"Современная среда обучения как элемент социальной интеграции детей с задержкой психического развития"
учебно-методический материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Адаптация образовательной системы к потребностям обучающихся с задержкой психического развития. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития. Основные подходы к обучению детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hohlova_e.g._1.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Современная среда обучения как элемент социальной интеграции детей с задержкой психического развития».
Учитель-логопед
МБОУ СОШ №3
Хохлова Э.Г.
г. Ноябрьск
2023 г.
Инклюзивное образование предполагает адаптацию образовательной системы к потребностям обучающегося с ЗПР. Особые образовательные потребности таких детей определяют построение учебного процесса, его структуру и содержание.
Рекомендации о возможности обучения ребёнка с ЗПР и специальные образовательные условия даёт ТПМПК. Получение обучающимся с задержкой психического развития образования в условиях инклюзивного обучения означает, что такой учащийся получает образование, сопоставимое по конечному уровню с образованием здоровых сверстников. Ребёнок полностью осваивает основную образовательную программу (ФГОС) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники.
Основной задачей является создание в общеобразовательной организации специальных условий, при которых ребёнок с ЗПР может реализовать своё право на получение образования.
Основные формы организации учебной деятельности детей с ЗПР
Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ЗПР на основе вариативных подходов:
- в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от г. № 286, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации г., рег. номер – 64100; Федеральная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023);
- в отдельных специальных коррекционных классах для детей с ОВЗ (образовательный процесс организуется в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида для обучающихся с ОВЗ);
- совместно с другими детьми в обычных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- обучение на дому или в медицинских организациях для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, части 10, 11 ст. 66ьФедерального закона № 273-ФЗ).
При организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР необходимо исходить из особенностей данной категории детей и их образовательных потребностей.
Особенности детей с ЗПР:
- Незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантильность;
- Низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
- Ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;
- Снижена работоспособность, повышена истощаемость;
- Ограниченность словарного запаса, замедленное овладение грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;
- Расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля.
Особые образовательные потребности детей с ЗПР:
- Побуждение познавательной активности как средства устойчивой познавательной мотивации;
- Расширение кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;
- Формирование общеинтеллектуальных умений (операций анализа, синтеза, сравнения, гибкость мыслительных операций);
- Совершенствования предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, восприятия всех ее форм, памяти, т.д.);
- Формирования и развития целенаправленной деятельности, функций программирования и контроля;
- Развитие личностной сферы (эмоций, воли, навыков произвольного поведения);
- Развитие и отработка средств коммуникации, регулирующей функции слова.
Коррекционно-развивающие задачи обучения:
1. Развитие познавательной активности детей (принцип доступности учебного материала, эффект «новизны»).
2. Расширение общеинтеллектуальных умений.
3. Нормализация учебной деятельности (формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки).
4. Развитие словаря, устной монологической речи в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности.
5. Логопедическая коррекция нарушений речи.
6. Социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Особенности организации обучения детей с ЗПР
- Интегрированное обучение эффективно для детей с ЗПР имеющих сохранные возможности интеллектуального развития;
- Максимальное погружение ребенка в активную речевую среду;
- Особые методы обучения (акцент на наглядные и практические);
- Обязательные коррекционно-развивающие занятия.
Инклюзивное обучение детей, ограниченных в своих возможностях, предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Такое обучение эффективно, когда дети находятся в обычных школах. В инклюзивном обучении меняется подход, принцип, а не ребенок. Подход включает в себя использование различных методов реагирования на различные детские потребности, возможности и темпы развития. Как в интегрированное, так и в инклюзивное обучение включены дети с ОВЗ.
Основные подходы к обучению детей с задержкой психического развития
1. Личностно-ориентированный подход, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка;
2. Дифференцированный подход предполагает форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
Разница этих подходов в том, что дифференцированное обучение учитывает индивидуальные особенности, присущие группам учеников, и предполагает организацию вариативного учебного процесса в этих группах. Индивидуализация - это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.
Методы обучения детей с ЗПР в основной школе в зависимости от способа организации учебной деятельности
1. Коммуникативный метод обучения. Образовательная цель занятия: усвоение готовых знаний. Деятельность: а) изложение учителем нового материала, в том числе проблемное изложение, и восприятие его учащимися; б) беседа по содержанию нового учебного материала, в том числе эвристическая или проблемно-поисковая; в) работа с текстом учебника, в том числе самостоятельное изучение учащимися текста; г) оценка работы.
2. Познавательный метод обучения. Образовательная цель: восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала. Деятельность учащихся: наблюдение, моделирование, изучение иллюстраций, восприятие, анализ и обобщение демонстрируемых материалов.
3. Преобразовательный метод обучения. Дидактическая цель: усвоение учащимися и творческое применение умений и навыков. Деятельность учителя и учащихся: выполнение упражнений, проблемных заданий, познавательных задач, практическая и производственная деятельность.
4. Систематизирующий метод обучения. Дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Деятельность: а) обобщающее изложение учителем знаний по нескольким связанным между собой разделам программы, б) обобщающая беседа; составление систематизированных таблиц и т.д.
5. Контрольный метод обучения. Дидактическая цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция. Деятельность: выполнение учащимися по заданию учителя контрольных письменных работ, контрольный устный опрос учащихся, выполнение практических заданий.
Педагогу, работающему с детьми, имеющими задержку психического развития, важно помнить:
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, необходимо создать положительный итог работы.
6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
7. В качестве основного метода положительного воздействия на ребёнка с ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.
С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:
- дополнительные наводящие вопросы;
- наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;
- приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
- помощь в выполнении определенных операций;
- образцы решения задач;
- поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.
На каждом уроке в основной школе при работе с детьми с ЗПР обязательна словарная работа, чтобы для обучающегося не осталось незнакомых слов и терминов. Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.
Следует уделять внимание обучению действию по словесному образцу. Необходимо научить находить образец, соотнести его с инструкцией, разобрать, что показывает данный конкретный образец, т.е. проанализировать его. Действия по образцу сначала следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем постепенно вводить образец в упражнения с несколькими заданиями. Нужно, чтобы ученик возвращался к образцу на каждом этапе деятельности: «Правильно ли я сделал, так ли у меня получилось, как в образце?», что позволит видеть возможные расхождения, находить и устранять их причины.
Одним из важнейших направлений учебно-воспитательного процесса является формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В этой связи психологи рекомендуют всем учителям разрабатывать дидактический материал различной степени трудности и с различным объемом помощи:
- задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;
- задания тренировочного характера, аналогичные образцу;
- задания контрольного характера и т.д.
Работу следует организовывать таким образом, чтобы ребенок сознательно относился к выбору типа задания, т.е. создавать обстановку свободы выбора, помощи и взаимопомощи. В процессе самостоятельной познавательной деятельности развиваются мышление, память, внимание, творческое воображение, а также вырабатываются практические умения и навыки, формируется психологическая установка на самостоятельное пополнение знаний.
Важным в работе с детьми, имеющими ЗПР, является речевое развитие, что ведет непосредственным образом к интеллектуальному развитию: учащиеся должны проговаривать ход своих рассуждений, пояснять свои действия при решении различных заданий. Похвала и поощрение - это тоже большая движущая сила в обучении детей данной категории. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, испытал радость от успеха в учении.
Литература:
1. Научно-педагогическое обозрение. Современная среда обучения как элемент социальной интеграции детей с задержкой психического развития. Научная статья по специальности «Науки об образовании». Шевелёва Н. В., Попов Г. Н., 2021г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения детей с задержкой психического развития.
Эта тема очень важна для нас, так как подавляющее большинство наших детей имеет задержку психического развития в той или иной степени. Как обучать таких деток? Где? И как "нащупать" тот самый, о...
Обучение детей с задержкой психического развития
Обучение детей с задержкой психического развития в условиях коррекционной школы...
"Социально- трудовая подготовка в общество детей с задержкой психического развития на материале изобразительного искусства."
Воспитатель ГПД:Омельчук Людмила АнатольевнаСоциально – трудовая подготовка в общество детей с задержкой психического развития на материале изобразительного искусства.Социально – трудовая подготовка п...
Коррекционно-развивающие упражнения на начальном этапе обучения игре на фортепиано (для детей с задержкой психического развития)
Индивидуальные занятия в классе фортепиано могут стать одним из способов коррекции различных отклонений, в частности моторно-двигательных, психических, поведенческих. Вся работа, как форма допол...
Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике
В настоящей работе будут рассмотрены методы и основные принципы обучения детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития при подготовке к всероссийской проверочной работе по мате...
Современные подходы к организации обучения детей с задержкой психического развития (из опыта работы)
Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе, то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников...
Использование элементов по социально-эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития на занятиях с учителем-логопедом
При работе с обучающимися с задержкой психического развития возможно, применять различные коррекционно-развивающие, воспитательные, педагогические технологии, позволяющие добиваться положительно...
- Мне нравится (1)