Проект урока с презентацией по теме "Нетабличное умножение и деление"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
Это проект урока математики в 3 классе по теме "Нетабличное умножение и деление". Тип урока: закрепление. Программа: "Школа России". К проекту прилагается презентация урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_po_teme_netablichnoe_umnozhenie_i_delenie.zip | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока
Предмет: Математика.
Тема: Нетабличное умножение и деление.
Тип урока: Закрепление материала.
Класс: 3-й.
Программа: «Школа России».
Диагностика уровня обученности детей
Ученики данного класса обучаются по учебнику «Математика» М.И. Моро. Программа не только формирует у учащихся осознанные и прочные навыки вычислений, но и предполагает доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических факторов.
Ученики хорошо владеют устными и письменными приёмами сложения и вычитания в пределах 100. Они умеют читать, записывать и решать примеры на табличное умножение и соответствующие случаи деления. Дети знают все приёмы нетабличного умножения и деления, умеют находить частное и остаток.
У ребят не вызывает трудностей сравнение выражений. Они знают порядок выполнения действий в сложных выражениях. Учащиеся знают названия и правила нахождения компонентов действий умножения и деления, поэтому успешно решают уравнения.
Ребята не испытывают больших трудностей при написании математических диктантов (у 74% учащихся оценки «4» и «5»). Дети отлично справляются с анализом и решением простых и составных арифметических задач. При решении составных задач разных типов 2 ученика нуждаются в помощи учителя.
На каждом уроке используются задачи на развитие логического мышления. Данная программа включает и знание геометрического материала. Ученики умеют чертить отрезок заданной длины и измерять длину отрезка, называют, умеют чертить и вычислять периметр таких геометрических фигур, как прямоугольник, квадрат, треугольник.
На уроках проводится работа с материалом учебника и наглядным материалом, индивидуальная работа на доске и по карточкам, фронтальная работа с классом, самостоятельные и контрольные работы.
План урока с хронометражём
- Организационный момент 2 минуты
- Сообщение темы и целей урока 2 минуты
- Устный счёт (математический диктант) 6 минут
- Решение составной задачи 7 минут
- Самостоятельное решение примеров (разноуровневая
работа на индивидуальных карточках) 5 минут
- Работа в паре у доски и коллективная работа
над геометрическим материалом 5 минут
- Сравнение выражений 3 минуты
- Решение уравнений 3 минуты
- Нахождение значения выражений в несколько
действий (сложных) 4 минуты
- Подведение итогов урока 3 минуты
Ход урока
Тип урока: Урок-закрепление.
Тема: Закрепление приёмов нетабличного умножения и деления.
Цели: 1) закрепить знание приёмов нетабличного умножения и деления;
развивать умение решать составные задачи на приведение к единице с использованием приёмов нетабличного умножения и деления;
развивать навыки устного и письменного счёта при отработке приёмов нетабличного умножения и деления;
продолжить работу над сравнением выражений и определением порядка действий при нахождении значения сложного выражения;
развивать навыки самостоятельной работы;
2) развивать интерес к математике, активность, внимание и память
учащихся;
3) воспитывать аккуратность, собранность, чувство взаимопомощи,
дружбы и радости от совместной работы с ребятами своего класса.
Оборудование:
- мультимедиа-проектор, экран, презентация к уроку,
- индивидуальные разноуровневые карточки с заданиями на каждого
ученика,
- индивидуальные карты-шифровки на трёх человек (3 штуки),
- маркеры, тетради.
