Рекомендации родителям, имеющих детей с РАС
статья по логопедии

Данный материал является методическим пособием для родителей, имеющих детей с РАС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный

комплекс методов и способов взаимодействия с ребѐнком. На успешность

отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание

ответственности, ожидания и надежды. Влияние фактора семьи на жизнь

любого человека нельзя недооценивать. А в случае семей, где дети с

расстройством аутистического спектра, он играет ведущую роль. Цель

родителей — создать такой стиль воспитания, при котором раскроются

способности и будут поняты будущие возможности.

Консультация для родителей

«Рекомендации родителям детей с РАС»

Что ни в коем случае не должны делать родители детей с расстройством

аутистического спектра.

   Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный

комплекс методов и способов взаимодействия с ребѐнком. На успешность

отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание

ответственности, ожидания и надежды. Влияние фактора семьи на жизнь

любого человека нельзя недооценивать. А в случае семей, где дети с

расстройством аутистического спектра, он играет ведущую роль. Цель

родителей — создать такой стиль воспитания, при котором раскроются

способности и будут поняты будущие возможности.

   Данный текст предлагает родителям советы, направленные на улучшение

качества взаимоотношений.

1. Не пренебрегайте личной психической гигиеной.

Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на

жизнь и здоровье ребѐнка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и

т.п. препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам

ребѐнка. Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные

потребности. Доброжелательная атмосфера в семье существенно повышает

шансы детей с аутизмом к адаптации в социуме.

Примеры:

а) Крики и ругань в семье могут напугать ребѐнка с РАС, вызвать у него

истерику.

б) Раздражительность родителя повышает тревожность ребѐнка,

вследствие чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в

себя.

2. Не отождествляйте себя с ребѐнком.

   Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком

положении дел родитель болезненно воспринимает любое отклонение от

ожиданий, которые он питает в отношении ребѐнка, переживает его неудачи

как свои собственные. Ребенок под гиперопекой испытывает проблемы с

приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем

отрицательно скажется во взрослой жизни. Разумный подход в данном

случае — обучение, а не обслуживание.

   Примеры:

а) Ребѐнок с РАС не умеет завязывать шнурки: родитель должен

неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование

до тех пор, пока ребѐнок не научится сам, плохим вариантом будет делать

это за ребѐнка постоянно.

б) Ребѐнок не умеет посещать магазин и делать покупки: обучайте его

методом мелких шажков — сперва научите брать один нужный продукт,

затем несколько, потом покажите процесс оплаты покупок, отправьте за

продуктами или вещами по списку, обязательно будьте на связи (вдруг у

ребѐнка возникнут вопросы).

3. Не забывайте о необходимости самообразования.

Регулярное чтение научных работ специалистов в области расстройства

аутистического спектра, личных блогов и форумов родителей,

воспитывающих таких же детей, может быть полезно. При этом важно

помнить, что необходим системный подход, а не хаотичное перебирание

различных вариантов на основе чужого положительного опыта. В первую

очередь нужно ориентироваться на вашего конкретного ребѐнка и его

характеристики. Если они не полностью вписываются в группы,

предложенные, например, Л.Уинг или О.Никольской, комбинируйте

методики, исходя из реакций ребѐнка.

   Примеры:

а) Не копируйте слепо чужие способы воспитания, понаблюдайте за

вашим ребѐнком и найдите действенные для него методы.

4. Не игнорируйте сильные стороны ребѐнка с РАС.

Любые родители и дети — разные личности с различающимися наборами

способностей. Ребѐнок с аутизмом — это еще и наличие иного когнитивного

стиля. Специальные интересы могут стать профессией. В любом случае

поощряйте их, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача — помочь

понять будущие действия, а не обесценить занятия ребѐнка.

   Примеры:

а) Ребѐнок много времени проводит с буквами: предложите ему

клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем,

то сможет набирать данные.

б) Ребѐнок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию,

пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий

художник, то вполне может получиться иллюстратор, специалист по

векторной графике и т.д.

5. Не занимайтесь насильственной социализацией ребенка с РАС.

Навыки вступать в коммуникации, поддерживать их, устанавливать

взаимные связи сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в

данной области ведут к замкнутости, тревожному расстройству личности и

депрессии. Любое хождение в коллектив сверстников должно вызывать у

ребѐнка удовлетворение, а не истерику или перегрузку.

    Примеры:

а) Не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить

их принять его в игру, но если ребѐнок испытывает дискомфорт, то лучше

поиграйте с ним вдвоѐм или дайте ему заняться чем-то самостоятельно.

б) Не ставьте цель добиться зрительного контакта — дети с РАС

прекрасно обходятся без него, принуждение не повысит их внимание, а

вызовет тревогу.

6. Не отмахивайтесь от сенсорных особенностей ребѐнка

Известно, что сенсорное восприятие детей с РАС (как и взрослых) имеет

свои особенности. Тщательно изучите все потребности вашего ребѐнка в этой

области. Представьте, что всѐ вокруг вас орѐт на самом высоком уровне

громкости, слепит, давит. Это то, что ощущает и осознаѐт ваш ребѐнок. Ваша

задача — облегчить ему это состояние.

   Примеры:

а) Ребѐнок закрывает уши или глаза — это признак перегрузки, затемните

помещение, выключите источник звуков (телевизор, радио), если вы в

торговом центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребѐнка.

б) Одежда тоже может вызывать перегрузку: слишком плотная, из

раздражающего материала (шѐлк, шерсть), если ребѐнок стягивает с себя

вещи, то попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь

навязывать, приобретите одежду из других материалов и другого размера.

7. Не применяйте физическое насилие.

Наказание ремнѐм, шлепки, удары и любое иное физическое воздействие

на детей недопустимы. Ни опыт предшествующих поколений, ни трудности с

воспитанием, ни личное тяжѐлое эмоциональное состояние родителя не

могут быть оправданием такого рода действий.

Советы родителям детей с РАС.

   Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому

обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для

эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие

ребѐнка соблюдали следующие рекомендации: Соблюдение режима дня.

Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все

действия фотографиями. Так ребѐнок уже будет подготовлен к действиям.

Нужно как можно больше стараться играть с ребѐнком в совместные игры. В

самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша,

позже дополнять их новыми видами деятельности. В игровую деятельность

нужно включать людей из ближайшего окружения ребѐнка. Хорошим

решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все

успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребѐнка. Это делается для

того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша. Посещать

занятия со специалистами. За любой успех ребѐнка надо поощрять. Подбор

заданий строится по принципу от простого к сложному.

Перспективы детей с РАС.

   Что же ждѐт в дальнейшем ребѐнка, имеющего аутистический синдром?

Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться

его сгладить, чтобы он был, как можно менее заметен. Точного прогноза

никто дать не сможет. Всѐ зависит от степени тяжести аутистического

расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная

работа. Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной

интеграции в социум аутистичные черты всѐ равно останутся, просто не

будут ярко выраженными.

   Может быть, ребѐнка не удастся полностью ввести в общество, и

коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных

прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный

настрой, ведь ребѐнок с РАС очень нуждается в поддержке.



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ !!!

Рекомендации родителям по развитию мышления ребёнка 

Учите ребёнка:
— Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
— Описывать различные свойства окружающих его предметов.
— Узнавать предметы по заданным признакам.
— Разделять предметы на классы, группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков.
— Находить противоположные по значению понятия.
— Определять родо- видовые отношения между предметами и понятиями.

Рекомендации по развитию памяти детей
— Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребёнок, был ему понятен.
— Время на изучение материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
— Попросите ребёнка выученный материал повторить на второй день.
— При заучивании предлагайте ребёнку проговаривать вслух.
— Заинтересуйте ребёнка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
— При появлении у ребёнка явных признаков утомления сделайте перерыв.

Рекомендации по развитию процессов внимания у детей
Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:
— выкладывание узора из мозаики;
— выкладывание фигуры из палочек по образцу;
— нахождение различий в двух похожих картинках;
— нахождение двух одинаковых предметов среди множества;
— нанизывание бусинок по образцу;
— срисовывание по клеточкам;
— нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
При выполнении заданий не торопите ребёнка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.
Устраните отвлекающие факторы.

Рекомендации по развитию восприятия
Научите ребёнка:
— Различать цвета и их оттенки.
— Различать форму предметов и геометрические фигуры.
— Делить фигуры на 2,4 равные части.
— Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
— Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
— Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
— Различать и называть части суток, их последовательность.
— Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.
— Знать дни недели, месяцы года.

Воспитание волевых качеств, заинтересованности в учении
— Предоставьте детям больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает открытия сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде
— Проявляйте сами интерес к знаниям, создавайте положительный эмоциональный фон.
— Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его рост, терпение, старание.
— Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказываний, обращённых к ребёнку.
— Давая негативную оценку действиям ребёнка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…». В этих случаях ребёнок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
— Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась на его личность, т.е. ребёнка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребёнка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний.
— Оценивайте объективно возможности и способности своего ребёнка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми — только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!». Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.
— Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребёнком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно. Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.
— В отношениях с ребёнком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным.

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики
Научите ребёнка:
— Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
— Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
— Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
— Заводить будильник, игрушки ключиком.
— Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
— Резать ножницами (желательно небольшого размера).
— Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
— Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
— Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
— Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
— Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
— Делать пальчиковую гимнастику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский кейс с рекомендациями и советами для родителей, имеющими детей с СДВГ

Представлен родительский кейс с рекомендациями и  советами для родителей, имеющими детей с СДВГ. В нем описано понятие СДВГ, проявление гиперактивности, признаки  нарушений внимания у детей....

Рекомендации для родителей, имеющих детей с ОВЗ

Уважаемые родители! Помните, что успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством всех специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей. Что не может сделать один, мы...

Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов

Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья  по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов...

Рекомендации родителям имеющих детей инвалидов

Памятки родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья...

Рекомендации психолога родителям, имеющим детей с ОВЗ

Рекомендации психолога родителям, имеющим детей с ОВЗ...

Рекомендации родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье предоставляются рекомендации родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья...