Курсы для учителей-предметников
видеоурок по математике на тему

Курсы для учителей-предметников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _dswmedia_registrkachestvaobrazovaniyaco.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

 Система оценки качества образования

в Центре образования №975

  1. Контекст обеспечения качества образования в Центре образования №975

Образовательная политика Центра образования (ЦО) основывается на Конвенции ООН, которая включает право ребёнка на широкий выбор образовательных (дополнительное образование, профильное обучение, инклюзивное образование, клубы по интересам)  и учебных возможностей (раскрытие индивидуального вектора развития и обучения ребёнка независимо от его «стартовых возможностей»).

На уровне ЦО данный подход отражён во внутришкольных документах: Уставе ЦО, «Декларации учащихся ЦО», «Соглашении о правилах взаимодействия между сотрудниками и учащимися ЦО», программе развития «Открытая образовательная система как условие повышения качества образования», образовательной программе «Личностно-ориентированная школа», подпрограмме программы развития «Профессиональная культура педагога школы личностно-ориентированного образования».

Для того, чтобы в ЦО происходило результативное обучение детей и подростков для учителей необходимо создать условия для их участия в различных профессиональных сообществах внутришкольного и межшкольного уровня, плодотворного взаимодействия с родителями. Подпрограмма «Профессиональная культура педагога школы личностно-ориентированного образования» ставит основной целью – формирование у учителей ценностей личностно-ориентированного образования, устойчивой культуры сотрудничества и освоение ими технологии проведения личностно-ориентированного урока. Сам ЦО в свою очередь также должен активно взаимодействовать с другими школами, заинтересованными организациями и местным сообществом.

Система оценивания качества образования ЦО включает в себя два уровня: «Учитель» и «Школа» Включение уровня «Учитель» свидетельствует о том, что эффективность обучения в первую очередь зависит от квалификации и личных качеств учителя.

Процедуры и результаты оценки качества образования прозрачны и открыты для профессионального и общественного обсуждения. В этом плане система оценки качества образования ЦО №975 требует дальнейшего развития практики публичной отчетности ОУ о различных аспектах собственной деятельности. Стандарты такой отчетности отражают:

- миссию, цели учебного заведения, в т.ч. по отношению к качеству и стандартам;

- структуру образовательных программ, их содержание, длительность, входные требования для их прохождения;

- основные направления и результаты экспериментальных и научных  исследований, проводимых в ЦО;

- организацию системы качества;

- состав учащихся, их успеваемость (в обобщённом виде), а также оценку обучающимися качества образовательного процесса в ЦО;

- достижения выпускников, их успешность на рынке труда и/или в дальнейшем продолжении образования;

- основные финансовые показатели деятельности ОУ, уровень его ресурсного обеспечения.

При выборочном исследовании в нём принимают участие выборочные классы. В таком случае открыто публиковать результаты в этом случае не всегда будет справедливым, т.к. низкие результаты могут быть связаны с рядом условий, которые неподконтрольны ЦО (например: национальный и конфессиональный состав в классе, бедность, семейные обстоятельства, жилищные условия и здоровье).

При структурировании оценивания уровня  «Школа» нами были использованы материалы, разработанные Московским Центром качества образования (МЦКО) и используемые при проведении аккредитации и лицензировании образовательных учреждений (ОУ) г. Москвы как основной форме внешней и независимой экспертизы.[1]

Внутренняя экспертиза проводится внутри ОУ и включает в себя результаты самоаудита учителя и результаты внутришкольного контроля, проводимого с использованием определённого инструментария в виде различных бланков наблюдения, социологических опросов, психологических диагностик и т.д., которые, по сути, для самого учителя являются внешней экспертизой.

Система оценки качества образования ЦО предполагает значительное усиление роли самооценки учителя и самообследования самого ОУ. Результаты самообследования рассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качества деятельности учителя и ЦО. В дальнейшем роль самообследования, как эффективного инструмента оценки качества образования должна возрастать. Важную роль в определении качества образования ЦО играют оценки со стороны учащихся и родителей:  удовлетворенность/неудовлетворенность получаемым (или не получаемым) образованием – уровнем осваиваемой образовательной программы и качеством обучения, а также условиями обучения – комфортность, личная безопасность и т. д.;

Кроме того, одной из оценок деятельности системы образования являются показатели, насколько семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обеспечена возможность выбора условий освоения образовательных программ, соответствующих типу физических и интеллектуальных ограничений молодого человека.

 Исследования, проводимые ЦО, предполагают сравнение с другими образовательными учреждениями, находящимися, как правило, с ним в одном кластере школ: территориальное расположение, социально-экономическое положение и образовательный уровень семей.

Внешняя оценка осуществляется независимыми относительно ЦО организациями или экспертами.

Цель оценки качества образования:

оценка эффективности деятельности ЦО

Задачи:

  1. Сбор информации для принятия решений в области планирования развития  и повышения эффективности деятельности ЦО
  2. Получение информации о состоянии уровня достижений каждого ученика, класса и ЦО в целом
  3. Сбор информации на постоянной основе о положительном педагогическом опыте учителей ЦО
  4. Формирование у учителей устойчивой культуры сотрудничества
  5. Разработка рекомендаций учителю для его дальнейшего профессионального роста

Система оценки качества образования ЦО должна помочь ответить педагогическому коллективу на следующие вопросы:

  1. Насколько образовательный процесс в ЦО достигает результатов, соответствующих собственным целям и целям, поставленным государством;
  2. Каковы сильные и слабые стороны в деятельности ЦО: в каких направлениях достижения выше,  в каких – ниже.

При этом необходимо учитывать тот факт, что «никакое измерение не может быть абсолютно точным, никогда нельзя быть уверенным, что данное измерение верно отражает реальное положение дел»[2].

Объективность полученных результатов во многом зависит от уровня доверия между учителями и руководством ЦО, между ЦО и инспектирующими организациями, между самими учителями. «Одним из главных уроков изучения экономической жизни является то, что благополучие страны, а также её состязательная способность на фоне других стран определяются одной универсальной культурной характеристикой – присущим её обществу уровнем доверия».[3]  Данный вывод, на наш взгляд, в полной мере можно перенести из области экономики в область образования. В связи с этим, большую роль в «Системе оценки качества образования в ЦО №975» играет самоаудит учителя, который наравне с внешними процедурами призван обеспечить сбалансированность и объективность полученных результатов.

  1. Основные составляющие качества образования Центра образования №975:
  1. Качество образовательного процесса
  2. Образовательные результаты
  3. Перспективы развития ЦО

  1. Принципы системы оценивания качества образования в Центре образования №975:
  1. Направленность оценивания на индивидуализацию обучения
  2. Гибкость и сбалансированность процедур внешнего оценивания и самооценивания
  3. Ученики, учителя и  само образовательное учреждение являются одновременно объектами и субъектами оценивания  
  4. Оценивание направлено от оценки результатов образования к оценке непосредственно образовательного процесса
  5. Системный подход к оцениванию
  6. Направленность оценивания на активное и продуктивное  участие учителей  во внутришкольных и межшкольных профессиональных сообществах
  7. Направленность оценивания на поступательное повышение качества образования в ЦО (переход в целеполагании оценивания: от фиксации результатов  к выстраиванию путей для повышения эффективности деятельности учителя и ЦО)

Таблица

«Система показателей качества образования в ЦО №975»

Направления

Инструментарий мониторинга

Сроки

Исполнитель

  1. Качество образовательного процесса

1-й уровень «Учитель»

1.Профессиональная компетентность педагогов

Внутренняя экспертиза

  1. Личностно-ориентированный урок

  1. Наличие индивидуальных образовательных траекторий для учащихся на уроке на основе психолого-педагогических данных

Индивидуальная психолого-педагогическая программа поддержки ученика

Рекомендации психологов

В течение учебного года

Администрация

Психологическая служба

Бланк «Самоаудит учителя ЦО»

Июнь

Ежегодно

Учитель

  1. Наличие на уроке развивающей  среды

Бланки наблюдения за отдельными элементами личностно-ориентированного урока:

  1. работа учителя с вариативным дидактическим материалом
  2.  с субъектным опытом ученика
  3.  использование групповых форм работы
  4.  технологии проектной деятельности
  5. эффективность стартовой и итоговой части
  6. с учащимися с особыми потребностями

В течение учебного года

Администрация

Психологическая служба

Бланк «Самоаудит учителя ЦО»

Июнь

Ежегодно

Учитель

  1. Ученикам созданы условия для участия в процессе оценивания и самооценивания

Бланк наблюдения за ЛОУ

В течение учебного года

Администрация

Психологическая служба

Бланк «Самоаудит учителя ЦО»

Июнь

Ежегодно

Учитель

  1. Атмосфера взаимодействия учителя и ученика на уроке

Бланк наблюдения за личностно-ориентированным уроком

В течение учебного года

Администрация

Психологическая служба

Бланк «Самоаудит учителя ЦО»

Июнь

Ежегодно

Учитель

Психологическая диагностика изучения атмосферы учения в классе

1-е 5-е классы – 2 раза в год

2-11-е классы – 1 раз в год

Психологическая служба

  1. Видение перспективы развития каждого ученика (культура высоких результатов)

Бланки психололго-педагогических  наблюдений

Психологическая диагностика учащихся

1 -2 раза в год

Администрация

Психологическая служба

Бланк «Самоаудит учителя ЦО»

Июнь

Ежегодно

Учитель

  1. Устойчивая культура сотрудничества (активное и продуктивное участие во внутришкольных и межшкольных профессиональных сетях)

Бланк наблюдения администрации

1 раз в год

Учитель

Бланк «Самоаудит учителя ЦО»

Июнь

Ежегодно

Администрация

Внешняя экспертиза

  1. Профессиональная аттестация педагогов

По заявлению

  1. Профессиональные  

конкурсы

По заявлению

  1. Положительная динамика результатов обучения учеников

Результаты независимых мониторингов оценки качества образования

Не реже одного раза в год

2-й уровень «Школа»

Внешняя экспертиза

2.Качество программы развития и образовательной программы ЦО

Аккредитация

Лицензирование

В соответствии с законодательством

3. Качество управления ресурсами для достижения целей

Аккредитация

Лицензирование

В соответствии с законодательством

4. Качество образовательной технологии и средств образовательного процесса:  учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение

Аккредитация

Лицензирование

В соответствии с законодательством

5.  Качество школьной инфраструктуры (расписание занятий, педсоветы, профессиональные сообщества, Управляющий совет, органы ученического самоуправления и т.д.), способствующей получению желаемых результатов, путём улучшения образовательной среды и организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса)

Аккредитация

Лицензирование

В соответствии с законодательством

II.Образовательные результаты

                (соответствие стандартам)

2-Й УРОВЕНЬ «Школа»

Внутренняя экспертиза

  1. Внутришкольный контроль, направленный на определение уровня обученности и социально-психологического развития учащихся

Бланки педагогических  наблюдений

По плану

Администрация

Психологическая служба

Социально-психологическая диагностика

Не реже 1раза в 2 года

Психологическая служба

Социальный педагог

Текущая и промежуточная аттестация учащихся

В течение года

Администрация ЦО

  1. Стартовая диагностика – готовность к школе

Тестирование

Анкетирование

1 раз в год

Администрация

  1. Социологические исследования  «Отношение родителей и учащихся к деятельности ЦО»

Анкетирование

Интервьюирование

По необходимости

Администрация

  1. Самообследование

Бланк отчета о самооценке

Не реже 1 раза в два года

Администрация

Внешняя экспертиза

  1. ЕГЭ

тестирование

Ежегодно

ДО

  1. ГИА

тестирование

Ежегодно

ДО

  1. Стартовая диагностика ОУУН, надпредметных компетентностей

тестирование

По плану Департамента образования (ДО), Окружного методического центра (ОМЦ)

ДО

  1. Стартовый, рубежный, итоговый контроль по каждому из основных образовательных предметов

тестирование

По плану ДО, ОМЦ

ДО

  1. Стартовый и итоговый мониторинг образовательных достижений

тестирование

По плану ДО, ОМЦ

ДО

ОМЦ

  1. Окружные контрольные работы

тестирование

По плану ОМЦ

ОМЦ

  1. Городские контрольные работы

тестирование

По плану ДО

ДО

  1. Аккредитационное  тестирование учащихся

тестирование

В соответствии с законодательством

ДО

  1. Социологические исследования

анкетирование

По выборке

ДО

  1. Международные исследования

тестирование

По выборке

ДО

  1. Перспективы развития ЦО

1. Программа повышения эффективности деятельности ЦО [4]

Внешняя экспертная оценка

Не реже 1 раза в 2 года

ОМЦ

Список использованной литературы:

  1. Поливанова К.Н.. Национальные и международные программы оценки качества образования. М., 2010
  2. Разработка нового содержания образования: подходы и оценка качества. М., 2010
  3. Система оценки качества образования в Москве. Модель московского регистра качества образования. М., 2010
  4. Система управления качеством образования. Опыт Уэльса. М., 2010
  5. Ф. Фукуяма. Доверие. М., 2008
  6. www.anovikov.ru (сайт академика РАО Новикова А.М.)


[1] Система оценки качества образования в Москве. Модель московского регистра качества образования. М., 2010, с.

[2] К.Н.Поливанова. Национальные и международные программы оценки качества образования. М., 2010, с.32

[3] Ф. Фукуяма. Доверие. М., 2008, с.21

[4] Программа повышения эффективности деятельности ЦО составляется самим ОУ на основе выявленных в ходе оценивания сильных и слабых сторон. В нашем случае качество данной программы оценивается ОМЦ, хотя возможно и привлечение других независимых организаций и экспертов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие классного руководителя с учителями - предметниками.

  В начальных классах все учителя являются классными руководителями. Предметное обучение присутствует с 1 - ого класса - английский язык, татарский язык, физкультура, музыка, коррекционные...

Внеклассное мероприятие для учителей- предметников «С Днём учителя!»

Внеклассное мероприятие для учителей- предметников«С Днём учителя!» ЦЕЛИ:   воспитывать у учащихся уважение и почтение к труду учителя.ОБОРУДОВАНИЕ:  Рисунки детей, цветы для поздр...

Городской семинар-практикум для заместителей директоров, завучей, методистов, учителей - предметников "Оценка и технологии достижения метапредметного образовательного результата в средней школе".

В данном разделе опубликована программа городского семинара- практикума для заместителей директоров, завучей, методистов, учителей-предметников "Оценка и технологии достижения метапредметного образова...

отчёт учителя предметника за 2014-2015 год

отчёт учителя -предметника %успеваемости, % качества...

отчёт учителя предметника за 2015-2016 год

анализ учебной деятельности...