«Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии

Юлия Владимировна Черепанова

«Занимательные игры и упражнения

для развития дыхания у детей дошкольного возраста» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_dyhaniya.doc413 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое дыхание и его значимость в жизни ребёнка

В дошкольном возрасте идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Дыхание – основа жизни и здоровья человека. В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание.

Речевое дыхание – основа звучащей 

речи, источник образования звуков, голоса, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным. Речевое дыхание – управляемый процесс, при котором вдох происходит через рот и нос, а выдох идет через рот, при этом вдох значительно короче выдоха. Таким образом, для речи обычного дыхания не хватает.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

   

   

Условия для правильного развития речевого дыхания

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  • температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • не заниматься сразу после приема пищи;
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Техника выполнения упражнений

  • глубокий вдох через нос — продолжительный и плавный выдох через рот
  • плечи не поднимать
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
  • упражнения проводятся ежедневно в хорошо проветриваемом помещении.

При проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Поэтому игры должны ограничиваться по времени - 3-5 минут в день с перерывами на отдых.

Упражнения по развитию речевого дыхания

1. «Бегемотик»

https://pushinka.top/uploads/posts/2023-08/1692662985_pushinka-top-p-begemot-detskaya-kartinka-krasivo-13.jpg

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Формировать диафрагмальное дыхание.

Описание. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую (мягкую) игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться и в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),  

То животик опускается (выдох).

2. «Буря в стакане»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Материал: пластмассовый стаканчик, наполненный на 1/3 водой, пластмассовые трубочки для коктейля.

Описание.  Ребенку необходимо взять трубочку, опустить её в стаканчик с водой, вдохнуть носом и медленно выдохнуть воздух в трубочку.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=cfe13777359748c6d9622ff0e50ce49867f1eccb-10701428-images-thumbs&n=13

3. «Мыльная пена»

Материал: пластмассовый стаканчик с мыльным раствором, пластмассовые трубочки для коктейля.

Описание. Ребёнок берёт трубочку, опускает её кончик в мыльный раствор и начинает дуть. Образуется мыльная пена. Можно предложить сдувать эту пену с края стакана в воздух. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=09c763e9cc699f88b166e86aed53668b2894c031-10190941-images-thumbs&n=13

4. «Живая лужица»

На поверхность альбомного листа налить немного воды (можно цветной, смешать с гуашью). Ребенок должен раздуть ее с разных сторон и посмотреть, что получилось.

                        Мы с водицей играем,

                        Лужицу мы раздуваем.

                        Лужица наша оживает –

                        Получился бегемот,

                        Еще раз подую я

                       Увижу в луже муравья.

https://myslide.ru/documents_7/351af2656a396145fcab05a18ddeaa05/img19.jpg

5. «Воздушный футбол»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: «мячи» из ваты, кубики.

Описание. Из кусочков ваты скатать шарик – «мяч». Ворота – 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» - вата должна оказаться между кубиками. Можно предложить посоревноваться с кем-нибудь из членов семьи, в ДОУ – с друзьями.

6. «Падает снег»

Цель: формирование сильного, плавного ротового выдоха.

Описание. Ребенку положить комочек ваты на ладошку и подуть так, чтобы вата слетела. Произвести вдох и подуть на кусочки ваты. Струя длительная и холодная. Повторить 3—4 раза.
С неба падают зимою.

И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые снежинки.

7. «Фокус»

Цель: выработка целенаправленной воздушной струи.

Материал: комочек ваты, который нужно разрыхлить так, чтобы он стал лёгким, как пушинка.

Описание. Язык как в упражнении «Вкусное варенье», дуем по средней линии языка по направлению к кончику носа от звуков [п], или [ф]. Голову не запрокидывать, дуть вертикально вверх.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=a910fd7788f7c0527c7d36d915946f0be04e9d22-10919935-images-thumbs&n=13

     Перечисленные игровые упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №95 города Тюмени

 «Занимательные игры и упражнения

для развития дыхания у детей дошкольного возраста»

https://detsad42.ru/upload/information_system_39/9/1/3/item_9137/item_9137.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей дошкольного возраста"

Одной из важнейших задач начальной школы я считаю развитие речи младших школьников, т.к. именно речь является показателем того, насколько продуктивно идет процесс развития мыслительной деятельн...

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»...

ОПЫТ РАБОТЫ «Пластическое интонирование через музыкальные образы способствует развитию творческого воображения детей дошкольного возраста »

Выявляет индивидуальные возможности и задатки ребенка на основе диагностических исследований. Создает благоприятные условия детям  для развития музыкально-творческих способностей, для самостоятел...

"Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"

В статье рассматриваются основы экспериментирования как естественного способа познания окружающего мира детьми....

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через овладение основами канзаши».

«Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста через овладение основами канзаши»....

Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста".

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....

Практикум для воспитателей "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования и экспериментирования. "

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования и экспериментирования.Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности...