик - математик».
1-й ученик: Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не люблю решать задач,
Потому что нет удачи
На проклятые задачи.
Может быть, учебник скверный.
Может быть, таланта нет.
Но нашел я способ верный —
Сразу посмотреть ответ.
2-й ученик:Сколько чашек?
Сколько ложек?
Можно проще, без затей.
Он сложил часы и кошек,
Перемножил на людей.
3-й ученик: Занимайся на здоровье,
Если вам не жалко сил!
Но зачем читать условье:
Раз — умножил, два — сложил.
4-й ученик:В общем, не хитра наука,
Если посмотреть в ответ.
Только дед моложе внука
Оказался на 5 лет.
5-й ученик: И к Свердловску город Нальчик
Ближе стал, чем Камышлов,
И один индийский мальчик
Съел 125 слонов.
6-й ученик:Типографская машина
Выдала семь тонн овса.
Оказалось у вагона
Три десятых колеса.
7-й ученик: Стал до Марса путь недлинным —
200 литров до Земли ...
Два мальчишки с половиной
С полдевчонкой в школу шли.
8-й ученик: Адик — математик бойкий:
Множит, делит пополам...
Интересно, сколько двоек
Стоит лени килограмм?
2-й ведущий: Какой же совет хотел я вам дать?
1-й ведущий:
-Вот что бывает, когда не вчитываешься в условие задачи, не можешь, представить, о чем в ней говорится. Тогда ответ не будет соответствовать вопросу.
-А теперь начинается тебрейвик. Прошу всех встать!
1-й ведущий:
-Действующие лица тебрейвика — учащиеся IV класса.
***Звучит торжественная музыка, под которую входит царица Математика и ее принцессы. Профессор ведет ее под руку и усаживает на трон. Принцессы располага ются по бокам на пуфиках. Профессор сто ит. Все в зале встают.
Царица Математика:
-Садитесь, господа! Рада видеть вас всех в добром здравии и во всеоружии. Как известно, ору жие гимназистов — пытливый ум, сообра зительность и, конечно, бесконечная воспи танность. Профессор, представьте, пожа луйста, сим почтенным отрокам и их муд рейшим образователям наших принцесс и придворных!
Профессор:
-Слушаюсь, Ваше Мате матическое Величество!
Принцесса Алгебра ... (Ф.и. детей, ко торые играют эти роли.)
Принцесса Геометрия ...
Принцесса Арифметика...
Знак сложения...
Знак вычитания...
Знак умножения...
Знак деления...
Нулики...
Миллион...
Царица Математика:
- Благодарю, профессор! Теперь вернемся к государст венным делам. Все ли в порядке в моем Царстве?
Профессор:
-О нет, к сожалению, Ва ше Величество! От принцессы Арифметики поступила жалоба, но пусть она изложит её сама.
Принцесса Арифметика: (стано вится полубоком к царице Математике, де лает реверанс).
-Числа моих владений, Ва ше Величество, исправно трудятся. Только Миллион зазнался. Он считает себя одним из самых больших чисел и с презрением смотрит на меньшие числа. Особенно до стается от него маленькому Нулику.
Царица Математика:- Позвать ко мне этого зазнайку Миллиона!
***Появляется Миллион в цилиндре, с тро сточкой, на шапочке — 1 000 000.
Миллион (поет): 1 000 000 ...
- Я —од но из самых больших чисел. Меня должны уважать все меньшие числа, а особенно ма ленький Нулик, который ничего не значит, тьфу! Пустое место.
Царица Математика (разгневанно):
- Миллион, ты должен быть наказан! И нака жет тебя тот самый маленький Нулик, кото рого ты презираешь. Профессор, пригласи те Нулика и его брата!
Нулики:
-Царица Математика! Мы яви лись по Вашему приказанию!
Царица Математика:
-Нулики! Вы должны уничтожить Миллион с помощью одного из арифметических действий.
-Ребя та, с помощью какого арифметического дей ствия можно уничтожить Миллион, превра тить его в Нуль?
Все: С помощью умножения!
***1 000 000 х 0 = Нулики — выстраива ются, изображая это выражение.
Царица Математика (дотрагива ясь до миллиона):
- Миллион, ты уничтожен! Теперь, когда справедливость восстановле на, можно и приступить к первому этапу те брейвика. Какие вы для нас приготовили за дания, принцесса Арифметика?
Принцесса Арифметика:
У ме ня — три задания. Но позвольте, Ваше Вели чество, объяснить правила игры тебрейвика.
Во-первых, каждое задание будет оцени ваться в 5 баллов.
На решение одной задачи дается 1 минута. Если команда знает ответ, она подает сигнал. Вот так (показывает).
Кто первым подает сигнал, тот и отвечает. Если ответ неверный, отвечает другая команда, которая второй подала сигнал (ко мандир команды отвечает или он назнача ет отвечающего).
Если верного ответа не дано, команды могут попросить помощь класса, за что снимается 2 балла, или учите ля — снимается 4 балла.
Помощь можно брать только одну.
-Итак, начинаем!!!
***После каждого решения и оценки — театрализованный показ решения. При обыгрывании 4 часа замены 4 секундами.
Задание 1
Четверо играли в домино четыре часа. Сколько времени играл каждый?
(При обыгрывании 4 часа замены 4 секундами).
Задание 2
Масса наполненной маслом канистры 17 кг. Если же она заполнена наполовину, то ее масса равна 9 кг. Какова масса пустой ка нистры?
(О т в е т : 1кг)
Задание 3
Прилетело несколько птиц. Если они ся дут на деревья по одной, то одна птица ока жется лишней. Если они сядут на деревья по две, то на одном дереве не будет ни од ной птицы. Сколько было деревьев и сколь ко птиц?
(О т в е т : 4 пти цы и 3 дерева.)
— Кто может рассказать, как рассужда ли?
(Дополнительно три очка: учитель — 1 очко, из класса — 2 очка.)
Царица Математика:
- Спасибо, принцесса Арифметика, а мы, пока жюри подводит первый итог тебрейвика, послу шаем, как обстоят дела во владениях прин цессы Геометрии.
Профессор:
-Принцесса Геометрия, явитесь с отчетом к царице Математики.
Принцесса Геометрия:
-Геометри ческие фигуры моих владений, Ваше Вели чество, исправно трудятся. Только Треу гольник все время завидует брату Квадрату.
Царица Математика:
- Принцесса Геометрия, расскажите, что случилось у Треугольника с Квадратом? Почему братья не дружат?
Принцесса Геометрия:
-Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом (появляются Треугольник и Квадрат)
Старший— квадратный,
добродушный и приятный.
Младший — треугольный,
вечно недовольный.
Стал спрашивать Квадрат:
-Почему ты злишься, брат?
Тот кричит ему...
-Смотри: ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!
Принцесса Геометрия:
-Но Квадрат ответил ...
Квадрат:
-Брат! Я же старше, я — квадрат.
Принцесса Геометрия:
-И сказал еще нежней ...
Квадрат:
-Неизвестно, кто нужней!
Принцесса Геометрия:
- Но настала ночь, и к брату,
натыкаясь на столы,
младший лезет воровато
срезать старшему углы.
Уходя сказал ...
Треугольник:
-Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился — был квадратным,
а проснешься без углов!
Принцесса Геометрия:
- Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он — нет Квадрата.
Онемел ... стоял без слов ...
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Царица Математика:
- Здесь, я вижу, злой поступок Треугольника обернулся про тив него самого. Какая получилась геомет рическая фигура после того, как у Квадрата были срезаны все углы?
(Вопрос адресован сидящим в зале.)
Принцесса Геометрия:
- Позвольте, Ваше Величество, и я задам свои три зада ния командам?
Царица Математика:
- Да, конечно…
(принцесса Геометрия хлопает в ладоши. Квадрат читает задание 4).
Задание 4'
Начертите квадрат. Проведите в нем 2 отрезка так, чтобы они пересекались, а их концы были в вершинах углов квадрата. На зовите все полученные при этом фигуры и их количество.
(О т в е т: квадрат — 1, треу гольник — 8, пятиугольник — 4.)
Задание 5"
Разрежьте прямоугольник длиной 9 см и шириной 4 см так, чтобы из полученных ча стей можно было составить квадрат. Изли шек быть не должно.
О т в е т :
1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. |
5ч. |
4см 2см 2см 1см
2 ч. | 1ч. | |
3ч. | 4 ч. | |
5ч. |
2 1
3 4/5
Задание 6
Назовите все возможные варианты дли ны и ширины прямоугольника, если его пе риметр равен 24 см. Длина сторон выража ется натуральными числами.
О т в е т :
Ш | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Д | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Царица Математика:
-Что ж, я до вольна принцессой Геометрией.
А как об стоят дела у принцессы Алгебры?
Принцесса Алгебра:
- У меня всегда порядок и никаких происшествий, Ваше Величество! И задания мои больше похожи на фокусы с числами, чем на обыкновенные задачки. Разрешите продемонстрировать?
Царица Математика:
- Показывай свои задания!
Задание 7
Аня размышляет: «Если я куплю одина ковые подарки по 7 рублей, то я истрачу все свои деньги. Но если я куплю одинаковые подарки по 6 рублей каждый, то у меня ос танется 4 рубля». Сколько денег было у Ани? Сколько подарков она хотела купить?
(О т в е т : У Ани было 28 рублей, она хотела купить 4 подарка.)
Задание 8
Петя Задачкин задумал число А и приба вил к нему 12. Сумма получилась на 1 меньше 16. Какое число А задумано?
(Ответ: А = 3.)
Принцесса Алгебра:
- А для реше ния последнего моего задания потребуются не алгебраические знания, а умение логиче ски рассуждать. Попробуйте-ка, решите это…
Задание 9
В обувном шкафу Ани стоят три пары ботинок. В темноте она берет наугад четы ре ботинка. Смогла ли Аня взять пару оди наковых ботинок?
(Показ решения.)
1-й ведущий:
- Закончился тебрейвик, и нам хочется узнать, какая из предложенных задач вам понравилась больше всех и почему?
-Что вы узнали о задаче и правилах ее ре шения?
-Кто из моих принцесс и подданных по нравился вам больше всех?
-Почему?
-Жюри! Прошу подвести итоги!
-Награждение победителей.
Профессор:
- Прошу всех встать!
- Ца рица Математика покидает нас!
- До свида ния, друзья!
***Звучит музыка, все расходятся.
Дополнительные задания к Тебрейвику.
- Расставить 10 точек так, чтобы у каждой стороны было поровну.
** * * * * * ** * |
- На столе лежат спички. Как неверное равенство сделать верным?
VI – IV = XI ( VI + V = XI )
VII : XI = II ( XII : VI = II )
- Самолёт вылетел из Москвы в 12 часов. Светило солнышко. А будет ли там солнышко через 36 часов?
( О т в е т : Нет, через 36 часов там будет 24 часа, а это глубокая ночь.)
Используемая литература:
1.Журнал «Начальная школа» 2001г. №10.
2. «Геометрические задания и задачи для младших школьников» Т.В.Ушаков.
3. «Логика» И. Светлова.