Фонематические игры и упражнения со звуками для дошкольников и школьников
методическая разработка по логопедии

Юшкова Ирина Сергеевна

Ребенок с неразвитым фонематическим слухом может испытывать большие трудности не только в процессе устной речи, но и при обучении чтению и письму. Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии). Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной и красивой речи: отчетливо произносить слова (звуки), но и различать звуки языка на слух. Для развития фонематического слуха предлагаю использовать ряд игр и упражнений, в которые ребенок будет играть с удовольствием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонематические игры и упражнения со звуками для дошкольников и школьников

Цель:
развитие навыков слухового восприятия на материале неречевых звуков.
Задачи: научиться узнавать звучание игрушек, музыкальных инструментов, голосов животных и птиц, звуков окружающей действительности. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Звуки речи - это особые образования, присущие человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые процессы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой.
Фонетические знания и умения способствуют формированию речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Чтобы правильно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию. Кроме того, развитые фонетические способности позволяют по интонации речи улавливать смысл, который говорящий вкладывает в то, о чем нам сообщает.

Ребенок с неразвитым фонематическим слухом может испытывать большие трудности не только в процессе устной речи, но и при обучении чтению и письму. Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии). Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной и красивой речи: отчетливо произносить слова (звуки), но и различать звуки языка на слух.
Для развития фонематического слуха предлагаю использовать ряд игр и упражнений, в которые ребенок будет играть с удовольствием.

1. Придумай слово с любым заданным звуком, чтобы он был в начале, в середине или в конце слова. Например, со звуком [М] — матрёшка, карман, альбом.
Либо попросить ребенка определить последовательность звуков в слове, назвать второй/ третий звук в этом слове. Для игры можно использовать мяч, так игра будет проходить более динамично.

;Доскажи словечко-1» — попросите ребенка отгадать, какое слово вы задумали. Называете любой слог с нужным звуком, например, «ко», ребёнок придумывает слова (кошка, космос, конь, комната и т. д.).

;Доскажи словечко-2» — вы говорите начало слова, ребёнок заканчивает и определяет, с какого звука начинается придуманная им половинка слова. Например, теле… (телевизор, телефон, телескоп и т.д.

4.
«Добавь звук». Например, даёте «странное» слово «очка».

Пусть ребёнок поставит в начале звук [Б], получится «бочка». А если это будет звук [Д]? Или [К]? [Т]? [Н]? [П]? А можно взять малыша нежно за ушко и показать, где у человека мочка (уха), т. е. подставить ещё и звук [М].

5. Можно поиграть в подвижную старинную игру «Кузовок». Для этой игры понадобится корзинка, коробка, сумка и все, что окажется под рукой.

Ведущий объявляет: «Эй, веселая детвора, все, пожалуйста, сюда! Гляньте все на кузовок. Он содержит все на -ок».

«Вот тебе кузовок, клади в него все слова, которые оканчиваются на «-ок», обмолвишься – отдашь залог». После этого дети называют слова, которые рифмуются на «-ок» (щенок, клубок, замок…).

Тот из участников, кто не найдет, что сказать, кладет в корзину залог – карандаш, значок... По окончании игры корзину накрывают, и кто-то один достает залоги со словами: «Чей залог вытянется, что тому делать?

6. Игра-развлечение «Летела корова, сказала слово» обязательно понравится ребенку, ведь она направлена на развитие скорости реакции и внимания.

Смысл игры простой: Игроки садятся/встают в круг и каждый соединяет свои ладони с ладонями соседей определенным образом — так, чтобы внешняя сторона правой ладони касалась внутренней стороны ладони соседа справа, левая ладонь всегда лежит под правой ладонью соседа слева.

Когда игроки определили правильное положение рук, можно начинать произносить текст: «Летела корова, сказала слово, какое слово сказала корова?» Каждый игрок произносит одно слово из строки и в это время хлопает своей правой ладошкой по правой ладони соседа. Последний игрок, на ком кончается стих, называет любое слово, далее игроки вместе с хлопком называют слово по буквам. Задача последнего – не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

7. Еще одна всем знакомая игра из детства: Я знаю пять.
Итак, игрок стучит мячом об пол или хлопает в ладоши и произносит: «Я знаю пять названий цветов: роза, ромашка, астра, тюльпан, ландыш». Задача игрока — быстро придумать самому категорию предметов, которые он будет называть, и назвать пять наименований. На каждый предмет игрок хлопает в ладоши или ритмично ударяет об мол мячом. Если игрок сбился, мяч переходит к следующему участнику.
В эту игру можно играть по-разному. Договоритесь с ребенком называть слова категории только на звук «Р». Это разнообразит процесс автоматизации звука, превратив его в интересную и познавательную игру. В случае, если ребенку тяжело отбивать мяч, можно обойтись и без него, заменив бросок мяча хлопком в ладоши.

;
Измени число» — называете один предмет, а малыш говорит во множественном числе (нога — ноги). Или надо «сделать» из многих предметов один (руки — рука). Обратите внимание на то, что звук может поменяться, из твёрдого стать мягким, и наоборот. А может остаться прежним: голова — головы. Это же упражнение очень удобно использовать при отработке звуков [И] и [Ы] на конце слов.

