Методическая разработка "Волшебные камни"
методическая разработка по логопедии
Работа с камнями – это одна из эффективных коррекционно-оздоровительных технологий, ставшая популярной в последнее время. Как показала практика, камни оказывают положительное терапевтическое воздействие на организм человека. Использование литотерапии в логопедической практике, в том числе и применение методов литотерапии в работе с младшими школьниками с ОВЗ – это малоизученное направление.
Камни нравятся всем детям и взрослым, они красивые и интересные на вид, они приятные по ощущениям, они бывают разного размера и разной температуры, с ними можно играть и заниматься. Когда смотришь на камни, возникает соединение с природой, всплывают ассоциации об отдыхе на море или речке, происходит погружение в детство, погружение в игру. Вот почему литотерапия является одним из современных и доступных методов в работе с детьми. Камни - предмет, непосредственно используемый в игре или упражнении (вспомогательный предмет или составная часть оборудования к упражнениям и играм).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Волшебные камни»
В младшем школьном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы.
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы-камень? Камень - это бросовый материал, который встречается на улице, в огороде, в парке т.е. везде, где можно их увидеть.
Работа с камнями – это одна из эффективных коррекционно-оздоровительных технологий, ставшая популярной в последнее время. Как показала практика, камни оказывают положительное терапевтическое воздействие на организм человека. Использование литотерапии в логопедической практике, в том числе и применение методов литотерапии в работе с младшими школьниками с ОВЗ – это малоизученное направление.
Камни нравятся всем детям и взрослым, они красивые и интересные на вид, они приятные по ощущениям, они бывают разного размера и разной температуры, с ними можно играть и заниматься. Когда смотришь на камни, возникает соединение с природой, всплывают ассоциации об отдыхе на море или речке, происходит погружение в детство, погружение в игру. Вот почему литотерапия является одним из современных и доступных методов в работе с детьми. Камни - предмет, непосредственно используемый в игре или упражнении (вспомогательный предмет или составная часть оборудования к упражнениям и играм).
Камни - образ, вокруг которого строится игра или упражнение. Применение камней в логопедической практике – это контролируемое использование свойств минералов для коррекции речедвигательной сферы, для профилактики и коррекции эмоционально – волевой сферы ребенка.
На логопедических занятиях с использованием камней решаются такие коррекционно – развивающие задачи:
- развитие познавательных процессов, произвольного внимания, памяти, зрительной, слуховой, тактильной чувствительности, цветовосприятия;
- развитие фонематического восприятия;
- автоматизация, дифференциация звуков и формирование слоговой структуры слова;
- закрепление графического образа буквы;
- развитие умения определять место звука в слове;
- расширение словарного запаса, развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики;
- развитие творческого воображения и фантазии и мн.др.
В логопедической практике применяются следующие методы и приемы литотерапии:
- перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, форме, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;
- массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками, сухой бассейн из камней);
- различные дидактические игры с использованием камней, например, игра «Цвета» (перебираем и перекладываем), Игра «Дорожки» (можно строить дорожки разными способами), игра «Сокровища» и др.
В результате целенаправленной работы с детьми отмечается:
- повышение интереса к логопедическим занятиям;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения: камни яркие, красочные, красивые, приятные на ощупь, детям приятно их рассматривать, трогать, совершать манипуляции;
- развитие познавательных процессов, произвольного внимания, памяти, зрительной, слуховой, тактильной чувствительности, цветовосприятия;
- развитие фонематического восприятия; речевых процессов;
- развитие творческого воображения и фантазии;
Использование элементов литотерапии в логопедической работе благоприятно влияет на развитие речевых, двигательных навыков, психических и познавательных процессов детей. Литотерапия, как нетрадиционный метод воздействия, становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами.
Игры с камнями
Игра «Зоркий глаз»
Цель: развитие зрительной памяти
Выложить определённое количество камешков в ряд. Закрыть глаза, описать каждый камень в правильной последовательности.
Игра «Звуковая мозаика»
Цель: развитие слухового восприятия
В игре используются карточки, поделённые на 9 квадратов, натуральные камни (тёмные и светлые). Логопед предлагает ребёнку слушать произносимые звуки и выкладывать камни на карточке. Если ребёнок слышит заданный звук - кладёт светлый камень, если другой звук – тёмный камень. Затем камни нужно убрать: убирая светлый камень, ребёнок произносит заданный звук, убирая тёмный камень – любой другой звук.
По аналогии можно произносить слоги и слова с заданными звуками.
Игра «Звуковые дорожки»
Цель: автоматизация отрабатываемого звука в словах, развитие кинестетического праксиса, формирование слоговой структуры слова.
Педагог выкладывает дорожку из камней и предлагает ребёнку пальчиками «пройти» по дорожке проговаривая слоги, чётко произнося отрабатываемый звук. НапримерСа-са-са- оса, ос-ос-ос- насос. Ребёнок выкладывает камень на каждый слог и на каждое слово.
Педагог предлагает выложить дорожку из камней, правильно повторяя вслед за педагогом трёх-четырёхсложные слова, затем самостоятельно. Например: до-ро-га, ба-ле-ри-на. На каждый слог ребёнок самостоятельно выкладывает камешек, затем повторяет слово целиком.
Игра «Строитель»
Выложить определённую букву, слог или слово.
Игра: «Поставь камешек на место»
Цель: ориентировка на тетрадном листе.
Педагог предлагает разложить камни на тетрадном листе по инструкции в центр листа, в правый нижний угол, в конце пятой строки и т.п.
Игра «Игра камней»
Цель: развитие сенсорного восприятия развитие словаря прилагательных.
Ребёнок достаёт камень из мешочка и описывает его размер, форму, цвет, фактуру.
По заданию сортирует по форме, цвету, фактуре или размеру.
«Звуко-буквенный анализ слов»
Цель: развитие звукового анализа слов.
Вариант 1: выложить схему слова цветными камнями (красные – гласные, синие –согл., тв. зелёные – согл., мяг.)
Вариант 2: найти в слове, написанном на карточке, заданные звуки (гласные, твёрдые или мягкие согл.) закрыть букву с соответствующим звуком камешком с соответствующим цветом).
Игра «Собери слово»
На камешках написаны слова, камешки перемешаны. Детям нужна собрать слова из камешков. На начальных этапах педагог называет слова, которые нужно найти. После отработки игры дети собирают слова самостоятельно.
Игра «Магия»
Цель: развитие буквенного гнозиса, развитие фонематического восприятия, развитие мышления.
Выложить из камешков заданную букву. Затем выложить предмет, в названии которого есть заданная буква, назвать предмет.
Игра «Мозаика»
Цель: развитие внимания.
Выложить узор по образцу. Игра предполагает обязательное использование шаблонов.
Игра «Балансирующие камни»
Цель: развитие мелкой и общей моторики.
Известная китайская игра, в которую могут играть дети младшего возраста. Задача - выстроить из плоских и гладких камешков башенку как можно выше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подводные камни изучения орфографической темы "Большая буква в именах собственных"
В статье раскрыты отдельные аспекты работы над собственными именами, которые могут быть полезными учителю....
Камни-самоцветы. Пашанина Ангелина
Реферат о камнях -самоцветах был выполнен ученицей второго класса Пашаниной Ангелиной. Может использоваться как дополнительный материал к урокам окружающего мира и классным часам....
ИТК по рисованию солёным тестом и росписи камней
Инструкционно-технологическая карта с описанием работы и фотографиями по рисованию нетрадиционными техниками изодеятельности. Для занятий с детьми кружка, изостудии или урока изобразительно...
Презентация к уроку окружающего мира "Мир камня"
Данную презентацию можно использовать на уроке окружающего мира во 2 классе. Цель данной презентации: познакомить детей с историей камней и использованием их в жизни...

Подводные камни процесса формирования письменной речи.Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи.
Данная презентация поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы подготовить и провести семинар для родителей....
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Как разрушаются камни?"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-0-20381-20...
Урок окружающего мира во 2 классе. (УМК «Планета знаний») Тема: В мире камней.
Урок окружающего мира во 2 классе.(УМК «Планета знаний»)Тема: В мире камней....