Логопедический массаж
презентация к уроку по логопедии
Методика проведения логопедического массажа. Комплексы массажных движений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_logopedicheskogo_massazha.pptx | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Физиологическое действие массажа Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Изменение общей нервной возбудимости; Оживление утраченных либо сниженных рефлексов; Изменение в целом функционального состояния ЦНС; Улучшение секреторной функции кожи, активизация ее лимфо - и кровообращения, что улучшает ее питание и повышает обменные процессы; Расширение капилляров, повышение увеличивающее газообмен между кровью и тканями; Оказание рефлекторного воздействия на всю лимфатическую систему, что улучшает функцию лимфатических сосудов; Повышение эластичности мышечных волокон, силы и объема их сократительной функции, работоспособности мышц; Увеличение подвижности и эластичности связочного аппарата.
Авторы методик
Задачи логопедического массажа нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии ); активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих); стимуляция проприоцептивных ощущений; подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции; уменьшение гиперсаливации ; укрепление глоточного рефлекса; афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи). Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом ( судорогами)
Виды логопедического массажа
Приемы логопедического массажа Поглаживание – рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки, кожа не должна краснеть. Производится движение в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинается и заканчивается любой сеанс массажа. Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, но не давит вглубь. Применяется с большей силой давления (прямолинейное, круговое, спиралевидное, штрихование). Разминание – выполняется смещение тканей с захватом массируемой области, способы разминания (надавливание, сжимание, перетирание, растягивание, щипки). Вибрация – это передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани. Вибрация бывает двух видов: прерывистая, непрерывная. Вариантами приёма вибрации являются потряхивание и ударная техника это поколачивание (пальцевой душ).
Массажные зоны
Приёмы расслабляющего массажа Расслабление лицевой мускулатуры: поглаживание от середины лба к вискам; поглаживание от бровей к волосистой части головы; поглаживание от линии лба вокруг глаз; поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос,продолжая линию бровей; поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее; поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа; л егкое растирание от мочек ушей к крыльям носа ; надавливающий массаж лица от корней волос вниз. Расслабление губной мускулатуры: поглаживание верхней губы от углов рта к центру; поглаживание нижней губы от углов рта к центру; поглаживание верхней губы (движение сверху вниз); поглаживание нижней губы (движение снизу вверх); поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ; точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке).
Приёмы укрепляющего массажа Укрепление лицевой мускулатуры: поглаживание лба от середины к вискам; поглаживание лба от бровей к волосам; поглаживание бровей; поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны; поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам; растирание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам); разминание лба от середины к вискам; перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи); пощипывание щек. Укрепление губной мускулатуры: поглаживание от середины верхней губы к углам; поглаживание от середины нижней губы к углам; поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа; пощипывание губ, легкое покалывание губ.
Условия проведения массажа Массаж проводится лёжа или сидя. Должно быть кресло с подголовником или кушетка, или массажный стол. Ребенку должно быть удобно. Массаж не следует проводить сразу после приема пищи, через 1,5 -2 часа. Расслабляющий массаж лучше не проводить перед занятиями, а активизирующий нельзя проводить перед сном. Перед проведением массажа логопед должен вымыть руки и протереть их спиртом. Руки должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими. Массаж языка и полости рта желательно проводить в виниловых перчатках. Все используемые инструменты должны быть одноразовыми или обработаны. Продолжительность сеанса не более 30 минут. Первые сеансы 10-15 минут, но и не менее 15 минут, иначе нет смысла. Частота массажного сеанса — ежедневно или через день, количество сеансов 10 – 15 с повтором через 2-3 недели и, при необходимости, через полгода. Массаж должен быть дифференцированным, необходимо учитывать специфику дефекта ( гипертонус или гипотонус мышц лица, губ, языка, гиперкинезы), особенности строения артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка). Схема логопедического массажа должна опираться на классический массаж и разработанные специальные массажные комплексы. Приёмы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребёнка. Руки массажиста всегда должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими. Лицо ребенка должно быть вымытым перед массажем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ
В данной статье описано применение логопедического массажа в работе с детьми по устранению нарушений звукопроизношений...
Что такое логопедический массаж и чем он полезен?
Консультация предназначена для родителей дошкольников. В доступной форме описывается необходимость логопедического массажа на органы артикуляции. Предлагаются элементы массажа кистей рук, которые могу...
Приёмы логопедического массажа.
Даны некоторые приёмы логопедического массажа....
Логопедический массаж. Массаж пальцев рук «Су-джок».
Рекомендации для родителей по выполнению массажа пальцев рук шариком «Су-джок»....
Логопедический массаж при дизартрии
Описание приемов массажа языка, щёк, губ ребенку с ДЦП со спастической тетраплегией с тяжелой формой псевдобульбарной дизартрии...
Использование логопедического массажа как активного метода воздействия, направленного на коррекцию различных речевых расстройств
Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно зн...
Методика проведения логопедического массажа. Комплексы массажных движений.
1. Методические указания к проведению расслабляющего, активизирующего массажа2. Массаж плечевого пояса, шеи, мимической мускулатуры3. Массаж мышц губ, языка, щек, мягкого, твердого неба.4. Инструмента...