Кружок по математике. 3-4 классы
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) по теме
Кружок "Занимательная математика" 3-4 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_matematike.docx | 30.68 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ВР И.о. директора МОУ «СОШ № 28»
___________О.П. Мажухина ___________ О.П. Мажухина
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Занимательная математика».
Возраст обучающихся: 3-4 классы.
Срок реализации: 2 года.
Автор: Кушнерова Марина Владимировна, учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 28»
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 2 года. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Паспорт программы
«... Только то обучение является хорошим,
которое забегает вперед развития».
Л.С.Выготский
Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.
Основания для разработки программы:
Закон «Об образовании РФ»;
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29. 12. 01,
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
- развивать математический образ мышления
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Примерное содержание занятий
кружка «Занимательная математика»
Первый год обучения
- Математика – царица наук.
- Как люди научились считать.
- Интересные приемы устного счёта.
- Решение занимательных задач в стихах.
- Упражнения с многозначными числами (класс млн.)
- Учимся отгадывать ребусы.
- Числа-великаны. Коллективный счёт.
- Упражнения с многозначными числами (класс млр.)
- Решение ребусов и логических задач.
- Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
- Загадки- смекалки.
- Игра «Знай свой разряд».
- Обратные задачи.
- Практикум «Подумай и реши.
- Задачи с изменением вопроса.
- Проектная деятельность «Газета любознательных»
- Решение нестандартных задач.
- Решение олимпиадных задач.
- Решение задач международной игры «Кенгуру»
- Математические горки.
- Наглядная алгебра.
- Решение логических задач.
- Игра «У кого какая цифра»
- Знакомьтесь: Архимед!
- Задачи с многовариантными решениями.
- Знакомьтесь: Пифагор!
- Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
- Задачи с многовариантными решениями.
- Математический КВН
Учебно-тематическое планирование
на первый год занятий кружка «Занимательная математика»
Наименование тем курса | Всего ча сов | В том числе | Виды деятельности | Форма контроля | ||
лекция | П/ р | С/ р | ||||
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 | ||||
2. Как люди научились считать. | 1 | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | ||||
3. Интересные приемы устного счёта. | устный счёт | |||||
4. Решение занимательных задач в стихах. | 1 | работа в группах: инсценирования загадок, решение задач | ||||
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | 1 | работа с алгоритмами | ||||
6. Учимся отгадывать ребусы. | 1 | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус | |||
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. | 1 | решение теста -кроссворда | проверочный тест | |||
8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | 1 | работа с алгоритмом | контрольный тест | |||
9. Решение ребусов и логических задач. | 1 | самостоятельная работа | мини-олимпиада | |||
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | составление схем, диаграмм | ||||
11. Загадки- смекалки. | 1 | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку | |||
12. Игра «Знай свой разряд». | 1 | работа с таблицей разрядов | тест | |||
13. Обратные задачи. | 1 | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» | |||
14. Практикум «Подумай и реши». | 1 | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | ||||
15.Задачи с изменением вопроса. | инсценирования задач | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи | ||||
16. «Газета любознательных». | 3 | 1 | 2 | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету | |
17.Решение нестандартных задач. | 1 | решение задач на установление причинно-следственных отношений | ||||
18.Решение олимпиадных задач. | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | |||
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | |||
20. Школьная олимпиада | 1 | решение заданий повышенной трудности | ||||
21. Игра «Работа над ошибками» | 1 | работа над ошибками олимпиадных заданий | ||||
22.Математические горки. | 1 | решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» | |||
23. Наглядная алгебра. | 1 | работа в группах: инсценирование | ||||
24.Решение логических задач. | 1 | схематическое изображение задач | ||||
25.Игра «У кого какая цифра» | 1 | творческая работа | ||||
26.Знакомьтесь: Архимед! | 1 | работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации | |||
27.Задачи с многовариантными решениями. | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | |||||
28.Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | викторина | |||
29.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | Работа в парах по решению задач | ||||
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | составление знаковых систем | тест | |||
31.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | индивидуальная работа | ||||
32.Математический КВН | 1 | работа в группах | ||||
33. Круглый стол «Подведем итоги» | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование |
ИТОГО: 34
Второй год обучения
- Проектная деятельность «Великие математики»
- Геометрические упражнения
- Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге
- Игра «Удивительный квадрат»
- Преобразование фигур на плоскости
- Задачи-смекалки
- Симметрия фигур
- Соединение и пересечение фигур
- Познавательная игра «Семь вёрст…»
- Вычисление площади фигур
- Объём фигур
- Логическая игра «Молодцы и хитрецы»
- Конструирование предметов из геометрических фигур
- Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата»
- Учимся разрешать задачи на противоречия.
- Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»
- Открытие нуля
- Экскурсия в компьютерный класс
- Компьютерные математические игры
- Международная игра «Кенгуру»
- Конкурс знатоков (1 тур)
- Конкурс знатоков (2 тур)
- Конкурс знатоков (итоговый тур)
- Школьный тур олимпиады
Учебно-тематическое планирование
на второй год занятий кружка «Занимательная математика»
Наименование тем курса | Всего ча сов | В том числе | Виды деятельности | Форма контроля | ||
лекция | П/ р | С/ р | ||||
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 | разгадка «математических фокусов» | |||
2. Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр) | 1 | групповая работа, решение нестандартных задач | ||||
3. Проектная деятельность «Великие математики» | 4 | 1 | 3 | работа со словарями, энциклопедиями | конкурс буклетов о великих математиках | |
4. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» | 1 | запись геометрических понятий, решение геометрических заданий | ||||
5. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. | 1 | практическая работа | выставка «Я – чертёжник!» | |||
6. Игра «Удивительный квадрат». | 1 | работа в группе, решение упражнений с квадратами | ||||
7. Преобразование фигур на плоскости. | 1 | конструирование фигур на плоскости из различного материала | ||||
8. Задачи-смекалки. | 1 | решение нестандартных задач | ||||
9. Симметрия фигур. | 1 | создание мини-альбома «Узоры геометрии» | выставка альбомов «Узоры геометрии» | |||
10.Соединение и пересечение фигур. | 1 | вычерчивание геометрических фигур | ||||
11.Познавательная игра «Семь вёрст…» | 1 | решение нестандартных заданий на меры длины | ||||
12.Вычисление площади фигур. | 1 | создание мини-проекта «Наш школьный стадион» | ||||
13.Объём фигур. | 1 | проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион» | защита проекта | |||
14.Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | 1 | решение задач на упорядочивание множеств | ||||
15.Конструирование предметов из геометрических фигур. | 1 | мини-проект «Наша детская площадка» | ||||
16.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата». | 4 | 1 | 3 | работа над проектом «Наша детская площадка» | защита проекта | |
17.Школьный тур олимпиады | 1 | решение заданий повышенной трудности | ||||
18. Международная игра «Кенгуру» | 1 | Решение нестандартных математических заданий | ||||
19. Открытие нуля. | 1 | исследовательская работа «Почему так?» | ||||
20. Экскурсия в компьютерный класс. | 1 | экскурсия | конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет» | |||
21.Компьютерные математические игры. | 1 | сообщения о домашних компьютерных математических играх | ||||
22. Конкурс знатоков (отборочный тур) | 1 | решение нестандартных заданий | ||||
23.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | составление суперпримеров | защита работ «Мой суперпример – самый лучший!» | |||
24. Конкурс знатоков (итоговый тур) | 1 | решение нестандартных заданий | ||||
25. Учимся разрешать задачи на противоречия. | 1 | решение игровых заданий «Богатыри и разбойники» | ||||
26. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | 1 | повторение единиц измерения | ||||
27. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. | 1 | решение задач повышенной сложности | ||||
28. Сочинение «Место математики в моей жизни» | 1 | творческая работа |
ИТОГО: 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
- «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал. 200-2007 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по математике для учащихся 1 класса «ШКОЛА МУДРЕЦОВ»
Программа математического кружка. Рассчитана для внеклассной работы с учащимися 1-2 класса....
Кружок "Занимательная математика", 3 класс.
В программу входит пояснительная записка и тематическое планирование....
Внеклассная работа. Кружок по математике в 3 классе.
Данное занятие проводится в игровой форме конце учебного года. Урок обобщения и закрепления полученных знаний....
Кружок математики в 1 классе
Допоплнительные задания по математике для учащихся 1 класса....
Кружок" Занимательная математика" для 3 класса
Календарно-тематическое планирование кружка "Занимательная математика" для учащихся 3 класса...
Кружок по математике для 2 класса
Программа и тематическое планирование по математике...
Кружок по математике для 1 класса
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....