Буклет "Развитие графомоторных навыков у мадших школьников"
материал по логопедии

Мельникова Елена Александровна

Описываются методы и приемы развития графомоторных навыков у младших школиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mptg_buklet.doc363.5 КБ

Предварительный просмотр:

Графический навык включает в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.

Базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. Поэтому координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить, является неотъемлемой частью развития моторики.

Мысль и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Компоненты

графомоторной деятельности:

зрительное внимание;

зрительная память;

зрительно-пространственные отношения;

функции распределения внимания с одного объекта на другой и функции контроля;

зрительно-моторные координации;

слухо-моторные координации;

координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме);

мелкая моторика.

Несмотря на изученность вопроса развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста, продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов коррекции данных навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

МПТГ учителей-логопедов

учителей-дефектологов:

Власкина М.А. - МБОУ СОШ №12

Македонская Н.П. - МБОУ СОШ №42

Необъявляющая Н.С. - МБОУ СОШ №38

Мельникова Е.А. - МБОУ СОШ №43

Коронская Т.В. - МБОУ СОШ №30

Машкова А.А. - МБОУ Гимназия №3

Развитие

тактильно-двигательных ощущений

пальчиковая гимнастика;

шнуровка, трафареты, эспандер;

массаж и самомассаж кистей, ладоней, пальцев рук с использованием предметов;

рисование речным песком, манной крупой;

работа с ножницами, бумагой;

игры (лего, пазлы, мозайка и др.);

раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру;

лепка;

аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

поделки из природных материалов;

шитье, вязание, плетение и др.

составление контуров предметов из палочек;

вырезание из бумаги правой и левой рукой;

нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких

бусин, бисера;

сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);

застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

доставание бусин ложкой из стакана;

стирание ластиком нарисованных предметов;

кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

надевание и снимание колечка (массаж пальца), массаж рук массажным мячем;

комканье платка одной рукой;

нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне».

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма.

 Развития общей моторики

Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, прыжки упражнения в равновесии.

— бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;

— ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;

— подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;

— пройти по начерченной на полу линии;

— попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;

— попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;

— повернуться туловищем направо и налево.

Формирование тонко координированных графических движений

— штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;

— раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

— обведение рисунка по контуру, копирование;

— рисование по опорным точкам;

— дорисовывание изображений;

— рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;

— разлиновка;

— графический диктант.

                                       

Развития зрительного восприятия

«Что изменилось?»

 «Найди ошибку»

 «Найди отличия»

 «Наложенные изображения»

 «Спрятанные изображения»

 «Зашумленные изображения» и многое др.

Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов, отставание в формировании пространственного ориентирования. В зрительно-пространственном восприятии большую роль играет глазодвигательная система — быстрота, точность глазодвигательных реакций, способность к конвергенции взора обоих глаз, бинокулярное зрение. Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют, в конечном счете, эффективность формирования навыков письма и чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графомоторных навыков у младших школьников

Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Реч...

Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием....

ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...

Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 12 ,, Письмо строчной буквы в,,

Письмо нового варианта буквы  в  и соединения с другими буквами в словах (верхнее и среднее  соединения).2.Обратить внимание - овал недописан до верхней строки.3.Работа над формой буквы...

Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 13 ,, Письмо строчных и заглавных букв н ю Н Ю",,

1. Анализ букв, выделение трудных элементов: узелков и петель.2.Работа над формой строчной буквы н.3.Работа над формой строчной буквы  ю  .4.Закрепление букв при написании сочетаний букв, сл...