Куб
методическая разработка по математике (3 класс) на тему
Урок - знакомство с объемной фигурой - куб. К уроку прилагается презентация - устный счет в начале урока. Сам урок проходит в применении практической деятельности детей, в ходе которой они знакомятся с понятими: куб, грань, ребро, вершина куба, развертка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Куб.rar | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 3 классе.
Тема «Куб»
Техническое оснащение урока: компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран, дидактический материал.
Цель урока:
- познакомить учащихся с понятием куб
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
– Здравствуйте! Итак, мы начинаем. Ребята, у нас сегодня урок математики необычный. А почему необычный, вы узнаете уже совсем скоро. Не буду говорить вам тему нашего урока, вы попробуете ее сформулировать сами в конце урока.
В начале, прежде, чем мы приступим к теме нашего урока, мы немного потренируем свою память и выполним такое задание, как устный счет (Презентация).
Молодцы! Сегодня на уроке нам понадобятся простой карандаш, линейка, ластик, раздаточный материал, который лежит на ваших партах. Итак, НАЧИНАЕМ! Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа.
Ребята, у меня в руках предмет. Как он называется? (Куб)
Слушайте задание: Назовите номера граней, которые вы видите на кубе. (1,4,6)
Мы сейчас использовали такое слово, как грань. Что же это такое? (Сторона куба)
– Где вы встречались с кубом в жизни?
– Что же такое куб? Невозможно найти человека, незнакомого с этим словом! “Кубики” – одна из первых детских игр. Кажется, что мы знаем о кубе все! Но так ли это? И сегодня мы это выясним.
У меня на столе 2 листа с фигурами. В какой фигуре кубиков больше и на сколько? (фигуры одинаковые). Листы поочередно убираются, и один ученик подходит и считает кубики в фигуре.
Детям раздаются эти кубики.
– Возьмите в руки ваш куб. Посмотрите на него внимательно. Из чего состоит поверхность куба? (Из квадратов)
– Что вы знаете о квадрате? (У квадрата все стороны равны!)
– А что можно сказать про квадраты, из которых состоит поверхность куба? (Все квадраты равны)
– Правильно! Каждый такой квадрат называется ГРАНЬЮ. Новое понятие – ГРАНЬ. Именно поэтому куб называется многогранником, т.е. он имеет много граней. Поднимите куб и покажите мне его грань.
– А сколько же граней у куба? Посчитайте и ответьте! (Шесть)
– Правильно! Сторона грани называется РЕБРОМ куба. РЕБРО – это тоже новое понятие. Покажите мне ребро куба.
– Сколько ребер у куба? Не торопитесь ответить на этот вопрос, сначала посчитайте! (Двенадцать)
– Правильно! Концы ребер называются ВЕРШИНАМИ куба. ВЕРШИНА – еще одно новое понятие. Покажите, пожалуйста, вершины куба.
– Сколько вершин у куба? (Восемь)
– Правильно! Итак, мы сейчас познакомились с тремя новыми понятиями, связанными с кубом. Они называются элементами куба. Какие элемента куба вы знаете?
– Грань, ребро, вершина.
II. Первичное закрепление знаний
– А теперь, ответьте на вопросы:
- Сколько ребер сходится в одной вершине? (3)
- Сколько соседних граней имеет каждая грань? (4)
- Сколько ребер имеет одна грань? (4)
III. Физминутка
IV. Закрепление знаний
– А теперь познакомимся с новыми понятиями, связанными с кубом! В этом нам поможет ребус. Кто знает, что такое ребусы? Посмотрите, пожалуйста, на доску! (вывешивается картинка с ребусом)
– Попробуйте прочитать зашифрованное слово. (РАЗВЕРТКА)
– Правильно.
– От какого слова происходит слово “развертка”? (Развернуть, раскрыть)
– Правильно! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Мы увидим, как куб “разворачивается”.
Попробуем найти в словаре, что же такое «развертка» (один ученик ищет и зачитывает толкование слова)
– А сейчас возьмите свои кубы, и попробуйте из них сделать развертку. Для этого подцепите ножничками аккуратно скотч, отрежьте его. И начинаем поэтапно раскладывать куб, развертывать его.
А сейчас свою развертку постарайтесь правильно перечертить в тетрадь.
Внимательно посмотрите на развертку и скажите, из каких фигур состоит развертка куба? Сколько таких фигур? (Из 6 квадратов)
– У каждого из вас на парте лежит лист (рис. 1). Возьмите его, пожалуйста.
– Можете ли вы, посмотрев на изображенные фигуры, сказать, какие из них не являются разверткой куба? Почему? (Фигуры № 1 и № 4 не являются развертками куба)
– Почему? (Они состоят не из 6 квадратов)
– Возьмите фигуру № 5 (она изготовлена отдельно) и попробуйте изготовить куб. Не получилось! Не всякая фигура, состоящая из 6 квадратов, является разверткой куба!
Отложите лист.
Следующее задание: сколько граней вы видите на изображении каждого куба? (3 грани) (рисунки зеленых кубов на доске, развертки этих кубов на столах у учащихся).
На партах 2 развертки. Если все грани куба расположены так, то какому кубу соответствует каждая развертка? Учащиеся подходят к доске и клеят развертку у соответствующего куба.
V.Физминутка
– Мы немного устали, поэтому проведем физминутку. Встаньте, пожалуйста. (Выполняются упражнения с моделью куба в руках – разминка для глаз, для плечевого сустава, для позвоночника и т.п.).
А сейчас немного отвлечемся. К доске выходит один ученик и выбирает из 2 предложенных задач одну. Читает вслух и решает у доски.
VI. Контроль и самопроверка знаний
– Молодцы! А сейчас, мы поиграем в игру “Найди грань!” Для этого снова возьмите листы раздаточного материала, лежащие на вашем столе – на них изображены развертки куба (рис 2).
А теперь внимание! Самое сложное задание. Посмотрите на развертки, на них буквой «н» отмечены нижние грани. Ваша задача – мысленно сложить куб и обозначить верхнюю грань буквой “в”. Вам дается одна минута на выполнение задания. Не торопитесь, подумайте!
После этого на доске вывешивается правильный вариант. Если позволяет время, то можно вырезать эти развертки и сложить.
Если остается время, то ученик выходит к доске и решает еще одну задачу в конверте.
VII. Подведение итогов урока
- С каким многогранником мы сегодня работали? (С кубом)
- С какими элементами куба мы познакомились? (Грань, ребро, вершина)
- А чему вы еще научились на уроке? (Чертить его развертку)
- Так как будет звучать тема сегодняшнего урока?
X. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
– У каждого из вас на парте лежит развертка куба. Ваша задача дома изготовить куб из данной развертки (можно использовать другую развертку), не забудьте при вырезании оставить клапаны для склеивания. Можете, проявив свою фантазию из этого куба сделать какую-либо интересную фигуру или предмет.
– Урок окончен! Всем спасибо! До свидания!