Ход урока | Теоретическое обоснование | |
I. Организационный момент. Учитель: – Класс готов начать урок? – Всё ль на месте, – Математику, друзья, Вам сейчас она поможет. – Итак, если вы готовы, тогда начнём. | Проверка готовности детей, привлечение внимания к предстоящему уроку в стихотворной форме. | |
II. Сообщение темы и целей урока. Учитель: - Ребята, сегодня наш урок будет не совсем обычным. Уже достаточно много времени мы посвятили изучению приёмов нетабличного умножения и деления. И сегодня знания, полученные вами ранее, очень пригодятся, потому что мы отправимся в сказку, где нас ждёт много испытаний (слайд 3). Нам предстоит решать примеры, задачи, уравнения, вычислять значения сложных выражений и сравнивать их. Учитель: - Так что же мы сегодня будем закреплять? Ученик: - Приёмы нетабличного умножения и деления. Учитель: - Вы готовы к работе? Ученики: - Да. Учитель: - Тогда: Всем желаю сноровки и силы, И удач, и отваги в труде, Математика всем нам поможет Оставаться на высоте. |
Знакомство детей с формой предстоящего занятия (урок-путешествие в сказку) и видами деятельности на уроке для создания положительного познавательного мотивационного фона.
| |
III. Устный счёт (математический диктант). Учитель: - Итак, сказка начинается. Жил-был Иван-царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная (слайд 4). Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унёс Елену (слайд 5). Опечалился Иван- царевич, упал на землю, залился горючими слезами (слайд 6). А берёзка над ним шелестит: «Не плачь, найдёшь ты, добрый молодец, свою невесту у Кощея Бессмертного, в невиданной стране. Всё там подчинено законам математики». Отправился Иван-царевич в далёкий путь. Долго ли, коротко ли шёл он – на пути встретилась река, а моста нет (слайд 7). Только верёвка с одного берега на другой протянута. А на верёвке той задания (слайд 8). Справится с ними Иван, значит, удержится на верёвке и перейдёт через реку. Поможем Ивану-царевичу? Ученики: - Да. Учитель: - Два человека будут помогать у доски. Кто желает? (Дети поднимают руки, учитель вызывает двух человек). - А остальные приготовили ручки и выполняем задания в тетради по вариантам. Записывать только ответы. Учитель диктует:
I вариант. II вариант.
ние 12 и 4. ние 16 и 3.
в 30 раз. в 20 раз.
27, второй – 2. Найди- 18, второй – 3. Най- те произведение. дите произведение.
на 3. на 4.
в 6 раз. в 11 раз.
60 и 3. 80 и 4.
тель 3. Найдите част- тель 4. Найдите част- ное. ное. Учитель: - Ручки на край стола. Проверяем. Дети открывают ту сторону доски, на которой работали (слайд 9). (Читает ответы ученик, работавший у доски за I вариант). - У кого так же? Молодцы. Поставьте себе «5». (Читает ученик, работавший у доски за II вариант). - У кого такие же ответы? Молодцы! По- ставьте «5». - А кто заметил что-нибудь интересное? (Дети поднимают руки). - Что вы заметили? Ученик: - Что мы выполняли разные задания, а ответы I и II вариантов получились одинаковые. Учитель: - Верно. Вот видите, оказывается, чудеса бывают не только в сказке, но и в математике. |
| |
IV. Решение составной задачи. Учитель: - Ну что ж, молодцы! С вашей помощью Иван-царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках (слайд 10 ). - Вошёл он в избу и видит: сидит на лавке Баба-Яга и мухоморы считает. (Учитель вешает картинку с Бабой-Ягой). - Увидела царевича и говорит: «Знаю, зачем пришёл, но сначала помоги мне. (Внимание!). Набрала я 5 корзин мухоморов. В трёх корзинах насчитала 42 мухомора, а вот, сколько полезных для моего здоровья грибов во всех пяти корзинах, не знаю. Помоги узнать, но помни – грибов во всех корзинах поровну». - Ребята, поднимите руку, кто услышал задачу Бабы-Яги и сможет повторить её? Ученик: - В 3 корзинах 42 мухомора. Сколько мухоморов в 5 таких корзинах? Учитель: - Хорошо. Давайте проанализируем задачу. Ученик: - Нам известно, что в 3 корзинах 42 мухомора. Всего таких корзин 5. В каждой одинаковое количество грибов. В задаче спрашивается, сколько мухоморов в 5 корзинах (слайд 11).
Учитель: - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Ученик: - Нет, так как не знаем, сколько мухоморов в одной корзине. Учитель: - Можем ли мы это узнать? Ученик: - Да, так как известно, что в 3 корзинах 42 мухомора и во всех корзинах их поровну. Мы 42 разделим на 3. Учитель: - Хорошо. Узнав, сколько в одной корзине мухоморов, сможем ответить на вопрос задачи? Ученик: - Да, мы полученное число умножим на 5. Учитель: - Верно. Запишите решение в тетрадь. Учитель: - Какой же ответ даст Иван-царевич Яге? Ученик: - 70 мухоморов в 5 корзинах. Учитель: - Проверьте. У кого такой же ответ? Молодцы! |
| |
V. Самостоятельное решение примеров (разноуровневая работа на индивидуальных картах). Учитель: - Вот теперь, - говорит Ивану-царевичу Баба-Яга, - могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею. - Нет, - говорит Иван-царевич, - мне надо скорее. Дай мне лучше ступу. - Ишь, чего захотел, вот решишь мои примеры, тогда дам. Но примеров так много! Куда уж тебе одному справиться! - Ребята, что делать, нужно торопиться. Поможем Ивану-царевичу? Ученики: - Да. Учитель: - У каждого на парте есть вот такой лист с примерами (показать). - Поднимите руку те, у кого на листе стоит ∆ (слайд 12). (Поднимают руки). - Ваша задача – найти и зачеркнуть из двух данных ответов лишний, то есть неверный. - Кто на своём листе увидел ○? (слайд 13). (Поднимают руки). - Вы должны просто решить примеры и записать ответы. - А теперь руки поднимут те дети, у которых на листе □ (слайд 14). (Поднимают руки). - Ваша задача – заполнить пропуски. Поднимите руку, кому задание понятно. (Поднимают руки). - Отлично. Тогда за работу. Считайте быстро и правильно. Судьба Елены Прекрасной в ваших руках. (Кто заканчивает, поднимает большой палец). - Проверим. Вы выполняли разные задания, но если всё сделали правильно, то ответы должны получиться такие (слайд 15). - Внимательно проверьте. Поднимите руку, кто без ошибок справился с этим заданием. (Поднимают руки). - Каждому числу, записанному здесь, соответствует буква. И эти буквы написаны на листах с кругами. Кто продиктует? (слайд 15). - А теперь прочитаем, что получилось. Ученики: - ЗАБИРАЙ СТУПУ. |
| |
VI. Работа в паре у доски и коллективная работа над геометрическим материалом. Учитель: - Итак, получил Иван-царевич ступу (слайд 16). - Сел в неё, а взлететь не может. На ступе рычаги, а опустить нужно только один из трёх, да ещё слово волшебное нужно знать, без него не взлетишь. Чтобы узнать номер рычага, нужно в этих примерах (слайд 17) найти частное и остаток. Наименьший из полученных остатков и будет номером рычага. Кто готов работать? (Вызывается один ученик). - С кем в паре ты хотел бы работать? (Выходит ученик, которого выбрали). - А чтобы узнать волшебное слово, надо соединить выражения с их значениями стрелкой (слайд 18). Кто готов? С кем в паре? - Дети у доски начали работать. А мы с вами пока посмотрим на ковры-самолёты Бабы-Яги. Свою волшебную силу они потеряли, а красоту – нет. Определим, сколько квадратов на первом ковре? (слайд 19). Ученики: - Восемь. Учитель: - Выйди, пожалуйста, покажи все квадраты. (Один ученик выходит к доске и показывает). Сколько квадратов на втором ковре? (слайд 19). Ученик: - Четыре. (Показывает у доски). Учитель: - А еще, какие фигуры вы видите? Ученик: - Треугольники. Учитель: - Сколько их? Ученик: - Двенадцать. Учитель: - Назови. Ученик: - Четыре голубых треугольника, четыре жёлтых, четыре зелёных. Всего 12. Учитель: - Молодцы! И ребята у доски уже готовы. Объясняйте. Ученик: - Наименьший остаток – 2 (слайд 20). Учитель: - А какое волшебное слово получилось? Ученик: - ПОЕХАЛИ! (слайд 21). Учитель: - Со всеми заданиями Бабы-Яги справился Иван-царевич. И за его сноровку, знания да умения открыла Баба-Яга Ивану два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. Открыть ту шкатулку можно, выполнив задание, написанное на ней. А чтобы войти во дворец Кощея, надо справиться с замком, на котором много цветных кнопок. Как с ним справиться, зашифровано на трёх карточках (слайды 22, 23, 24). - Кто поможет Ивану-царевичу разгадать шифровку? (Три человека получают задание на индивидуальных картах).
|
совершенствование вычислительных навыков при проверке правильности решения предложенных примеров и соединении выражений с их значениями, развитие навыков совместной деятельности (у детей, работающих в паре у доски).
| |
VII. Сравнение выражений. Учитель: - Пока ребята разгадывают шифровки, мы двинемся дальше. Поблагодарил Иван-царевич Бабу-Ягу. (Учитель убирает картинку с Бабой-Ягой). Сел он в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог (слайд 25). Вылез он из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне написаны два выражения. Понял Иван-царевич, что нужно их сравнить, и куда стрелка укажет, туда и идти. - К доске пойдёт один человек, а остальные сравнивают самостоятельно на местах в тетради. (Идёт последующее объяснение ученика, работавшего у доски). (Слайд 26). (12 + 4) · 6 > 12 · 6 + 4 · 5 96 > 92 - Куда показывает стрелка? Ученик: - Направо. Учитель: - Верно. Значит, идти надо по дороге, которая справа от нас. - Обрадовался Иван-царевич, что нашёл нужную дорогу. (Учитель собирает индивидуальные карты у трёх учеников). |
| |
VIII. Решение уравнений. Учитель: - Увидел Кощей, что идёт к нему Иван-царевич и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван-царевич справился с шифровками, которые дала ему Баба-Яга, и разгадал секрет замка: «Нажать жёлтую кнопку» (слайд 27). - Наш герой появился перед Кощеем, а тот говорит ему так ласково: «За невестой пришёл, молодец? Давай мирно договоримся. Дам я тебе всего одно задание. Ни один компьютер в моей школе злых волшебников с этим заданием не справился. Решишь – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой» (слайд 28). 78 : x = 26 x · 17 = 85 - Ребята, что за сложное задание предложил Кощей Ивану? Ученики: - Решить уравнения. Учитель: - Чтобы помочь Ивану, давайте решим эти уравнения по вариантам: первый вариант – первое уравнение, а второй вариант – второе и по одному человеку от каждого варианта у доски. (Дети работают у доски и в тетрадях). - Проверим. (Идёт объяснение у доски). - У кого так же? (слайд 29). - Молодцы! |
| |
IX. Нахождение значения выражений в несколько действий (сложных). Учитель: - Решил Иван уравнения, но не захотел Ко- щей выполнять своё обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом всё ближе подбирается Иван к трону. Вот уже схватил он шкатулку с иглой. Засверкала она яркими огнями (слайд 30). - Посмотрите внимательно и попробуйте установить закономерность, с которой повторяются огоньки: - Работаем фломастерами на ваших индивидуальных листах. (Дети работают 2 минуты). - Закончили. Как же сверкали огни? Ученики: - Огни сверкали в таком порядке: красный, синий, зелёный, синий и опять красный, и т.д. Учитель: - Совершенно верно (слайд 30). - Но на шкатулке выражения (слайд 31). Нужно скорей найти их значения, чтобы шкатулка открылась (один человек работает у доски, остальные на местах, далее идёт проверка и объяснение, акцентируется внимание на порядке действий в данных выражениях): 18 1 (80 – 62) : 18 – 1 = 0 38 38 76 : 2 – 2 · 19 = 0 - Проверьте, у всех ли так (слайд 32). Молодцы! |
| |
X. Подведение итогов урока. Учитель: - Благодаря вам выполнил Иван-царевич и это задание, в тот же миг шкатулка открылась, Иван взял в руки иглу и переломил её. Кощей упал замертво. - А в стене открылась потайная дверь и вышла Елена Прекрасная. - Рассказал Иван-царевич Елене Прекрасной о своих приключениях, о трудностях, с которыми пришлось ему встретиться на пути к невесте. Восхитилась она Иваном, похвалила его, и отправились они домой, в своё царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии. - Вот и закончилась сказка (слайд 33). Понравилась она вам? Ученики: (предположительно) – Да. Учитель: - А чему она нас учит? Ученик: - Добру, быть смелыми, ловкими, умелыми, не пасовать перед трудностями (слайд 34). Учитель: - А урок математики вам понравился? Ученики: - Да. Учитель: - А что вам помогло легко преодолеть все трудности вместе с героем сказки? (слайд 35) Ученик: - Знание приёмов нетабличного умножения и деления. Учитель: - Верно. И это знание пригодится вам в дальнейшем, на протяжении всей жизни, а не только во время обучения в школе. Итак, сказка закончилась благополучно. Добро победило зло, а в этом и ваша заслуга. Работа каждого будет оценена. Спасибо вам, ребята, за старательную работу. Спасибо за урок (слайд 36). (Собираются тетради и индивидуальные листы). |
|
Самоанализ урока
Тема: Закрепление приёмов нетабличного умножения и деления.