;Назови ласково». Например, вода — водичка, ручей — ручеёк и т. д. И снова слушаете, поменялся ли нужный —звук.

;Прятки-1» — называете любое слово, ребёнок ищет, есть

ли в нём нужный звук.

11.«Прятки-2» — более сложное задание. Ребёнку нужно «искать» сразу два звука, например, парные согласные (Д) — (Т). Вы называете слова, малыш хлопает в ладоши один раз, если слышит звук [Д], и два раза, если слышит звук [Т].

12.«Скажи наоборот» — ребёнок к слову подбирает антоним, т. е. слово, противоположное по значению, например, со звуком [Л]: большой — маленький.

#1055;одбери слова, близкие по значению (синонимы), например, со звуком [О]: большой — огромный. Гласные звуки надо искать только в ударном положении, т. е. когда на нужный гласный падает ударение.
14. Найди в стишках или других текстах слова-предметы, слова-действия, слова-признаки с нужным звуком, например [Й Э]. Также можно обсудить с ребенком, что все звуки в словах звучат по-разному. Когда «Е» стоит в разных позициях, например, после согласной буквы, мы слышим мягкий согласный звук.

Как без Е сказать, что ел,

Как без Е сказать, что сел,

Дети тоже с буквой Е,

Значит Е, нужна везде!

15. Измени слово-предмет на слово-действие (или наоборот)

например: бег — бегать (бегать — бег).

16. Придумай слово-предмет с нужным звуком (кто? что?).

17. Придумай слово-действие с нужным звуком (что делать?).

18. Придумай слово-признак с нужным звуком (какой?).

19. Игра «На одну букву»

Это словесная игра, в которой нужно придумывать смешные, нелепые предложения, все слова в которых начинаются на одну и ту же букву.

Например: Карлсон купил красивые конфеты. Маленькая муха медленно мяукнула. Селедке снилось синее солнце. По желанию можно работать по схеме: предмет- признак-действие.

20. Игра-задание «Исключи гласные»

Каждый пишет согласными буквами свою фразу (пословицы, стихи, песни), а остальные пытаются угадать, что она обозначает. Например:

  • «Мама мыла раму» — «Мм мл рм»,
    «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку» «Нтшк, Нтшк, пдм кпт кртшк» и т.д.

21. «Перевёртыши»: называете ребенку слово, он должен произнести его «задом наперёд», например: сел — лес, ток — кот и т. д. Не забывайте обращать внимание на твёрдость/мягкость согласных.

22. «Поменяй звук»: например, кот — кит, стол — стул.

23. Произнеси громко/тихо.

24. Произнеси медленно/быстро.

25. Произнеси слово или стишок так, словно ты: 1) очень удивлён... 2) рассержен... 3) хвастаешься... 4) уговариваешь... 5) боишься... 6) скучаешь... 7) обрадован... 8) печалишься... 9) очень за- мёрз... 10) инопланетянин... и т. д.

26. Для шустрого и подвижного ребенка можно сделать на полу клеточки с помощью малярного скотча, тем самым превратив клеточки в знакомые для ребенка игру «классики».
Можно использовать несколько вариантов игры: 1) с помощью цифр можно отработать с ребенком слоги. Например, в слове «мак» 1 слог, поэтому ребенок должен бросить «камешек» на цифру «1» и так далее.
2) Вместо цифр используем буквы, можно каждый раз менять буквы, приклеив их на скотч. Взрослый называет слово, а ребенок должен определить каждый звук в этом слове, бросая «камешек» на определенную букву. Ребенок должен выполнять условия игры на каждом этапе: прыгать на одной ноге, на двух ногах, с мячом между ног и т.д. Эта игра развивает внимание и ловкость. Ведь каждый раз бросая «камешек» или другой мелкий предмет на нужный квадратик, нужно не попасть на «штрафные» клетки: «огонь» и «холод», иначе придется начинать все заново. Малыш будет прыгать и придумывать слова. Называть можно все что угодно.

Это только маленькая часть упражнений и игр со звуками, которые можно проводить с ребёнком, они приведены для примера. Безусловно, и родители, и все, кто с любовью развивает детей, придумают множество собственных занимательных упражнений. Желаю успеха!Изображение выглядит как рукописный текст, текст, линия, пол Автоматически созданное описание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения как средство развития мышления младших школьников

—Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно пр...

«Игры и упражнения, способствующие формированию коммуникативных УУД младших школьников»

   Предлагаю вам систему работы, которую можно использовать по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Для начала рассмотрим виды коммуникаци...

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у младших и старших дошкольников.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте, можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонема...

Презентация: «Игры и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к письму»

Презентация: «Игры и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к письму»Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной коорд...

Презентация: «Игры и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к чтению»

Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребенка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит усп...

Практические методы, советы, игры и упражнения, способствующие развитию внимания у маленьких школьников.

ПРОСТО О ГЛАВНОМ.КАК УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ УЧЕНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ И СОВЕТОВ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА....