Артикуляционная гимнастика
материал по логопедии (2 класс)
Упражнения для формирования
правильного произношения звука [Р].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_artikulyatsionnaya_gimnastika.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
*Фокус
Улыбнуться, приоткрыв рот,
положить широкий передний край
языка на верхнюю губу так, чтобы
боковые края его были прижаты к
верхней губе, а посередине языка
была щель-желобок, и сдуть ватку
положенную на кончик носа. Воздух
при этом должен идти посередине
языка, тогда ватка полетит вверх.
необходимо следить, чтобы нижняя
челюсть была неподвижной.
*Качели
Открыть рот, высунуть язык.
Тянуться языком попеременно то к
носу, то к подбородку. Убрать язык в
рот. Тянуться языком то к верхним,
то к нижним резцам.
*Сильный язычок
С силой упираться кончиком язычка
в верхние резцы. (10-15 сек.)
*Заведи мотоцикл
Улыбнуться, широко открыть рот,
поднять язык вверх, с силой ударять
по бугоркам за верхними зубами
(альвеолами) и произносить: дын-дын
дын-дын-дын(сначала медленно, позже
всё быстрее и быстрее). Повторить
5-10 сек.
*Песенка крокодила Гены
Петь песенку на слоги ДА, ДЫ, ДУ, ДО.
*Парус
Улыбнуться, открыть рот, поднять
язык вверх, широкий кончик языка
прижать к верхним бугоркам-
альвеолам. Удерживать язык 1-10.
*Маляр
Улыбнуться, открыть рот, «погладить»
кончиком языка твёрдое нёбо, делая
движения языком вперёд-назад.
*Балалайка
Произносим «дддддд» - водим пальчиком по кончику язычка.
*Барабанщик
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук Д произносить медленно, постепенно убыстряя темп.
*Машина буксует
Произносим ДЖЖЖ-ДЖЖЖ-ДЖЖЖ,
как буксует машина, при этом дуем на
язычок. Повторить 5-10 сек.
МБОУ «Умётская СОШ» Артикуляционная гимнастика Упражнения для формирования правильного произношения звука [Р]. Памятка для родителей (советы логопеда) Составитель: учитель - логопед Булгакова Е.А. Умёт |
Уважаемые родители, важным условием произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребёнка владеть им. Если этого умения нет и нарушено звукопроизношение, необходимо проводить артикуляционную гимнастику. Она проводится ежедневно перед зеркалом в течении 5 минут несколько раз в день. Упражнения нужно выполнять в игровой форме.
Существуют упражнения для губ и
язычка.
Упражнения для губ:
*Заборчик
Улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт от 1 до
5-10.
*Улыбка
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке (улыбка до ушей), зубы не видны.
*Трубочка
Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой (зубы тоже должны быть сомкнуты).
*Бублик
Губы округлить (шёпотом произнести
звук [о]) и немного вытянуть вперёд.
Упражнение делают без напряжения, одними губами. Рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
Упражнения для язычка более сложные.
Упражнения для язычка
*Лопаточка
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10.
* Наказать непослушный язычок
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя..». Удерживать широкий расслабленный язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1до 10.
*Чашечка
Широко раскрыть рот, широкий язык
поднять кверху, потянуться к
верхним зубам, но не касаться их.
Удерживать язык в таком положении под счёт 1 - 10.
*Вкусное варенье
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону
*Грибок
Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу.
Не отрывая язык от нёба, сильно
оттянуть вниз нижнюю челюсть.
Удерживать язык под счёт 1-10.
*Гармошка
Улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
*Лошадка
Присосать язык к нёбу, щёлкать языком. Щёлкать медленно и сильно. Повторить
5-10 сек.