Внеклассное занятие по математике в 4 классе. Игра-путешествие "Неизвестное, счастливое, магическое"
методическая разработка (математика, 4 класс) по теме

Галимова Оксана Юрьевна

Нестандартная форма урока позволяет активизировать учебную деятельность, повысить познавательный интерес к предмету, логические и занимательные задания увлекают младших школьников. На уроке совершенствуются коллективные формы работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-puteshestvie_po_matematike_v_4_klasse.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

г. Воркута

Учитель начальных классов:

Галимова Оксана Юрьевна

Неизвестное, счастливое, магическое

(игра – путешествие, 4 класс).

        Цели:

  1. Углубление знаний детей в области математики;
  2. Развитие интеллекта, познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся;
  3. Совершенствование коллективных форм работы.

I. Вступление.

   - Сегодня  мы  с  вами  отправимся  в  путешествие  по  морям – океанам. Какой  должен  быть  путник? Его  черты  характера? Легко ли  одному человеку  справиться  с  трудностями, найти  верное  решение?

  - Сила   каждого из  вас – в   ваших   друзьях. Вы    сильнее, если   вы    вместе. Взаимовыручка, взаимопомощь, «один   за   всех   и   все   за   одного» - вот    главное, о   чём каждый  из  вас  должен  помнить  в  путешествии.

  - Вы  готовы  отправиться  в  путешествие?

 - Нам  нужно  пройти  тест, чтобы  получить  «билет», по  которому  мы  сможем  беспрепятственно  путешествовать. Каждая  команда  выполняет  своё  задание.

      (См. приложение  к  игре.)

    - Что  объединяет  задания  для  1, 2  и 3  команд?

    - Верно, число  3  станет  главным  героем  нашего  путешествия.

На доске три слова: неизвестное, магическое, счастливое.

         Неизвестное.  В  далёкие  времена  люди  с  большим  трудом  научились  считать до  двух. Каждый  раз  за  двойкой  начиналось  что-то  неизвестное,

загадочное. Они  считали: один, два, всё, много.

          Магическое.    Число  три  считалось  в  древности  магическим  потому, что оно

                                    складывалось  из  суммы  предыдущих чисел  (3 = 2 +1).

          Счастливое.    Число  3  для  многих  народов  было  счастливым  числом. Оно  означало  совершенство  и  символизировалось  треугольником, который  представляет  прошлое, настоящее  и  будущее.

    - Стало  традицией  писать  произведения в трёх частях  (трилогии), картины  (триптихи).

    - А  какое  самое  излюбленное  число  в  сказках? Назовите  сказки, в  которых  встречается  число  три.

   - Вы  отлично  справились  с  тестом. А  вот  и  ваши   «билеты»  («билеты»   выполнены в виде  кита). «Билеты – киты»  в  путешествии  будут  служить  проездными  документами, а  также  листами  для  ведения  записей, вычислений.>>

    - Как  вы  считаете, почему  билеты  выполнены  в  форме  кита?

    - Верно, на  китах  мы  отправимся  в  путешествие. А  что  вам  известно  об  этих   удивительных  животных?

    - Синий  кит – самое  крупное  животное  в  мире. Его  масса  составляет 150 т.

      Сколько  индийских  слонов  могут  уравновесить  одного  синего  кита, если  вес  слона составляет  4 тонны?                

       А  зубров? Масса  зубров  равна  1/4  массы  индийского  слона.

     - Длина   синего   кита – 33 метра. До   одиннадцатого  этажа  мог  бы  достать  кит, если бы  встал  на  хвост.        

    - Каждая  страна, в  которой  мы  побываем, приготовила  для   нас   математическое  задание. Если   мы    успешно   справимся   со   всеми    заданиями, то  в  конце    нашего путешествия  мы  сможем  расшифровать  эту  запись.

Не

дру

дня - уз

узна

га    в

най  в  три

вай

три

года.

      Д.

        

       

(1 команда  получает  карточки  красного  цвета, 2 – синего  цвета, а  3 – зелёного.)

   II. Россия.

      - Начнём  наше  путешествие  с  России.

         Россия    издавна    славилась    красивым, могучим   русским   языком. Ни    в   одном другом  языке   нет   столько    пословиц,  поговорок,  крылатых    выражений, которые иногда  просто  невозможно  перевести  на  другой  язык.

       - Прочитайте  внимательно: найдите  крылатые  выражения  и  объясните их  значения.

     Заблудиться  в  трёх  соснах.  Не  суметь  разобраться  в  чём-то  простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого  затруднения.

     Из  третьих  уст,  из третьих рук.    Через  посредников, не  от  очевидцев  (узнавать,  

                                                                   получить, услышать).

     От  горшка  три  вершка.                  Очень  низкий, низкого  роста, маленький.

     С три  короба.                                    Очень  много  (наговорить, наобещать, наврать  и  

                                                                    т.д.) 

     Обещанного  три  года  ждут.             Говорят  шутливо, когда   не   верят  в  скорое  

                                                                      выполнение кем-либо  данных  обещаний  или  

                                                                      когда  исполнение  того, что   обещано,

                                                                      затягивается    на    неопределённое  время.

     Плакать  в  три  ручья.            Очень  горько  плакать.

     Три  кита.                                   Раньше   люди   полагали, что   Земля   стоит   на

                                                         трёх китах. Выражение   употребляется   в   значении

                                                         основы основ.                

     Три  грации.                             У    древних     римлян – три      богини,  олицетворяющие

                                                        молодость, прелесть, веселье. Изображаются    в

                                                        виде трёх     прекрасных     женщин. Иногда

                                                        употребляется   с  иронией.

     - Что  объединяет    все  данные   выражения?  

     - Вот  это  неизвестное, магическое, счастливое  число  3  не  только  в  математике, но  и  в  нашем  родном  языке  играет  важную  роль.

     - За  правильные  ответы  команды  получают  первый  «ключ»  к  разгадке.

            1 команда                             2 команда                            3 команда

                НЕ                                           ДРУ                                    ДНЯ - УЗ  

III. Китай.

     - Мы  с  вами  отправляемся  в  Китай. 

      - Какие  скороговорки  вы  знаете? А  знаете  какую-нибудь  китайскую  скороговорку?

     

      - Послушайте  одну  из  них:

         Жили – были  три  китайца:

         Як, Як Цидрак, Як ЦидракЦидрони.

               Жили – были  три  китайки:

               Ципи, Ципи Дрипи, Ципи Дрипи Лимпопони.

        Все  они  переженились:

             Як – на  Ципе,

             Як Цидрак – на  Ципе Дрипе,

             Як Цидрак Цидрони – на Ципи Дрипе Лимпопони.

       И  родились  у  них  дети:

       У  Яка  и  Ципи – Шах,

       У  Як Цидрака  и  Ципи Дрипи – Шах Шарах,

       У  Як Цидрак Цидрони и Ципи Дрипи Лимпопони – Шах Шарах Шарони.

                              Як           Цидрак     Цидрони

                              Ципи       Дрипи      Лимпопони

                              Шах        Шарах      Шарони

     - Вычислите  цепочку  и  узнаете, какое  задание  приготовил  Китай.

                              Уравнение     – 95      

                              Задача           – 75

                              Неравенство – 85  

                                                                    да

  x 2

 : 12

  x 5

  : 8

         360                  Трёхзначное                                    ?                                                                      число              

                                             нет

     

      - Правильно, в   Китае  мы  будем  решать   задачу.  

     - Что  в  основном  выращивают  в  Китае?  

         Задача.  С   одного   поля    собрали  8 т 400 кг   риса – это  на  6 ц   меньше,  чем    со второго. Урожай  с  третьего  поля  составил  третью  часть  всего   убранного

количества  риса  с   первого  и  второго  полей. Сколько   килограммов   риса

собрали  с  третьего  поля? (Команды  решают  задачу.)

     -  Китай   знаменит  не  только  рисом. Когда  мы  говорим: Россия, Москва, то  в  памяти возникает    Кремль. Это   наша   гордость, наше    достояние. А   в   Китае   одной    из достопримечательностей  является  Великая  Китайская  стена. Грандиозным  созданием  древности  была Великая Китайская стена, возведённая для защиты   от  врагов  в  4-3 вв.  до  н.э. Первоначально она строилась на  750 км. После  многочисленных  достроек  её  длина  стала  3000 км. Сначала стена  была  сложена  из  леса и тростника, а лишь  впоследствии  была  облицована  камнем. Высота  её  составляет  от  5 до 10 метров, ширина – от  5 до 8 м. По  верху  стены  пролегала  дорога, огороженная  зубцами  с  бойницами. Тяжёлые  прямоугольные  башни, расположенные через каждые  100 метров, служили для  быстрой  передачи  световых  сигналов.

   

     - Какова  была  первоначальная  длина  стены?

     - Какова  стала  длина  после  достроек?

     - На  сколько  километров   увеличилась  длина  Китайской  стены?

     - Во  сколько  раз  первоначальная  длина  Великой  Китайской  стены  была  меньше?

     - На  каком  расстоянии  друг  от  друга  находились  башни?

     - Сколько  башен  было  расположено  на  протяжении  всей  длины  Китайской  стены?

     - Сколько  часов  потребуется  вашей  группе, чтобы  преодолеть  всю  длину  Великой Китайской  стены, если:

         

         1 команда                                   2 команда                                    3 команда

           пешком                                       на  конях                                     на  автобусе

         V = 5 км/ч                                    V = 15 км/ч                                    V = 60 км/ч

     - Сколько  это  суток?

          (25 суток)                              (8 суток  8 часов)                           (2 суток  2  часа)

     - За  правильные  ответы  вы  получаете  ещё  по  одному  «ключу»  к  разгадке.

         1 команда                                  2 команда                                    3 команда 

           УЗНА                                            ГА    В                                        НАЙ  В  ТРИ

IV. Италия  (Древний  Рим).

     - Мы  с  вами  в  Италии.

       Три  грации.   У  древних  римлян – три  богини, олицетворяющие  молодость,

                              прелесть, веселье. Изображаются   в   виде   трёх   прекрасных

                               женщин. Иногда  употребляется  с  иронией.

     - О  каком  числе  мы  говорим  на  протяжении  всего  нашего  путешествия?

     - Покажите  с  помощью  пальцев  число  3.

     - Вы  догадались,  о  чём  мы  будем  говорить  в  этой  стране? (римская  нумерация)

     - Когда  вы  были  маленькими  и  только  учились   считать, на   помощь  к  вам  пришли пальцы. Оказывается,  пальцевое  происхождение  имеет  и  римская  нумерация.

     - Покажите  число  1, 2. А  теперь  5.  (На  руке  человека   5 пальцев. Чтобы  не  изображать     полностью   руку, её    стали     обозначать   значком  «V».)

     - Как  с  помощью  римской  нумерации  показать  10? (10 – это  две  пятёрки: одна  пятёрка  стоит  как обычно, а  другая  перевёрнута  вниз  «X».)

     - Особенность  римской  нумерации: если  меньшая  цифра  стоит  справа  от  большей,она  прибавляется  к  ней. Покажите  число  VI,  VII,  VIII.

     - Если  слева – отнимается. Покажите  число  IV,  IX.

   - Задание  командам: запишите  значения  выражений  римскими  цифрами.

          1 команда                               2 команда                     3 команда 

             V + II =                               V  + I =                               VII + I =

              IX + I =                               IX + II =                            XII + III =

              X – II =                               XII – III =                          XV – II =

              XX – IV =                          XX – II  =                           XX – III =

     - Римские   цифры   довольно   часто   употребляются  и  в  наши  дни. А  где  вы  встречались  в  жизни  с  римской  нумерацией?

     - Большие  числа  в  римской  нумерации  записываются  так:

                         L – 50          C – 100          D – 500            M – 1000

     - Запиши  с  помощью  римской  нумерации  следующие  даты:

          1 команда                                 2 команда                                3 команда

         15. 04. 2004.                      12. 04. 1961.                       9. 05. 1945.

      (XV. IV. MMIV.)               (XII. IV. МСМLXI.)                (IX. V. MCMXLV.)

     - Что  это  за  даты?

        (Дата  путешествия)            (Ю.Гагарин  полетел                    (День  Победы)

                                                              в  космос)

     - По  какому    признаку  я  могу  числа  15, 12, 9  объединить  в  одну  группу?

     - Какое  из  чисел:  2004, 1961, 1945  будет  делиться  на  3  без  остатка?

     - Выпишите числа, которые  делятся  на  3  без  остатка (вспомните  признак  делимости

       числа  3).

                   12           65           108            602                   108 мин  Ю. А. Гагарин   был

                   32          69            266            718                   в  космосе.

                   42           73            555            999

     - Способ  записи  чисел  десятью  знаками, который  принят  теперь  во  всём  мире, был создан  в  Древней  Индии. Индийская   система   счёта   распространилась   затем   по Европе, а цифры  получили  название  арабских. Но  правильнее их называть  всё-таки индийскими.

     - В  каждой  стране, даже   самой   маленькой, есть   немало  интересных  зданий. Но  ни   в  одной  вы  не  найдёте   здания, которое   знаменито   тем, что  оно   падает! Да  ещё800 лет  подряд!  Строительство  колокольни в итальянском городе Пизе  было начато в 1174 году. А   строили   её   четыре   архитектора. Первый   зодчий   возвёл   только  первый этаж, когда  обнаружил, что  здание  отклоняется  от  вертикали  на  4см – и сбежал. Другие   строители   больше  100 лет   пытались   исправить  чужой  брак, но башня  продолжала  понемногу  заваливаться  на  бок.

                  Сегодня   более   чем  50-ти  метровая   башня   отклонилась  от  вертикали  уже на  пять с лишним  метров и продолжает  клониться  на  одну  сторону  примерно на  миллиметр  в  год.

     - Вы  получаете   последний  «ключ»  к  разгадке.

          1 команда                                2 команда                                3 команда

              ВАЙ                                            ТРИ                                           ГОДА

     - Заботливые  и  предусмотрительные  итальянцы  подали к нашим  китам  трап. Усаживайтесь  поудобнее  и, пока   мы   плывём   обратно  к  России,  попробуйте  соединить   все  ключи  вместе  и  прочитать  зашифрованное  предложение.

V. Заключение.

     - И  снова  мы  в  России, наше   путешествие   закончилось. В   каждой   стране, где  мы погостили, вы  получали  третью  часть  зашифрованной  записи.

     - Составьте  фразы  из  полученных  частей.

     - Получилась  ли  у  каждой  команды  законченная  фраза?              

     

     - Давайте  соединим  полученное  в  одно  целое.

           Не  узнавай  друга  в  три  дня – узнай  в  три  года.

    - Каждый  из  нас  силён, пока  мы  вместе, пока  есть  у  нас  настоящие  друзья.

     - Мы  с  вами  преодолели  немалый  путь.

     - Сколько  стран  мы  посетили? Назовите  их.

     - В  какой  стране  гостить  вам  понравилось  больше  и  почему?

     - Какая  страна, по  вашему  мнению, подготовила  самое  интересное  задание?

       А  самое  трудное?

     - Мы   путешествовали   на   трёх   китах. В   каком    значении   употребляется   данное выражение?

     - А  в  математике  каких  трёх  китов  вы  бы  выделили?

     - Неизвестное, счастливое, магическое  число  3. Пока  мы  помним  о  прошлом, живём в  настоящем  и  творим  для  будущего – мы   счастливые   люди! Пусть   наша   жизнь держится  на  таких  трёх  китах:  В Е Р А,   Н А Д Е Ж Д А,   Л Ю Б О В Ь.

     

Приложение   к   игре.

     1 команда:  «Отгадай  ребусы».

       2 команда: «Найди  на  рисунке  треугольники  и  раскрась  их».

       3 команда:  «Запиши  число  3  четырьмя  тройками, знаками  действия

                              и  скобками».

                                          3   3    3   3 = 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация внеклассного занятия по математике 4 класс "Самый умный"

Презентация включает задания обобщающего характера по всем разделам программы "Школа России" по математике, а также  задания повышенной трудности  по теме "Системы мер" и "Системы счисления"...

Внеклассное занятие по математике 2 класс "Путешествие в Простоквашино. Поиск клада"

Цель: закрепление знаний нумерации чисел от 11 до 99, умения решать примеры и задачи изученного вида. Задачи: создать на уроке атмосферу сотворчества и взаимодействия; формировать эрудицию младш...

Внеклассное занятие по математике 1 класс

Данное занятие можно использовать в кружковой работе или при проведении Недели математики...

Внеклассное занятие по математике 1 класс Тема: «Путешествие в волшебную страну»

Тема: Путешествие в волшебную странуЦель: Прививать  интерес к математике.Задачи: Закрепить умение решать задачи....

Внеклассное занятие по математике 1 класс

Задание предназначено для проведения  математической олимпиады в 1 классе....

Внеклассное занятие по математике 4 класс

Занятие содержит разнообразный интересный занимательный материал по математике 4 класс. Содействует  поднятию у детей интереса к математике, расширению их кругозора, развитию математических спосо...

Презентация к внеклассному занятию по математике, 2 класс

В презентации помещены задания познавательного характера....