Буклет "Развитие графомоторных навыков у мадших школьников"
материал по логопедии
Описываются методы и приемы развития графомоторных навыков у младших школиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mptg_buklet.doc | 363.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Графический навык включает в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв. Базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. Поэтому координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить, является неотъемлемой частью развития моторики. Мысль и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. | Компоненты графомоторной деятельности: ✔зрительное внимание; ✔зрительная память; ✔зрительно-пространственные отношения; ✔функции распределения внимания с одного объекта на другой и функции контроля; ✔зрительно-моторные координации; ✔слухо-моторные координации; ✔координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме); ✔мелкая моторика. Несмотря на изученность вопроса развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста, продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов коррекции данных навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ. | «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» МПТГ учителей-логопедов учителей-дефектологов: Власкина М.А. - МБОУ СОШ №12 Македонская Н.П. - МБОУ СОШ №42 Необъявляющая Н.С. - МБОУ СОШ №38 Мельникова Е.А. - МБОУ СОШ №43 Коронская Т.В. - МБОУ СОШ №30 Машкова А.А. - МБОУ Гимназия №3 |
Развитие тактильно-двигательных ощущений ⮚ пальчиковая гимнастика; ⮚ шнуровка, трафареты, эспандер; ⮚ массаж и самомассаж кистей, ладоней, пальцев рук с использованием предметов; ⮚ рисование речным песком, манной крупой; ⮚ работа с ножницами, бумагой; ⮚ игры (лего, пазлы, мозайка и др.); ⮚ раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру; ⮚ лепка; ⮚ аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга); ⮚ поделки из природных материалов; ⮚ шитье, вязание, плетение и др. ⮚ составление контуров предметов из палочек; ⮚ вырезание из бумаги правой и левой рукой; ⮚ нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера; ⮚ сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); ⮚ застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков; ⮚ доставание бусин ложкой из стакана; ⮚ стирание ластиком нарисованных предметов; ⮚ кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки; ⮚ надевание и снимание колечка (массаж пальца), массаж рук массажным мячем; ⮚ комканье платка одной рукой; ⮚ нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне». | Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма. Развития общей моторики Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, прыжки упражнения в равновесии. — бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой; — ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой; — подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе; — пройти по начерченной на полу линии; — попрыгать попеременно на одной ноге, на другой; — попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед; — повернуться туловищем направо и налево. Формирование тонко координированных графических движений — штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки; — раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности; — обведение рисунка по контуру, копирование; — рисование по опорным точкам; — дорисовывание изображений; — рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности; — разлиновка; — графический диктант.
| Развития зрительного восприятия «Что изменилось?» «Найди ошибку» «Найди отличия» «Наложенные изображения» «Спрятанные изображения» «Зашумленные изображения» и многое др. Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов, отставание в формировании пространственного ориентирования. В зрительно-пространственном восприятии большую роль играет глазодвигательная система — быстрота, точность глазодвигательных реакций, способность к конвергенции взора обоих глаз, бинокулярное зрение. Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют, в конечном счете, эффективность формирования навыков письма и чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие графомоторных навыков у младших школьников
Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Реч...
Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.
Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием....
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...
Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 12 ,, Письмо строчной буквы в,,
Письмо нового варианта буквы в и соединения с другими буквами в словах (верхнее и среднее соединения).2.Обратить внимание - овал недописан до верхней строки.3.Работа над формой буквы...
Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 13 ,, Письмо строчных и заглавных букв н ю Н Ю",,
1. Анализ букв, выделение трудных элементов: узелков и петель.2.Работа над формой строчной буквы н.3.Работа над формой строчной буквы ю .4.Закрепление букв при написании сочетаний букв, сл...