Предложение. Слово
план-конспект по логопедии

Байгильдина Гульзана Байрамгалимовна

Конспект фронтального логопедического занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_2_predlozhenie_slovo.docx628.7 КБ
Файл dokument_microsoft_word.docx57.13 КБ
Файл prilozhenie_21.docx614.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Тема. Предложение. Слово.

Байгильдина Г.Б., учитель-логопед

Цели: закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст». Развивать  навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов; развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки; формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.  Уточнить  представления детей о строении человеческого тела и  назначении отдельных частей тела, закрепить ориентирование в пространстве. Воспитывать  умение слушать себя и окружающих;  воспитывать личную ответственность за выполнение работы.

Оборудование: игрушка Дракончик, конверт с написанными заданиями для детей,  компьютер, предметные и сюжетные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Повтори:

СА-са-са - вот летит оса.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ос-ос-ос – у Сани пёс.

Су-су-су –в лесу увидели лесу.

II. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика.

    - Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять гимнастику для нашего язычка,  чтобы он правильно произносил звуки. Поставьте зеркала перед собой на парте.

1. Вкусное варенье.

2. Иголочка.

3. Лопаточка.

4. Наказать непослушный язычок.

5.  Чашечка.

Упражнение на дыхание - «Султанчики».

III. Работа над темой.

- Ребята,  нам прислал письмо  Дракончик! А в конверте письмо с заданиями.

- Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

- Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

- Какой письменной или устной  речью является письмо, которое написал Дракончик? (Письменной речью.)

- Да, если бы не письменная речь Дракончик смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

- Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать.

 Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной?

http://900igr.net/datas/pedagogika/Obuchenie-detej-v-shkole/0027-027-Razgovornaja-rech.jpg                          https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSOD-w2kvILTz-B8RSE8PEuwU_8MK2ltl1uDU7c__lBLbnUUd6g

  • Составьте слово из букв.

М,И,Р

К,о,т

- Если переставить буквы, какое новое слово получится?

  • Составление предложений по картинке:

- Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения.

Листья опадают.

Часто идут дожди.

Птицы улетают на юг.

Люди загорают на пляже.

Дети пошли в школу.

http://www.poetryclub.com.ua/upload/poem_all/00453981.jpg                    http://www.poetryclub.com.ua/upload/poem_all/00199672.jpg

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRqfcrMai9LqCzq7OItakzqd3YGbmlHb1eA2ZLZOFvZ2yX6ZJVNJQ         http://mirsovet.ru/images/stories/pravilno_zagorat_5.jpg

     http://chudetstvo.ru/foto/albums/userpics/10002/www_chudetstvo_ru_pervoe_sentyabrya_den_znaniy_5.jpg

- Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Люди загорают на пляже.)

- Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.)

  • Составление графических схем предложений.

- Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

- Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

- Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

- Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

- Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

- Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

- Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

- Давайте, вспомним, как можно записать предложение не зная букв. Каждое предложение можно записать, обозначить его с помощью схемы. Так легче определить, сколько слов в предложении и сколько мы сказали предложений.

Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.

- Ребята, Дракончик  приготовил для вас еще задание! Составьте графические схемы этих  предложений.

- Проверим, кто правильно составил графические схемы предложений.

VI. Физминутка

Дракоша. (презентация)

VII. Определение границ предложений в тексте.

- Ребята, выполним ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения.

      Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

VI I. Определение частей тела у Буратино.

- Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Знать строение своего тела, значит, знать самих себя.

- Ребята, а какая часть тела у человека самая «умная»? (Голова). 
Быть у каждого должна очень умной" голова.


- Какие части тела человека вы можете ещё назвать и показать?


Есть на пальцах наших ногти, На руках — запястья, локти.
Темя, плечи, лоб и грудь  И лопатки не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп.
Есть колени и спина, Но она всего одна.
Есть у нас на голове Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски,  И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой. Это человек такой.

- Назовите одним словом: голова, спина, нос, рот – это что? (Части тела).

 - Туловище имеет руки и ноги.

- Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/.

- А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.

- А, чего нет у животных – лица.

- А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.

- Покажите правую руку, топните левой ногой, поверните голову вправо.

  • Образование существительных множественного числа.

Игра с мячом: «Один – много».

- А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.

            Ухо – уши,  шея-, глаз -, волос -, голова -, лоб-, рот -, нос -, щека -, палец -, локоть -, бровь - ….

  • Согласование существительного с числительным.

Игра «Подумай и ответь». Поможем Дракоше и Буратино

- Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/

- Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/

- Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/

- Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

  • Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ».

не нос – а … /носище/, а у другого /носик/.

не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/.

руки, ноги, лоб, глаз, волосы)

  • Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот»

лицо грустное - /веселое/

волосы темные - /светлые/

волосы длинные- /короткие/

волосы прямые - /кудрявые/

нос большой - /маленький/

толстый -/худой/

высокий- /низкий/

  • Многозначность слов.

- Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Ручка – у двери, у сумки, авторучка;

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула;

Кисти – малярная, кисть винограда;

Язычок – у ботинка, пирожное;

Ножки – у стула, у гриба.

VIII. Развитие неречевых процессов.

C:\Users\Админ\Desktop\мальчик -половинка.jpg

XI. Итог занятия

- Ребята,  нам прислал письмо  Дракончик! А в конверте письмо с заданиями.

- Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

- Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

- Какой письменной или устной  речью является письмо, которое написал Дракончик? (Письменной речью.)

- Да, если бы не письменная речь Дракончик смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

- Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Админ\Desktop\мальчик -половинка.jpgC:\Users\Админ\Desktop\мальчик -половинка.jpgC:\Users\Админ\Desktop\мальчик -половинка.jpg



Предварительный просмотр:

http://900igr.net/datas/pedagogika/Obuchenie-detej-v-shkole/0027-027-Razgovornaja-rech.jpghttps://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSOD-w2kvILTz-B8RSE8PEuwU_8MK2ltl1uDU7c__lBLbnUUd6g 

М,    И,       Р

К,   О,    Т

http://www.poetryclub.com.ua/upload/poem_all/00453981.jpghttp://www.poetryclub.com.ua/upload/poem_all/00199672.jpg

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRqfcrMai9LqCzq7OItakzqd3YGbmlHb1eA2ZLZOFvZ2yX6ZJVNJQhttp://mirsovet.ru/images/stories/pravilno_zagorat_5.jpg

http://chudetstvo.ru/foto/albums/userpics/10002/www_chudetstvo_ru_pervoe_sentyabrya_den_znaniy_5.jpgF:\конспекты Пучина 1 класс\ОНР, ФФНР\kartinki24_ru_fantasy_dracons_0004.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст, предложение, слово – единицы языка и речи. 3 класс

Конспект урока русского языка. Текст, предложение, слово – единицы языка и речи. 3 класс....

Презентация "Текст, предложение, слово – единицы языка и речи". 3 класс

Урок русского языка «Текст, предложение, слово – единицы языка и речи». 3 класс...

презентация к уроку "Предложение.слово.слог"

Данная презентация подходит к учебнику "Азбука"  В.Г.Горецкого,В.А.Кирюшкина и др.  составлена в соответсвтвии с ФГОС...

"Предложение.Слово.Слог."

Проверочная работа "Предложение.Слово.Слог."...

Урок русского языка в 1 классе УМК "Школа России" Тема:" Дополнение предложений словами"

Материал содержит конспект урока русского языка  в 1 классе УМК  "Школа России" Тема урока: "Дополнение предложений словами"...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК "России" Тема урока "Дополнение предложения словами"

Материал содержит презентацию к уроку русского языка в 1 классе по те "Дополнение предложений словами"...

урок обучения грамоте по теме "Предложение. Слово. Звуки и буквы. Ударение."

Повторение и обощение знаний о предлжении, слове, зуках и буквах, ударении. Игра: в гости к кукле на День Рожения....