Игры и упражнения, направленные на профилактику дисграфии
методическая разработка по логопедии (3 класс)

Волкова Анна Васильевна

Вашему вниманию были представлены разные методические разработки. Что-то можно использовать дома,  кто -то может использовать каждый в своих занятиях.

 Занятия посещают дети разных образовательных потребностей и к каждому из них должна найти подход, создать равные условия, помочь раскрыть личностный потенциал каждого, продемонстрировать умение работать слаженной командой!

Каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с патологией речи, с отклонениями в развитии или ребёнок-инвалид. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть

Развития сенсорных способностей

 

Развить ощущения, помогут следующие игры:

"Поймай киску"

 Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела, а участник мастер-класса с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы.

"Чудесный мешочек"

 В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Предлагаем на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

 

 

"Найди пару"

  Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

 Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Звенящие бутылочки»

    Умеете ли Вы распознавать звуки? Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Найдите бутылочки с одинаковым звуком.

«Мозаика»

Собрать рисунок. Назвать цвета.

«Шнуровка»

Зашнуровать фетровых животных.

«Крабик»

Отстегнуть и пристегнуть круглые фигуры к пуговицам, назвать цвета.

 

 

Артикуляторно - акустической

1. «Топни - хлопни» - логопед предлагает ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит, например, звук С и топнуть ногой, если услышит звук З. Задания даются сначала на уровне звуков, затем слогов, слов и предложений.

2. «Покажи символ». Взрослый произносит вразбивку сначала звуки, затем слоги и слова с отрабатываемой парой звуков. Ребенок должен поднять нужный символ.(Например, звук Р — собачка, Звук Л - самолетик). Сначала взрослый произносит слова в медленном темпе, затем темп увеличивается.

3. «Повтори за мной». Взрослый произносит цепочку звуков, затем слогов и слов. Например, С, С, Ш; С,Ш,С;Ш,Ш,С; САША; СА-ША-СА; СА-ША-СА-ША;СА-СА-ША-СА; СОКШОК; СОК-ШОК-СОК-СОК и др. Ребенок должен правильно повторить цепочку за взрослым.

4. «Найди лишний звук» (слог, слово). Например, С,С,Ш (звук Ш); СО- СО-ШО-СО (слог ШО),СОК, ШУМ, СУМКА, СЛОН (слово ШУМ) Задание выполняется с увеличением темпа.

 5. «Скажи наоборот» (Логопед произносит слог СА, а ребенок слог ША, логопед — СУ, ребенок — ШУ и т.д.) Слоги подбираются в зависимости от того, какой звук был дефектным.

 

 

На почве нарушения языкового анализа и синтеза.

1. «Придумай слово на заданный звук». Это упражнение нужно постоянно применять по мере знакомства со звуками и буквами в определенной последовательности.

2. «Какого звука не хватает?» (лу. (к) - лук, су.(п) - суп, (ш).уба - шуба, ра.(м)а - рама) и др.

3. «Выбери картинки, в названиях которых есть заданный звук»

4. «Назови все звуки в слове по порядку» (н, о, с = нос; р, у, б, а, ш, к, а = рубашка)

5. «Назови в слове только гласные звуки» (лиса — и,а)

 6. «Назови в слове только согласные звуки (сумка -с, м, к)

7. «Слова» - детям предлагается придумать новое слово на последний звук предыдущего слова (нос-сок-кот-танки-игры и т.д.)

 8. «Словесные цепочки» - придумывание нового слова на последний слог предыдущего (палка-кабан-банка-Катя и т.д.)

 9. «Телеграф» - деление слов на слоги с проговариванием каждого слога и отбиванием на каждый слог по столу рукой. (ма-ши-на, у-лит-ка, ра-ки, дом) и др.

 10. «Составь слово из звуков» (д,о,м=дом, м,а,м,а=мама и др.)

11. «Составь слово из слогов» (у-ли-ца=улица, ма-лина=малина) и др.

 12. «Собери слово из звуков» (с,н,о=нос, х,у,м,а=муха) и др.

13. «Собери слово из слогов» (ги,кни=книги, са,Ла,ри=Лариса и др.)

14. «Придумай предложение» (слово «лодка» - Рыбак сидит в лодке.) По мере усвоения материала задание можно усложнить: составить предложение только из двух (трех, четырех слов); назвать все слова в предложении по порядку, затем вразбивку; назвать позицию слова по отношению его к другим словам, используя предлоги: ЗА,ПЕРЕД,МЕЖДУ; назвать «соседей» нужного слова.

 15. «У кого длиннее предложение» - увеличение количества слов в предложении с последующим анализом. (Мама купила овощи.- Моя мама купила овощи.-Моя мама купила вкусные овощи. - Моя мама купила вкусные свежие овощи и т.д.)

16. «Найди самое длинное и самое короткое слово в предложении» (деление слов на слоги и выделение предлога - На машине везут песок. НА-предлог (короткое слово), ма-ши-не самое длинное слово в предложении - три слога).

17. «Собери предложение из слов» (на, мальчик, велосипед, едет = Мальчик едет на велосипеде.)

 

Игры и упражнения направленные на профилактику аграмматической  дисграфии

1. «Один-много» - образование форм единственного и множественного числа существительных (стол - столы, кукла - куклы, окно - окна и др.

 2. «Он - они» - образование глаголов настоящего времени множественного числа (строит - строят, играет - играют и др.)

3. «Доскажи словечко» - образование глаголов прошедшего времени мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа (Мальчик в дом.(зашел). Девочка в класс (зашла). Солнце за лес.(зашло).

4. «Назови ласково», «Большой - маленький», «Назови детеныша» - образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами ( лиса - лисичка, заяц - зайчик; шкаф - шкафчик, кровать-кроватка; кошка –котенок - котята, волк – волчонок - волчата и др.)

5. «Чей предмет?», «Чей хвост?» - образование притяжательных прилагательных (платье мамы - мамино платье, книга дедушки - дедушкина книга; хвост зайца - заячий хвост, хвост медведя - медвежий хвост и др.)

 6. «Из чего сделано?» - образование относительных прилагательных (дом из дерева - деревянный дом, компот из вишни - вишневый компот, гвоздь из железа - железный гвоздь и др.)

7. «Бусы» - согласование прилагательных с существительными в роде, числе. Чем больше слов, тем длиннее бусы. (снег (какой?) - белый, пушистый, холодный, мягкий, мокрый, липкий и др., снежинки (какие?) - белые, легкие, резные, красивые и др.; окно (какое?) - большое, светлое, чистое и др.) 8. «Один – два - пять» - согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже ( один дом - два дома - пять домов; одна дверь - две двери - пять дверей, одно окно - два окна - пять окон и др.)

 9. «Кто больше?» - распространение предложений однородными членами (У Маши красное яблоко. У Маши красное, вкусное, спелое, большое яблоко.) Выигрывает ребенок, который придумает самое длинное предложение. 1

0. «Большущее» - образование имен существительных с увеличительными суффиксами (рука-ручища, волк-волчище, дом-домище и др.)

 11. «Отгадай слово - действие, которое задумал твой товарищ» - образование возвратных глаголов (у-шел, улетел, у-плыл и др.; при-шел, при-нес,при-гнал и др.) Один ребенок называет приставку (начальную часть слова) и совершает показ действия, другой ребенок должен отгадать, какое слово загадал его товарищ.

12. «Закончи предложение» - составление предложений с противопоставлением (Мы хотели посмотреть мультфильмы, но у нас сломался телевизор.) и сложноподчиненных предложений с придаточного времени (Мы посмотрели мультфильмы, когда починили телевизор.)

13. «Скажи наоборот» - образование антонимов (добро - зло, радость-горе, большой - маленький, толстый - тонкий, кричит-молчит и др.)

14. «Придумай предложение по картинке» - употребление предложно-падежных конструкций с предлогами В, НА, ПЕРЕД, ОКОЛО, ЗА, НАД, ПОД (Птичка сидит в клетке. Птичка летает за клеткой. Птичка сидит на клетке. Птичка летает под клеткой. Птичка летает над клеткой. И т. д.)

Игры и упражнения, направленные на профилактику оптической дисграфии

1. Рисовать, обводить, закрашивать, заштриховывать буквы, складывать буквы из счетных палочек, лепить буквы из пластилина, выкладывать буквы из бус, собирать буквы из частей-элементов, составляющих буквы, выкладывать буквы из крупы на пластине, лепить их из пластилина.

2. Заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв (Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.)

 3. Угадывание буквы по написанию в воздухе, на столе, на ладони ребенка.

 4. Проговаривать схему написания буквы: (Например, буква Н -две длинные вертикальные палочки - спинки, перекладинка — матрасик, получается кроватка).

 5. Придумывание названий предметов, на которые похожа буква (Ж- на жука, Д на дом, А -на крышу, Л -на шалаш и т.д.)

6. «Допиши букву» (Ребенку предлагается узнать букву без какого-то одного элемента, дописать и назвать ее.)

7. «Наложенные изображения» - (Ребенку предлагается узнать и назвать буквы, изображения которых наложены одно на другое)

 8. «Зашумленные изображения букв» (Ребенку предлагается узнать заштрихованные буквы, назвать и записать их).

 9. «Найди ошибку и исправь ее» (Ребенку предлагаются правильно и неправильно написанные буквы. Ребенок находит неправильно написанные буквы и исправляет их написание.)

Игры и игровые упражнения для развития зрительно-пространственной координации

1. Сравнить две картинки и найти отличия, используя при сравнении слова: слева, справа, вверху, внизу, около, за, в левом верхнем углу и т.д. 2. Пройти по лабиринту.

3. Дорисовать недостающие детали у предметов.

4. Продолжить узор.

5. Запомнить и назвать предметы, нарисовать их на листе бумаги.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №30»

Игры и упражнения направленные

на профилактику

дисграфии

Методическая разработка

Волкова А.В.

Учитель - логопед

Тамбов

Вашему вниманию были представлены разные методические разработки. Что-то можно использовать дома, что-то может использовать каждый в своих занятиях.

 Занятия посещают дети разных образовательных потребностей и к каждому из них должна найти подход, создать равные условия, помочь раскрыть личностный потенциал каждого, продемонстрировать умение работать слаженной командой!

Каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с патологией речи, с отклонениями в развитии или ребёнок-инвалид. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть

Развития сенсорных способностей

Развить ощущения, помогут следующие игры:

"Поймай киску"

 Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела, а участник мастер-класса с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы.

"Чудесный мешочек"

 В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Предлагаем на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Найди пару"

  Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

 Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Звенящие бутылочки»

    Умеете ли Вы распознавать звуки? Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Найдите бутылочки с одинаковым звуком.

«Мозаика»

Собрать рисунок. Назвать цвета.

«Шнуровка»

Зашнуровать фетровых животных.

«Крабик»

Отстегнуть и пристегнуть круглые фигуры к пуговицам, назвать цвета.

Артикуляторно - акустической

1. «Топни - хлопни» - логопед предлагает ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит, например, звук С и топнуть ногой, если услышит звук З. Задания даются сначала на уровне звуков, затем слогов, слов и предложений.

2. «Покажи символ». Взрослый произносит вразбивку сначала звуки, затем слоги и слова с отрабатываемой парой звуков. Ребенок должен поднять нужный символ.(Например, звук Р — собачка, Звук Л - самолетик). Сначала взрослый произносит слова в медленном темпе, затем темп увеличивается.

3. «Повтори за мной». Взрослый произносит цепочку звуков, затем слогов и слов. Например, С, С, Ш; С,Ш,С;Ш,Ш,С; САША; СА-ША-СА; СА-ША-СА-ША;СА-СА-ША-СА; СОКШОК; СОК-ШОК-СОК-СОК и др. Ребенок должен правильно повторить цепочку за взрослым.

4. «Найди лишний звук» (слог, слово). Например, С,С,Ш (звук Ш); СО- СО-ШО-СО (слог ШО),СОК, ШУМ, СУМКА, СЛОН (слово ШУМ) Задание выполняется с увеличением темпа.

 5. «Скажи наоборот» (Логопед произносит слог СА, а ребенок слог ША, логопед — СУ, ребенок — ШУ и т.д.) Слоги подбираются в зависимости от того, какой звук был дефектным.

На почве нарушения языкового анализа и синтеза.

1. «Придумай слово на заданный звук». Это упражнение нужно постоянно применять по мере знакомства со звуками и буквами в определенной последовательности.

2. «Какого звука не хватает?» (лу. (к) - лук, су.(п) - суп, (ш).уба - шуба, ра.(м)а - рама) и др.

3. «Выбери картинки, в названиях которых есть заданный звук»

4. «Назови все звуки в слове по порядку» (н, о, с = нос; р, у, б, а, ш, к, а = рубашка)

5. «Назови в слове только гласные звуки» (лиса — и,а)

 6. «Назови в слове только согласные звуки (сумка -с, м, к)

7. «Слова» - детям предлагается придумать новое слово на последний звук предыдущего слова (нос-сок-кот-танки-игры и т.д.)

 8. «Словесные цепочки» - придумывание нового слова на последний слог предыдущего (палка-кабан-банка-Катя и т.д.)

 9. «Телеграф» - деление слов на слоги с проговариванием каждого слога и отбиванием на каждый слог по столу рукой. (ма-ши-на, у-лит-ка, ра-ки, дом) и др.

 10. «Составь слово из звуков» (д,о,м=дом, м,а,м,а=мама и др.)

11. «Составь слово из слогов» (у-ли-ца=улица, ма-лина=малина) и др.

 12. «Собери слово из звуков» (с,н,о=нос, х,у,м,а=муха) и др.

13. «Собери слово из слогов» (ги,кни=книги, са,Ла,ри=Лариса и др.)

14. «Придумай предложение» (слово «лодка» - Рыбак сидит в лодке.) По мере усвоения материала задание можно усложнить: составить предложение только из двух (трех, четырех слов); назвать все слова в предложении по порядку, затем вразбивку; назвать позицию слова по отношению его к другим словам, используя предлоги: ЗА,ПЕРЕД,МЕЖДУ; назвать «соседей» нужного слова.

 15. «У кого длиннее предложение» - увеличение количества слов в предложении с последующим анализом. (Мама купила овощи.- Моя мама купила овощи.-Моя мама купила вкусные овощи. - Моя мама купила вкусные свежие овощи и т.д.)

16. «Найди самое длинное и самое короткое слово в предложении» (деление слов на слоги и выделение предлога - На машине везут песок. НА-предлог (короткое слово), ма-ши-не самое длинное слово в предложении - три слога).

17. «Собери предложение из слов» (на, мальчик, велосипед, едет = Мальчик едет на велосипеде.)

Игры и упражнения направленные на профилактику аграмматической  дисграфии

1. «Один-много» - образование форм единственного и множественного числа существительных (стол - столы, кукла - куклы, окно - окна и др.

 2. «Он - они» - образование глаголов настоящего времени множественного числа (строит - строят, играет - играют и др.)

3. «Доскажи словечко» - образование глаголов прошедшего времени мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа (Мальчик в дом.(зашел). Девочка в класс (зашла). Солнце за лес.(зашло).

4. «Назови ласково», «Большой - маленький», «Назови детеныша» - образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами ( лиса - лисичка, заяц - зайчик; шкаф - шкафчик, кровать-кроватка; кошка –котенок - котята, волк – волчонок - волчата и др.)

5. «Чей предмет?», «Чей хвост?» - образование притяжательных прилагательных (платье мамы - мамино платье, книга дедушки - дедушкина книга; хвост зайца - заячий хвост, хвост медведя - медвежий хвост и др.)

 6. «Из чего сделано?» - образование относительных прилагательных (дом из дерева - деревянный дом, компот из вишни - вишневый компот, гвоздь из железа - железный гвоздь и др.)

7. «Бусы» - согласование прилагательных с существительными в роде, числе. Чем больше слов, тем длиннее бусы. (снег (какой?) - белый, пушистый, холодный, мягкий, мокрый, липкий и др., снежинки (какие?) - белые, легкие, резные, красивые и др.; окно (какое?) - большое, светлое, чистое и др.) 8. «Один – два - пять» - согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже ( один дом - два дома - пять домов; одна дверь - две двери - пять дверей, одно окно - два окна - пять окон и др.)

 9. «Кто больше?» - распространение предложений однородными членами (У Маши красное яблоко. У Маши красное, вкусное, спелое, большое яблоко.) Выигрывает ребенок, который придумает самое длинное предложение. 1

0. «Большущее» - образование имен существительных с увеличительными суффиксами (рука-ручища, волк-волчище, дом-домище и др.)

 11. «Отгадай слово - действие, которое задумал твой товарищ» - образование возвратных глаголов (у-шел, улетел, у-плыл и др.; при-шел, при-нес,при-гнал и др.) Один ребенок называет приставку (начальную часть слова) и совершает показ действия, другой ребенок должен отгадать, какое слово загадал его товарищ.

12. «Закончи предложение» - составление предложений с противопоставлением (Мы хотели посмотреть мультфильмы, но у нас сломался телевизор.) и сложноподчиненных предложений с придаточного времени (Мы посмотрели мультфильмы, когда починили телевизор.)

13. «Скажи наоборот» - образование антонимов (добро - зло, радость-горе, большой - маленький, толстый - тонкий, кричит-молчит и др.)

14. «Придумай предложение по картинке» - употребление предложно-падежных конструкций с предлогами В, НА, ПЕРЕД, ОКОЛО, ЗА, НАД, ПОД (Птичка сидит в клетке. Птичка летает за клеткой. Птичка сидит на клетке. Птичка летает под клеткой. Птичка летает над клеткой. И т. д.)

Игры и упражнения, направленные на профилактику оптической дисграфии

1. Рисовать, обводить, закрашивать, заштриховывать буквы, складывать буквы из счетных палочек, лепить буквы из пластилина, выкладывать буквы из бус, собирать буквы из частей-элементов, составляющих буквы, выкладывать буквы из крупы на пластине, лепить их из пластилина.

2. Заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв (Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.)

 3. Угадывание буквы по написанию в воздухе, на столе, на ладони ребенка.

 4. Проговаривать схему написания буквы: (Например, буква Н -две длинные вертикальные палочки - спинки, перекладинка — матрасик, получается кроватка).

 5. Придумывание названий предметов, на которые похожа буква (Ж- на жука, Д на дом, А -на крышу, Л -на шалаш и т.д.)

6. «Допиши букву» (Ребенку предлагается узнать букву без какого-то одного элемента, дописать и назвать ее.)

7. «Наложенные изображения» - (Ребенку предлагается узнать и назвать буквы, изображения которых наложены одно на другое)

 8. «Зашумленные изображения букв» (Ребенку предлагается узнать заштрихованные буквы, назвать и записать их).

 9. «Найди ошибку и исправь ее» (Ребенку предлагаются правильно и неправильно написанные буквы. Ребенок находит неправильно написанные буквы и исправляет их написание.)

Игры и игровые упражнения для развития зрительно-пространственной координации

1. Сравнить две картинки и найти отличия, используя при сравнении слова: слева, справа, вверху, внизу, около, за, в левом верхнем углу и т.д. 2. Пройти по лабиринту.

3. Дорисовать недостающие детали у предметов.

4. Продолжить узор.

5. Запомнить и назвать предметы, нарисовать их на листе бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемы чтения и письма. Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии

Все чаще в наше время можно встретить детей с нарушением письменной речи (дисграфии и дислексии.) Родители недоумевают: «Почему мой ребенок пишет с ошибками?» А учителя пожимают плечами: «учите ...

«Система дидактических игр и упражнений, направленных на предупреждение дисграфии».

В данной работе предлагается материал по устранению ошибок в письменной речи учащихся в классе коррекции....

Игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии у учащихся начальных классов.

Семинар-практикум для учителей начальной школы по коррекции нарушений письменной речи....

Игровые технологии. Игры и упражнения для детей, страдающих дисграфией

Предлагаемые варианты игр помогут ребенку бороться со своей проблемой и добиваться улучшения грамотности. Важно только выполнять их систематически и в хорошем настроении. Результат вас порадует обязат...

Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии.

Буклет содержащий ряд игр, направленных на коррекцию дисграфии и дислексии....

Семинар - практикум для родителей Игры и упражнения направленные на развитие оптико-пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии

оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития развитие оптико-пространственного ориентирования, способствующими профилактике оптической дисграфии....

Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии

Дислексия наиболее ярко начинает проявляться в младшей школе. В возрасте 7-8 лет ребенок не может справиться с освоением навыков чтения. Он путает слоги, медленно составляет слова и, даже если справля...