Развитие познавательной деятельности
рабочая программа по математике по теме

 

  Предложенная программа учебного курса по развитию познавательной деятельности младших школьников предназначена для работы  с учащимися начальных классов.

          Проведение занятий по курсу направлено на достижение следующих основных целей: формированию ориентации во временных представлениях, в пространстве времени и его интервалах, овладению ребёнком свободным манипулированием временными понятиями и соотношениями временных  интервалов.

         Программа предусматривает развитие навыков учебной деятельности, проведения самооценки и самоконтроля, приобретения практических навыков решения широкого круга логических задач, требующих творческого подхода и развивающих познавательную активность.

          Рекомендуется учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma__razvitie_pozn_deyatelnosti.zip47.58 КБ

Предварительный просмотр:

  Московская область, город Ступино

МОУ  Лицей №2  г. Ступина,  Московской области

Программа

 учебного курса занятий по развитию

познавательной деятельности младших школьников

Разработала:

учитель начальных классов

высшей категории

Беспалова Любовь Владимировна

                   2007  г

Ступино

МОУ "Лицей № 2"

Ступинского муниципального р-на,

 Московской области

Тип учебного учреждения:       Общеобразовательное учреждение

Вид учебного учреждения:       Средняя общеобразовательная школа

Класс  обучающихся:                2  класс

Название программы:              Программа учебного курса

занятий по развитию

познавательной деятельности

младших школьников

Название образовательной

области:                                        Математика

Название учебной  

дисциплины:                               Математика

Вид образовательной

программы:                                 Образовательная программа

                                                        индивидуально-групповых занятий

Ступень образования:               I (первая) ступень

Ступино

2007

МОУ "Лицей № 2"

Ступинского муниципального р-на,

 Московской области

Согласовано:                                                                        Утверждено:

Зам. директора по НР                                                        Директор школы

Дергилёва Н.И.                                                                     Низкина О.А.

«____»_____________2007г.                                    «___»______________2007г.

  Программа

учебного курса

занятий по развитию

познавательной деятельности

младших школьников

                       

Ступино

2007 г.

                                       

Рекомендовано Методическим советом Муниципального общеобразовательного учреждения,

МОУ "Лицей № 2" Ступинского муниципального р-на,  Московской области - Протокол №1 от 7 сентября 2007 г.

Автор:

Беспалова Любовь Владимировна, учитель начальных классов высшей категории  МОУ "Лицей № 2" Ступинского муниципального р-на,  Московской области    

Беспалова Л..В. Программа  занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников». –2007 г –24 с.  

 

     

  Предложенная программа учебного курса по развитию познавательной деятельности младших школьников предназначена для работы  с учащимися начальных классов.

          Проведение занятий по курсу направлено на достижение следующих основных целей: формированию ориентации во временных представлениях, в пространстве времени и его интервалах, овладению ребёнком свободным манипулированием временными понятиями и соотношениями временных  интервалов.

         Программа предусматривает развитие навыков учебной деятельности, проведения самооценки и самоконтроля, приобретения практических навыков решения широкого круга логических задач, требующих творческого подхода и развивающих познавательную активность.

          Рекомендуется учителям начальных классов.

Содержание

 Пояснительная записка………………………………………..………..5

1. Учебный план………………………………………………….……...7

2. Учебно-тематический план……………………………………..…… 8

3. Содержание  программы…………………………………………..….11

4.Планируемые результаты……………………………………………...12

5. Аппарат контроля (формы контроля и система оценивания)………12

6.  Методическое обеспечение учебного процесса…………………….13

7.  Организация учебного процесса……………………………………..13

8.  Условия реализации программы……………………………………..13

9. Используемая литература……………………………………………...14

10. Литература для учителя………………………….………………..….14

11. Литература для учащихся……………………………….....................14

              12. Приложение …………………………………………………………………..15  

              Материалы к заданиям …………………………….  15 стр.

             

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п. Активное введение в учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

       Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что только репродуктивная деятельность без развития творческих способностей не обеспечивает высокого уровня общего развития обучающихся. Привыкая к выполнению стандартных заданий, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный  интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребёнка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависят, главным образом, от прилежания и не учитывают проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.

      Таким образом, одним из основных мотивов учебного курса занятий по развитию познавательной деятельности является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает её, так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость  в большинстве случаев оказывается связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

     Использование программы учебного курса занятий по развитию познавательной деятельности оказывает и благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационной сферы учащихся, поможет повысить эффективность работы, в значительной степени мотивирует ребёнка, придавая работе живой и красочный характер.

      Цель программы:

            Способствовать формированию интеллектуальных умений: операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов; развитие внимания и памяти.

       Задачи программы:

1 Формирование учебной мотивации.

2.Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

3. Развитие личностной сферы.

4. Развитие внимания и памяти.

5. Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.

Методы и формы работы над программой.

              Программа занятий по развитию познавательной деятельности включает два раздела, которые направлены на повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей.

Основные разделы программы:

                    I. Величины (длина, масса, ёмкость).

.                   II. Время и его измерение.

 Первый раздел. -  «Величины (длина, масса, ёмкость)».

   Цель раздела: уточнить представления детей о единицах каждой величины, получить наглядное представление о каждой единице, а также усвоить соотношения между всеми изученными единицами каждой из величин, научить детей применять таблицы  единиц при решении практических и учебных задач.

      В этом разделе дети будут выделять и распознавать свойства и качества  предметов, поддающихся сравнению, сравнивать без измерения , посредством промежуточных мер и общепринятыми  стандартными мерами и измерительными приборами (линейка, весы, палетка и т. д.),научатся  измерять и строить отрезки заданной длины

           Второй раздел. -  «Время и его измерение».

Цель раздела: уточнить временные представления, познакомить с единицами времени, учить детей ориентироваться во времени, познакомить с различными видами часов.

        В данном разделе учащиеся будут уточнять представления о времени суток во взаимосвязи с видами деятельности людей в разное время суток, актуализируют знания о временах года, будут учиться пользоваться календарём и часами, уточнят представления о процессе измерения временного интервала, будут решать задачи на смекалку.

               По итогам усвоения обязательного минимума содержания программы  занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников должны

         знать:

               - единицы каждой величины и соотношения между ними;

- меры-посредники и инструменты измерения (линейка, палетка, весы, календарь, часы);

 - решение логических задач по теме «Величины»;

      - таблицы единиц  величин;

уметь:

- сравнивать, обобщать характеристики временных интервалов;

- использовать меры-посредники и инструменты измерения (календарь, часы);

- оформлять в словесной форме свои суждения;

- применять знания таблиц единиц каждой величины при решении практических и учебных задач.

    Формы подведения итогов.

  1. Самооценка и самоконтроль в тетради.

 2. Вопросы диагностического характера.

 3.Тестовые задания.

 4. Составление схем.

 5. Проведение конкурса рисунков.

 6. По словесной инструкции.

 7. Математические загадки, задачи.

МОУ "Лицей № 2"

Ступинского муниципального р-на,

 Московской области

                         

Согласовано:                                                                        Утверждено:

Зам. директора по НР                                                        Директор школы

Дергилёва Н.И.                                                                     Низкина О.А.

«____»_____________2007г.                                    «___»______________2007г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

УЧЕБНОГО КУРСА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Цель: способствовать формированию интеллектуальных умений: операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов; развитие внимания и памяти.

Категория слушателей: учащиеся  начальных классов  

Срок обучения: 34часа

Режим занятий: 1 час в неделю с сентября в течение учебного года

Название разделов программы

Всего часов                                                                

В том числе

Теоретич. Практич.

Формы контроля

1.

Величины (длина, масса, ёмкость).

16

7

9

По образцу. По словесной инструкции. Конкурс рисунков. Составление схем. Тестовые задания.

2.

Время и его измерение

18

5

13

Составление схем. Работа по карточкам. Вопросы диагностического характера. Конкурсы рисунков, плакатов, поговорок.

ИТОГО:

34 часа

12часов

22 час

 

МОУ "Лицей № 2"

Ступинского муниципального р-на,

 Московской области

Согласовано:                                                                        Утверждено:

Зам. директора по НР                                                        Директор школы

Дергилёва Н.И.                                                                     Низкина О.А.

«____»_____________2007г.                                    «___»______________2007г.

                         

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОГО КУРСА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель: способствовать формированию интеллектуальных умений: операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов; развитие внимания и памяти.

Категория слушателей: учащиеся начальных классов

Срок обучения: 34 часа

Режим занятий: 1 час в неделю с сентября в течение учебного года

Название разделов и тем.

Всего часов                                                                

В том числе

Теоретич. Практич.

Формы контроля

1.

Величины (длина, масса, ёмкость).

16

6

10

1.1

Длина предмета. Сравнение длин приложением.

1

1

По образцу. По словесной инструкции.

 1.2

Сравнение длин произвольной меркой.

1

1

В результате практической деятельности.

1.3

Сантиметр как единица измерения длины предмета.

Линейка как измерительный инструмент.

1

1

По образцу.

По словесной инструкции.

1.4

Практическая работа №1 «Измерь и запиши результаты измерения».

1

1

В результате практической деятельности.

1.5

Масса предмета. Сравнение масс прикидкой на руке. Знакомство с килограммом как единицей измерения массы предмета.

1

1

По образцу.

По словесной инструкции.

1.6

Решение задач на сравнения масс уравниванием чашечных весов.

1

1

Составление схем, рисунков.

1.7

Экскурсия в продовольственный магазин.

1

1

1.8

Решение логических задач по теме «Масса предмета».

1

1

Вопросы диагностического характера.

1.9

Практическая работа «Уравновешивание масс сыпучих  тел».

1

1

1.10

Ёмкость. Сравнение ёмкостей на глаз и с использованием мерной кружки.

1

1

В результате практической деятельности.

1.11

Сравнение объёмов сыпучих и жидких тел, используя измерение.

1

1

В результате практической деятельности.

1.12

Свойства предметов, поддающиеся измерению.

1

1

Вопросы диагностического характера.

1.13

Формирование представлений о величинах.

1

1

Вопросы диагностического характера.

1.14

Решение задач на величины.

1

1

Вопросы диагностического характера.

1.15

Проверочная работа.

Тестирование.

1

1

1.16

Обобщающее занятие.

1

1

2.

Время и его измерение.

18

5

13

2.1

Временные представления: утро, день, вечер, ночь.

1

1

Конкурс рисунков, пословиц, стихотворений.

2.2

Неделя и дни недели.

Конкурс стихов, рисунков, поговорок.

2.3

Игры, загадки-задачки о днях недели.

1

1

Конкурс загадок, рисунков.

2.4

Время и его измерение: год, сезоны.

1

1

Вопросы диагностического характера. Конкурс рисунков.

2.5

Времена года.

1

1

Загадки о временах года.

Конкурс рисунков.

2.6

Измерение времени.

История  календаря.

1

1

Вопросы диагностического характера.

2.7

 Работа с календарём.

1

1

Вопросы диагностического характера.

2.8

Знакомство с часами. Виды часов.

1

1

Конкурс рисунков.

2.9-2.10

Определение времени по часам.

2

2

Работа по моделям часов.

2.11-2.12

Решение занимательных задач  по теме «Время и его измерение».

2

2

Вопросы диагностического характера.

2.13

Тестовые задания.

1

1

2.14

Практическая работа №1

«Развитие у детей чувства времени с длительностью 1 минута».

1

1

Выполнение практических заданий за 1 минуту.

2.15

Практическая работа №2

«Развитие у детей чувства времени с длительностью 3 минут».

1

1

Выполнение практических заданий за 3 минуты.

2.16

Практическая работа №3

«Развитие у детей чувства времени с длительностью 5 минут».

1

1

Выполнение практических заданий за 5 минут.

2.17

Практическая работа №4

«Развитие у детей чувства времени с длительностью 10 минут».

1

1

Выполнение практических заданий за 10 минут.

2.18

Конкурсная программа «Цена минуток».

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1 Величины (длина, масса, ёмкость) (16 часов).

  Длина предмета. Сравнение длин приложением. Измерение длины произвольной меркой. Линейка как измерительный инструмент. Масса предмета. Сравнение масс прикидкой на руке. Измерение массы на чашечных весах. Ёмкость. Сравнение ёмкостей на глаз и с использованием мерной кружки. Свойства предметов, поддающиеся измерению. Формирование представлений о величинах. Решение математических задач.

          Практические работы:

              1. Измерение длин и запись результатов измерения.

              2  Уравновешивание масс сыпучих тел.

              3.  Знакомство с весами. Взвешивание детей и запись результатов.

              4. Сравнение объёмов сыпучих и жидких тел, используя измерение.

Раздел 2 Время и его измерение (18 часов).

  Временные представления: утро, день, вечер, ночь. Время и его измерение: год, сезоны. Измерение времени: календарь. Сутки. Неделя. Работа с календарём. Знакомство с часами. Час, минута, секунда. Решение задач на смекалку.

           Практические работы:   

             1. Развитие у детей чувства времени с длительностью 1 минута.

             2. Развитие у детей чувства времени с длительностью 3-х минут     

             3. Развитие у детей чувства времени с длительностью 5-и минут.

            4.  Развитие у детей чувства времени с длительностью 10 минут.

             5. Изготовление модели часов и  чтение показания часов.

             6. Работа с календарём.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам усвоения обязательного минимума содержания программы  занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников должны

                 знать:

               - единицы каждой величины и соотношения между ними;

- меры-посредники и инструменты измерения (линейка, палетка, весы, календарь, часы);

 - решение логических задач по теме «Величины»;

      - таблицы единиц  величин;

уметь:

- сравнивать, обобщать характеристики временных интервалов;

- использовать меры-посредники и инструменты измерения (календарь, часы);

- оформлять в словесной форме свои суждения;

- применять знания таблиц единиц каждой величины при решении практических и учебных задач.

АППАРАТ КОНТРОЛЯ

(ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ)

 1. Самооценка и самоконтроль в тетради.

               2. Вопросы диагностического характера.

 3.Тестовые задания.

 4. Составление схем.

 5. Проведение конкурса рисунков.

 6. По словесной инструкции.

 7. Математические загадки, задачи.

     Проведение самоконтроля и самооценки в тетради проводится путём оценивания каждого задания. Для этого к каждому заданию рисуется шарик с условным обозначением. В шарике к логическим заданиям – вопросительный знак, к заданиям по построению логических рядов – геометрические фигуры и т. д.

            Можно использовать два вида самоконтроля: по образцу и по словесной инструкции.

По образцу (проводится, если работа ведётся с небольшой подгруппой или индивидуально).

          Детям показывается заранее приготовленный лист с правильно выполненными заданиями и  предлагается сравнить свою работу с образцом. Если работа ребёнка целиком соответствует образцу, то он закрашивает шарик, который нарисован рядом с выполняемым заданием зелёным цветом, если в одном из заданий есть 1-2 ошибки – жёлтым, если задание не выполнено – красным.

          Напоминаем им, что эти цвета символизируют сигналы светофора и обозначают: зелёный – всё в порядке, можно переходить к следующему заданию, жёлтый – надо быть внимательнее, красный – необходимо выполнить задание ещё раз.

       

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

        

Программа занятий по развитию познавательной деятельности включает два раздела, которые направлены на повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей. В начальной школе рассматриваются только такие величины, результат измерения которых выражается целым  положительным числом. В связи с этим процесс знакомства ребёнка с величинами и их мерами рассматривается как способ расширения объёма представлений ребёнка о роли и возможности натуральных чисел. В процессе измерения различных величин ребёнок не только упражняется в действиях измерения, но и получает новое представление о неизвестной ему ранее роли натурального числа. Число – это мера величины

      Большое место на занятиях отводится практической деятельности: измерение длин предметов, правильном прикладывании линейки и чтения результатов измерения, выполняются задания на измерение жидкостей и сыпучих тел.  

           Наиболее оптимальным способом организации учебной деятельности детей является такая постановка учебных заданий, чтобы каждый ребёнок мог принять участие в их выполнении в меру своих возможностей. Занятия данного курса содержат  большое количество заданий общеразвивающего характера. При подготовке к занятию на первых порах учитель должен учитывать возможности детей. Дети могут работать в парах, в группах, где ведущими будут  дети, хорошо владеющие данными понятиями.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебники:

  1. Истомина. Н.Б. Математика. 2 класс, Линка – Пресс, Москва, 2001 г. -64с.

    Учебные пособия:

1. Истомина Н.Б., Шадрина И.В. «Величины» // Тетрадь по математике для 2-го класса четырёхлетней начальной школы. – ООО фирма «ЛИНКА-ПРЕСС», Москва, 2001 г.

     2. Колесникова В.Е. «Величины и их измерения» // Альбом упражнений

         для детей 7-9  лет. – ООО ТЦ «Сфера», 2001 г.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(ПЕРЕЧЕНЬ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, ДИДАКТИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ПРОГРАММЫ)

  1. Методические рекомендации и дидактические материалы к разработке занятий.
  2. Технологические карты отслеживания результатов обучения.
  3. Варианты проверочных работ, в том числе практические работы.

  1. Используемая литература.

    1. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение, 1996 г.,№2 (3). – С. 47-52

    2. Волина В.П. Праздник числа. Занимательная математика    для детей. – «М. Знание», 1993 г.  

    3. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. – М.; ИНТЕРПРАКС, 1994 г.

    4. Тарабарина Т.И. Детям о времени. -  Ярославль «Академия развития», 1996 г.

    5. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995 г.  

Литература для учителя по методике преподавания.

    1. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики (систематический курс развивающих занятий для младших школьников). – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 г.

    2. Волина В.П. Праздник числа. Занимательная математика    для детей. – «М. Знание», 1993 г.

    3. Развивающие игры для детей. – Физкультура и спорт.

    4. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль «Академия развития», 1996 г.

Литература для учащихся.

     1. Истомина Н.Б., Шадрина И.В. «Величины» // Тетрадь по математике для 2-го класса четырёхлетней начальной школы. – ООО фирма «ЛИНКА-ПРЕСС», Москва, 2001 г.

     2. Колесникова В.Е. Величины и их измерения. Альбом упражнений   для детей 7-9 лет. – ООО ТЦ «Сфера», 2001 г.

      5. Тарабарина Т.И. Детям о времени. -  Ярославль «Академия развития», 1996 г.

Приложение №1        

1.1 Материал к теме «Величины».

                                                ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.

Единицы длины.

            1. На скамейку  сели Красная Шапочка, доктор Пилюлькин и Незнайка. Красная Шапочка  занимает 5 см,  доктор Пилюлькин  - 6 см, а  Незнайка – 8 см. Уместятся ли они все, если длина скамейки 2 дм?

2. Нарисовали квадрат. На середине каждой стороны поставили точку и провели отрезки, соединяющие их. Чему равен периметр маленького квадрата, если сторона большого квадрата 8 см? (16 см).

3. Стороны треугольника равны трём последовательно расположенным числам. Периметр его равен 18 см. Чему равна каждая сторона треугольника? ( 5, 6, 7 см).

Единицы массы.

1. В пакет можно положить 2 кг продуктов. Сколько пакетов должно быть у мамы, если она хочет купить 4 кг картошки и  дыню массой 1 кг?

2. Три карася тяжелее 5 окуней. Что тяжелее 4 карася или 5 окуней? ( Четыре карася тяжелее).

 3. Одна мышка-норушка и 2 лягушки-квакушки весят столько же, сколько 2 мышки-норушки и одна лягушка-квакушка. Кто тяжелее: мышка или лягушка?  (Масса одинакова). 

4. Масса арбуза и дыни 8 кг, а масса трёх арбузов  и двух дынь 22 кг. Какова масса арбуза и масса дыни отдельно? (Масса арбуза – 6кг, а дыни – 2 кг).

5. Вини-Пуху подарили на день рождения бочонок с мёдом массой 7кг. Когда он съел половину мёда, то бочонок с оставшимся мёдом стал иметь массу  4 кг. Сколько кг мёда съест он всего и какова масса бочонка? ( 6 кг мёда и 1кг весит бочонок).

 1.2 Материал к теме «Время и его измерение».

                                                ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.

Цель: развивать логическое мышление, приучить детей выделять математические отношения в условиях задачи, уметь рассуждать, опровергая неправильное, доказывать правильность решения. Активизировать умственную деятельность, развивать чувство юмора, смекалку, находчивость, интерес к математике.

1. 3 человека ждали поезд 3 часа. Сколько времени ждал каждый?

2. Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами.

3. Тройка лошадей пробежала в час 24 км. Сколько километров в час пробежала каждая лошадь?

4. Два мальчика играли в шахматы 1ч 20 мин. Сколько времени играл в шахматы каждый мальчик?

5. Один рыбак поймал за час 12 карасей. Сколько карасей поймают за час 3 рыбака?

6. После суток, проведённых в больнице на дежурстве, доктор решил выспаться и лёг в постель в 8 часов вечера. На следующий день он должен был к 11 часам утра опять быть в больнице. Он поставил стрелку будильника на  10 часов. Сколько времени пройдёт до звонка будильника?

7. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?

8. Внук спросил дедушку: «Сколько тебе лет?» Дедушка ответил: « Если проживу ещё половину того, что я прожил, да ещё один год, то мне будет 100 лет». Сколько лет деду?

9. Наташе исполнилось 4 года 7 месяцев. Сколько лет будет Наташе через 5 месяцев?

10. Ниф-Ниф начал строить домик в среду, а Наф-Наф на 2 дня раньше. Домики Ниф-Нифа и Наф-Нафа были готовы в субботу. Сколько дней строил дом Наф-Наф? В какой день недели он начал строить свой дом?

11. Наташа старше Вики на 3 месяца. Вика родилась в ноябре. Когда день рождения Наташи?

12. Мама Веры поставила варить варенье в 11 часов. К 4 часам варенье сварилось. Наташина мама поставила варить варенье на час раньше, чем Верина, а сварилось оно на час позже, чем варенье Вериной мамы. Сколько времени варилось варенье у Вериной мамы?

13.Марина ложится спать в 10 часов вечера. Её сестра Полина – на 1 час раньше. Обеих девочек мама будит в 7 часов утра. Кто из девочек спит дольше?

14. Поезд «Красная Стрела» из Москвы в Петербург выходит в 10 часов утра, а приезжает в 5 часов вечера. Поезд «Голубая ракета» выходит из Москвы на 2 часа раньше, а приезжает в Петербург в 4 часа вечера.  Сколько времени едут  поезда?

15. Мальчики начали клеить модель самолёта одновременно. Саша закончил на 1 день раньше, чем Серёжа. Кто из мальчиков работал медленнее?

17. Серёжа ходит на плавание по вторникам и четвергам, а по субботам и средам он ходит на рисование. Какие дни недели у Серёжи свободны?

18. Брату 2 года, а сестре 1 год. Какая разница в возрасте будет у них через 2 года?

19. Чтобы сварить 1 кг мяса, требуется 1 час. За сколько времени сварится  полкилограмма  того же мяса?

20. Самолёт летит от Омска до Тевриза 1 час 5 минут, а обратно то же расстояние  он пролетает за 65 минут. Почему такая разница?

21. Пять минут назад часы показывали ровно 12 , через какое время стрелки часов снова будут показывать 12 часов? (Через 11 часов 55 минут).

22. Таня, Лена и Вера – сёстры. Тане и Вере вместе 5 лет, а сумма лет Лены и Веры составляет 7 лет. Вера самая маленькая. Кто старше Таня или Лена? (Лена старше Тани).

23. Табло электронных часов  показывает 17:13. Какое время будут показывать электронные часы в следующий раз, когда сумма часов и минут будет такой же? ( 18:12).

24. В семье четверо детей. Им 4, 8, 13 и 17 лет. Их имена – Егор, Алёша, Лена и Маша. Найди возраст  каждого, если одна девочка ходит в детский сад, Лена старше Алёши, а сумма лет Алёши и Лены делится на три?  (Маше – 4года, Лене – 13, Алёше – 8, Егору – 17).

 25. В этом году мой папа отпраздновал свой 11- ый  день рождения. Как такое может быть и сколько лет моему папе? ( Папе – 44 года, он родился 29 февраля).  

26. папе, маме и сыну вместе 70 лет. Сколько лет будет им всем вместе через 4 года?  (82 года).  

27. В городе в полдень стоит солнечная погода. Можно ли надеяться, что через 36 часов в городе будет светить солнышко, если пасмурной погоды в ближайшие 3 дня не ожидается? (Нет, будет ночь).

Тестовая работа №1

  1. День перед пятницей – это _____________________________.
  2. После среды наступает  ______________________________.
  3. Перед каким днём недели бывает вторник? _____________________.
  4. После какого дня недели наступает понедельник ____________________-.
  5. Если сегодня среда, то какой день недели будет послезавтра? _______________________.
  6. Если сегодня четверг, то какой день недели  был  вчера? ___________________________.
  7. Если сегодня понедельник, то какой день недели  был  позавчера? ___________________.
  8. Если позавчера был вторник, то какой день недели  сегодня? _________________.
  9. Если послезавтра будет понедельник, то какой день недели  сегодня? ____________.
  10. Если вчера была пятница, то какой день недели  будет завтра?  ________________.
  11. Если завтра будет четверг, то какой день недели  был  вчера? ______________________.

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РАБОТЫ.

1. Ознакомление детей с длительностью 1 минуты.

Задание 1: Посидите 1 минуту, измерьте и просчитайте её длительность по секундомеру.    Измерьте интервал в 1 минуту песочными часами.

Задание 2: В течение 1 минуты рисуйте флажки в тетради, следя за песочными часами. Когда весь песок пересыплется, минута кончится, работу прекратите, руки уберите со стола.

  По окончании проверьте, кто сколько нарисовал за 1 минуту, сравните результаты.

Задание 3: Угадайте, когда кончится минута. Рисуйте флажки в тетради. Закончите работу, когда покажется, что 1 минута кончилась.

Задание 4: Выберите такое количество растений, которое можно успеть полить за 1 минуту.

Задание 5: Прочитать текст за 1 минуту и посчитать, кто сколько слов прочитал.

Задание 6:  По сигналу начните маршировать и остановитесь, когда, на ваш взгляд, пройдёт 1 минута.

Задание 7: Посчитайте, сколько квадратиков вы вырезали за 1 минуту.

Вывод: За 1 минуту одни могут сделать больше операций, другие – меньше. Это зависит от темпа работы.

2. Ознакомление детей с длительностью 3 минуты.

        Показать детям интервал в 3 минуты как сумму отдельных минут, используя одноминутные песочные часы и секундомер.  Выяснить, сколько раз надо перевернуть минутные песочные часы и сколько кругов сделает стрелка на секундомере, пока пересыплется весь песок в 3-х минутных песочных часах.

Задание  1: Сложите из кубиков постройку за 3 минуты. Следите за часами и закончите с окончанием 3-х минут.

Задание 2: По сигналу начните рисовать квадратики, прекратите работу через 3 минуты по сигналу. Сосчитайте, сколько строчек получилось?

Задание3:  Вырезать и посчитать, сколько квадратов вырезали за 3 минуты. Вспомните, сколько квадратов вырезали за 1 минуту? Почему получилось больше?

Задание 4: Нарисуйте, что хотите. Прекратите рисовать, когда покажется, что 3 минуты прошли.

Задание 5:  Посидите 3 минуты и по окончании,  поднимите руку.

3. Ознакомление детей с длительностью 5 минут.

     Показать детям интервал в 5 минут как сумму отдельных минут, используя одноминутные песочные часы. Объяснить детям, что 5 минут можно измерить и по часам. (Показ на макете или настоящих часах большого диаметра). По кругу часов находятся цифры. Они расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. И есть две стрелки, короткая показывает часы, длинная – минуты. Расстояние, которое длинная стрелка проходит от одной цифры до другой, равно 5 минутам. А секундная стрелка за это время сделает 5 кругов.

Упражнения:

1. Покажите 5 минут на одноминутных песочных часах.

2. Сосчитайте, сколько расстояний между чёрточками на часах от цифры до цифры, например: от 1 до 2, от 5 до 6, от 9 до 10 и т. д.

3. В 5 минутах сколько делений по 1 минуте?

Задание 1:  Вырежьте из бумаги флажки. По сигналу начните и закончите работу. Время – 5 минут.

Задание 2:  Сплетите за 5 минут коврик из полосок бумаги. Сравните, кто сколько сделал?

Задание 3: Нанизывайте на нитку бусинки. Остановитесь, когда покажется, что время прошло. Дать оценку чувству времени.

4. Ознакомление детей с длительностью 10 минут.

    Объяснить детям, что за 10 минут большая стрелка дважды пройдёт расстояние между двумя цифрами: 5 и 5 минут, то есть 2 раза по 5 минут, или 10 раз по 1 минуте.

Упражнения:

1. Отсчитайте 10 минут по маленьким чёрточкам на часах.

2. Как узнать по часам, что прошло 10 минут?

3. Где будет большая минутная стрелка через 10 минут от цифры 2, 4, 7 и т. д.?

4. Какое расстояние вы проходите за 10 минут? Выясните во время прогулки.

Задание 1: За 10 минут наклеить на открытку орнамент. Следить за часами.

Задание 2: Сделать из конструктора-строителя постройку. Прекратить строить, когда пройдёт 10 минут. Дать оценку чувству времени.

Задание 3: Что вы сможете слепить за 10 минут? Проверьте себя.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПРИМЕТЫ О ВРЕМЕНАХ ГОДА.

ЗИМА.

                         Пословицы.

1. Декабрь  год кончает, зиму начинает.

2. Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

3. Чем крепче зима, тем скорее весна.

4. Январь году начало – зиме середина.

5. В феврале два друга – мороз и вьюга.

6. Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.

7. Декабрь году начало, а зиме середина.

8. В феврале дороги широки.

Холодно берёзе,

Холодно осине.

Даже белка в шубе

На морозе стынет.

Только зимородок

На мороз не ропщет –

В полынье холодной

Крылышки полощет.

                                                                                               ОСЕНЬ.

Пословицы.

1. В сентябре лист на дереве не держится.

2. В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

3. В сентябре синица просит осень в гости.

4. В октябре на одном часу и дождь и снег.

5. Октябрь – предзимье, первый суровый месяц.

6. Ноябрь – ворота зимы, месяц молодого, звонкого льда.

7. В ноябре снега надует – хлеба прибудет.

8. В осень и у вороны копна.

Поле чёрно – белым стало,

А ещё похолодало,

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

                                     (Ноябрь).

ВЕСНА.

             Пословицы.

1. Апрель с водой, а май с травой.

2. В апреле земля преет.

3. Весна днём красна.

4. Весна красна цветами, а осень снопами.

5. Весенний день весь год кормит.

6. Майская травка и голодного кормит.

7. Май не холоден, да голоден.

8. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

ЛЕТО.

Пословицы.

1. Что летом родиться, зимой пригодиться.

2. Летний день за зимнюю неделю.

3. В июне на дворе пусто, в огороде густо.

4. Июль – макушка лета.

5. В августе осень с летом борются.

6. Дождливое лето хуже осени.

7. Лето собирает, а зима подбирает.

8. Люди рады лету, а пчела цвету.

               Загадки.

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц тот пройдёт –

Наступает Новый год.

                  (Декабрь).

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт не вода уже, а лёд.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

                   (Январь).

Снег мешками валит с неба.

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели на деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это?

                     (Февраль).

Загадки.

Лето на излёте,

Лес промок насквозь.

Ищет на болоте

Клюкву старый лось.

                          (Осень.)

В этот месяц как всегда

Хлеб молотят сёла,

Мчатся птицы за моря

И открылась школа.

                          (Сентябрь.)

Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды.

Оголяются леса, молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

                             ( Октябрь).

               Загадки.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт –

В лесу подснежник расцветёт.

                            (Весна).

  Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

                          (Март).

В ночь -  мороз,

С утра – капель,

Значит, на дворе …

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад.

Пчёлы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц этот? (Май).

Загадки.

Красным зовётся, платье в цветах.

Ягодой сладкой зреет в лесах.

Дождиком тёплым по саду идёт.

Иволгой звонкой на ветке поёт.

                                        (Лето).

Самый длинный – длинный день.

В полдень -  крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подаёт кузнечик голос,

Дозревает земляника,

Что за месяц, подскажи-ка?

                                      (Июнь).

Жаркий, знойный, душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его – вершина лета,

Что, скажи, за месяц это?

                                       (Июль).

Листья клёна пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи?    

                                    (Август).

Стихи по теме «Время и его измерение».

Братьев этих ровно семь,

Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом,

Попрощается последний –

 Появляется передний.

(Дни недели).

Сколько дней в неделе?

Как-то с другом захотели

Мы однажды посчитать:

Сколько дней у нас в неделе –

ТРИ, ЧЕТЫРЕ или ПЯТЬ?

Мы до вечера пыхтели,

Но ответ найти сумели,

И ответа нет верней:

Ровно СЕМЬ в неделе дней!

       Емелина неделя.

Начинается неделя,

Говорит друзьям Емеля:

Если был бы я бездельник,

То проспал бы ……………

А за ним и ………… тоже,

Но такого быть не может.

Я люблю свою работу:

Отдыхать начну в …….

          Часы в загадках.

Раньше всех проснётся он –

И раздастся в доме звон.

(Будильник).

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы).

На столе у нас тарелки,

Что показывают стрелки?

Сколько времени сейчас?

Отвечаем: ровно…..

(Час).

Две подружки друг за другом

Целый день бегут по кругу.

(Стрелки).

Как запомнить дни недели.

                              В. Степанов

Подскажите-ка нам, звери,

Как запомнить дни недели?

Первый – ПОНЕДЕЛЬНИК,

Зайка – рукодельник.

За ним приходит ВТОРНИК,

Соловей - задорник.

За вторником – СРЕДА,

Лисичкина еда.

За средой – ЧЕТВЕРГ,

Волк глазами сверк!

За четвергом к нам ПЯТНИЦА

Колобком прикатится.

За пятницей – СУББОТА,

Баня у енота.

За субботой – ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Целый день у нас веселье!

  Назовите время суток.

На лугу цветы проснулись,

Мы в кроватках потянулись.

(Утро).

Молоко лакает кот,

Нас на кухне ждёт компот.

(День).

Стали птицы тише петь,

Сели мы кино смотреть.

(Вечер).

За стеной шуршат мышата,

Спят игрушки и ребята.

(Ночь).

Нарисуй время на часах.

Как Антипка жил у нас,

Он вставал с лежанки в ЧАС,

В ДВА на кухне ел сосиски,

В ТРИ – сметану ел из миски

Он в ЧЕТЫРЕ умывался,

В ПЯТЬ по коврику катался,

В ШЕСТЬ тащил сельдей из кадки,

В СЕМЬ играл с мышами в прятки,

В ВОСЕМЬ – хитро щурил глазки,

В ДЕВЯТЬ – ел и слушал сказки,

В ДЕСЯТЬ шёл к лежанке спать,

Потому что в ЧАС вставать.

                Кормушка.                                                                    

                            З.Александрова

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех сторон –

Стая жирных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний –

Путешественник-скворец…

Вот и песенке конец.

          Муха-чистюха.

                  Я. Бжехва

Жила-была Муха- чистюха.

Всё время купалась Муха.

Купалась она в воскресенье

В отличном клубничном варенье.

В понедельник  - в вишнёвой наливке.

Во вторник – в томатной подливке.

В среду – в лимонном желе.

В четверг –  в киселе и смоле.

В пятницу – в простакваше

В компоте и в манной каше…

В субботу, помывшись в чернилах,

Сказала: - Я больше не в силах

Ужасно-жжужжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!

                   Неделя

                   (считалка)

В.Викторова

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Вслед за мною говори:

В понедельник, вторник, среду

В гости к бабушке поеду,

А в четверг и пятницу

Дрожки к дому катятся.

За субботой – воскресенье,

В этот день дают печенье.

Емелина неделя.

                                 В.Хотомская 

  Мы спросили у Емели:

   Назови нам дни недели.

     Стал Емеля вспоминать.

Стал Емеля называть.                                    

 

Дядька крикнул мне «Бездельник!» -

Это было в понедельник. 

На забор я лез, и дворник

Гнал метлой меня во вторник.

В среду я ловил жука

И свалился с чердака. 

Воевал в четверг с котами

И застрял под воротами. 

В пятницу дразнил собаку –

Изорвал себе рубаху. 

А в субботу – вот потеха! –

На свинье верхом поехал. 

В воскресенье отдыхал –

На мосту сидел, дремал.

Да с моста свалился в реку.

Не везёт же человеку!

Так у нашего Емели

Дни недели пролетели.

                            Неделька.

                  (физкультминутка)

В понедельник  я проснулся,

А во вторник я зевнул,

В среду сладко потянулся,

А в четверг опять заснул.

Спал я в пятницу,

В субботу не ходил я на работу,

Но зато уж в воскресенье

Спал весь день без пробужденья.

       Дни недели

                   П.Башмаков

В понедельник – мандарин,

А во – вторник – апельсин,

В среду – шоколад,

В четверг – мармелад,

В пятницу – печенье,

В воскресенье – варенье.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

  1. Используемая литература.

    1. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение, 1996 г.,№2 (3). – С. 47-52

    2. Волина В.П. Праздник числа. Занимательная математика    для детей. – «М. Знание», 1993 г.  

    3. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. – М.; ИНТЕРПРАКС, 1994 г.

    4. Тарабарина Т.И. Детям о времени. -  Ярославль «Академия развития», 1996 г.

    5. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся

статья на тему "Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся...

Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся

статья на тему "Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся...

Протокол №3 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". Декабрь 2015 г.

Выступление по теме самообразования "Устный счет на уроках математики как средство развития мыслительных операций младших школьников"....

Протокол №6 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". 23.03.2016

Дополнение к выступлению заместителя директора по вопросу определения проблемы городского семинара "Проблемы и перспективы когнитивного развития младших школьников  в условиях современной шк...

"ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.РОЛЬ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.  Проблема развития познавательной активности младших школьников, ...

Календарно-тематическое планирование для учащихся 1-х классов по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ (задержкой психического развития).

ДатаДата по фактуТемаЗадачи коррекционной работыСодержание работыI ДИАГНОСТИКА (4 часа)  Обследование устной и письменной речи, математических представлений.Обследовать устную речь и письмен...