учебно - дидактический материал
материал по математике по теме

Методические рекомендации " Использование графического моделирования при решении задач на сложение и вычитание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glava_ii.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Глава II. Применение графического моделирования в процессе обучения решению текстовых задач.

2.1. Использование схематического чертежа в процессе формирования умения решать задачи на сложение и вычитание.

Обучение решению задач по любой программе начинается с задач на сложение и вычитание.

Самым простым способом моделирования задачи является моделирование на предметной наглядности. Однако пользоваться этим приемом постоянно и на этапе формирования умения решать задачи на сложение и вычитание не стоит по причине того, что дети могут использовать возможность пересчитывания предметов для ответа на вопрос, а это будет отрицательно сказываться на развитии общего умения решать задачи.

Поэтому учитель должен своевременно перейти от обучения решению задач с использованием предметного моделирования к графическому моделированию.

Наиболее удобной графической моделью в этом случае может стать схематический чертеж.

I этап: Следует научить детей заменять предметы из условия задачи схемой. Первоначально объекты удобнее закрыть полоской (прямоугольником), а затем вместо полоски изобразить отрезок.

                

 

                      4           4                    

II этап: Дети учатся выбирать готовую схему к задаче из нескольких предложенных и используют ее при ответе на вопрос задачи.

В портфеле лежит 14 тетрадей. Из них 9 в клетку, остальные в линейку. Сколько тетрадей в линейку лежит в портфеле?

   9                      ?                                                         ?

        

                        14                                                                   14                    9

Выполняя такие задания, дети учатся анализировать задачу, соотносить ее данные со схемой, строить схему.

III        этап: Дети учатся обозначать данные и искомые задачи на предложенной схеме.

Петя  поймал на 2 рыбы больше, чем Ваня. Сколько  поймал Ваня, если Петя поймал их 20?

Выбери схему, соответствующую задаче. Обозначь на ней, что известно в задаче, а что неизвестно.

В.                         П.

П.                                      В.

IV        этап: Ученики выполняют задания, предполагающие построение
схематического черте ж а, его изучение и преобразование.

Реши задачу разными способами:

Елку украсили гирляндой из 32 лампочек. Из них 7 красного цвета. 8 - синего цвета, остальные желтые. Сколько желтых лампочек в гирлянде?

Для решения этой задачи дети могут построить такой схематический чертеж:      

      7                8                ?

                       32

Построение следует начать с обозначения количества всех лампочек. Затем на схему заносится количество красных лампочек и синих, уточняя то, что они входят в общее количество. В последнюю очередь обозначается искомое.

В данном случае схематический чертеж поможет ученикам отыскать разные способы решения задачи, что, безусловно, способствует развитию общих умений решения задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)...

Дидактический материал по развитию речи. Тема: "Предложение. Текст."

Работа над связной речью в начальной школе требует отдельного внимания. Важную роль в этом процессе играют тренировочные упражнения. Цель представленных заданий: формирование умения отличать текст от ...

Учебно-методическое пособие. Дидактический материал для 1 класса.

Учебное пособие предназначено для учащихся 1 класса по математаке. Подготовлены варианты карточек для устного счета. Пособие к УМК " Начальная школа XXI века"....

Математическая игра от 1 до 10 "Цифра - слово - количество" (раздаточный дидактический материал для детей от 4 до 9 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

Данная игра поможет в игровой форме запомнить числовой ряд от 1 до 10 и обратно, учит детей соотносить цифру и количество предметов, соотносить цифру с её написанием, способствует развитию навыков счё...

Геометрическая игра "Чтение целыми словами и счёт фигур от 1 до 10" (раздаточный дидактический материал для детей от 5 до 11 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

С помощью игры дети учатся распознавать геометрические формы и сопоставлять их. Расширяются знания об образах и свойствах фигур. Разнообразное расположение фигур на плоскости способствует ориентации в...

Дидактический материал (раздаточный материал)

Карточки с заданиями на повторение английского алфавита, буквосочетаний, новых слов....