Считаю, что урок достиг поставленных целей. Задания данного урока можно отнести к виду тренировочных и частично-поисковых, которые требуют от учащихся самостоятельного применения знаний, умений и навыков, приобретённых ранее. Поэтому выполняют, прежде всего, обучающую и развивающую функцию.
С самого начала урока настроила детей в доброжелательной обстановке на совместную удачную деятельность, привлекла внимание детей к теме урока, которую они сами и формулировали.
На этом же этапе урока познакомила учеников с формой предстоящего занятия (урок-путешествие в сказку).
Все виды деятельности на уроке были подчинены единому сказочному сюжету. Наглядный материал вызывал у детей интерес к выполнению заданий. При этом они использовали как ранее усвоенные знания, умения и навыки, так и различные приёмы умственных действий: анализ и синтез, сравнение, обобщение. Для выполнения большинства заданий от учащихся требовалась самостоятельность и активная мыслительная деятельность.
На каждом этапе урока ребята знали, что от правильности и темпа их работы зависит судьба сказочного героя, которому могут помочь только они. Это сыграло большую роль в реализации воспитательной функции данного урока.
Сама форма урока и использованные методы: словесные, наглядные и практические – побуждали детей думать и вызывали интерес к работе. Они приняли активное участие в подведении итогов урока (содержательного и рефлексивного).
С воспитательной целью было привлечено внимание детей к нравственным качествам, которым учит сказка, являющаяся основой сюжета урока.
Ученики получили большое удовольствие от занятия.
Таким образом, урок обучающий, развивающий, построен грамотно. На уроке использовались задания дифференцированного и индивидуального характера, что свидетельствует об учёте зоны актуального и ближайшего развития каждого ребёнка.
Недостатком считаю отсутствие физкультминутки на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики по теме: " Таблица умножения и деления на 5"
Презентация по теме: Таблица умножения и деления на 5", 2 класс...
Конспект урока математики и презентация к уроку во 2 классе. Тема: :" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."
Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" авторы учебника Рудницкая В.Н. и др. Тема урока:" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа." К уроку прилагается ...
Конспект урока и презентация "Закрепление. Внетабличное умножение и деление"
Конспект урока с мультимедийным приложением . 3 класс. "Закрепление. Внетабличное умножение и деление"...
Презентация к уроку математики. Л.Г. Петерсон "Умножение и деление на 10, 100" (продолжение)
Презентация - сопровождение к уроку. Используется для актуализации знаний, система голосования PROCla...
Презентация к уроку математики во 2 классе "Умножение и деление на 3. Третья часть числа"
Презентация содержит анимированный материал учебника математики 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор Рудницкая....
Урок математики во 2 классе "Умножение и деление на 8" с презентацией. УМК "Школа 21 века" "
Открытый урок...
Конспект урока математики и презентация к уроку во 2 классе. Тема: :" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."
Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" авторы учебника Рудницкая В.Н. и др. Тема урока:" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."...