«Проблема дизорфографии у младших школьников с ОВЗ»
материал по логопедии (3 класс)

Данюшина Ирина Геннадьевна

Отчет по самообразованию

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2022g.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

Отчет по самообразованию

Тема: «Проблема дизорфографии у младших школьников с ОВЗ»

Составил:

Учитель-логопед

первой квалификационной категории

Данюшина И.Г.

2022 учебный год

В процессе работы были проанализированы психолого-педагогическая, логопедическая и методическая литература по данной теме; охарактеризованы понятия о дисграфии и дизорфографии; изучены возможности коррекции дисграфии  и дизорфографии у детей; проведено исследование; проанализированы результаты исследования; выявлены механизмы возникновения дисграфии и дизорфографии у детей с ОВЗ.

В результате анализа литературных источников и констатирующего эксперимента были систематизированы и разработаны направления работы по коррекции нарушений письма у каждого учащегося с ОВЗ, содержание логопедической работы по коррекции нарушений письма у младших школьников с ОВЗ.

Для формирования фонематических процессов в устной речи и процесса письма предполагается развитие фонематического слуха на материале текстов, слов-паронимов, слогов и ряда звуков; формирование сложных форм фонематического анализа; формирование умения дифференцировать звуки на слух и в процессе письма.

В работе представлен перечень коррекционных заданий, которые можно творчески использовать по своему усмотрению, для организации работы по устранению у детей с ОВЗ недочетов в развитии лексико-грамматических средств - по преодолению дизорфографии.

        Требуется научить детей пользоваться различными способами словообразования.

        Важно учить правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь формой и значением), упражнять в нахождении и подборе родственных слов, обогащать словарный запас учащихся, учить передавать суть выполняемых упражнений, последовательность произвольных умственных действий в развернутом высказывании.

Неоспоримым является факт актуальности данной темы и необходимости дальнейших разработок в направлении профилактической и коррекционной работы, что подтверждается количественными результатами обработки проведенного исследования.

Теоретически и экспериментально был подтвержден факт необходимости совершенствования и осуществления такого направления логопедической работы, как коррекция имеющейся дисграфии и дизорфографии  у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Понимание механизмов дисграфии, дизорфографии и их эффективная коррекция требуют психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников с ОНР III уровня.

Младшие школьники с ОВЗ с дисграфией и дизорфографией по характеру нарушений письма, особенностям устной речи и других психических функций представляют собой неоднородную группу.

Комплексный (психолого-педагогический и нейропсихологический) подход к анализу дисграфии  и  дизорфографии у детей  с ОВЗ позволяет обнаружить закономерную взаимосвязь специфических ошибок письма, особенностей устной речи и других психических функций.

Обнаруженные у младших школьников с ОВЗ различия в патогенезе специфических нарушений письма определяют необходимость дифференцированного комплексного подхода к коррекционной работе по преодолению у детей дисграфии и дизорфографии, а также нарушений устной речи и других психических функций.

По результатам проведенной работы, хочется сказать, что очень важно своевременно выявить причины самых первых трудностей письма, возникающих у ребёнка в период овладения его грамотой, чтобы иметь возможность сразу оказать ему целенаправленную помощь. Но гораздо важнее обнаружить признаки возможного возникновения затруднений при овладении письмом ещё до начала обучения ребёнка грамоте (то есть в дошкольном возрасте), чтобы успеть своевременно эти трудности предупредить, так как процесс коррекции дисграфии и как следствия - дизорфографии требует гораздо больших усилий при их устранении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дизорфография у младших школьников"

В последнее десятилетие учителя отмечают увеличение числа школьников, письмо которых характеризуется наличием разнообразных орфографических ошибок, имеющих тенденцию приобретать стойкий характер.Что т...

Анализ современных подходов к изучению дизорфографии у младших школьников

В статье описаны современные тенденции в изучении и предупреждении дизорфографии у младших школьников с ОНР. Статья предназначена для учителей-логопедов начальной школы, а также для студентов ВУЗов....

коррекция дизорфографии у младших школьников

Учебно-методическое пособие, О.И. Азова...

Коррекция дизорфографии у младших школьников

Обобщенный дидактический материал по теме "Существительное" для учащихся 3-4 классов....

Предупреждение дизорфографии у младших школьников

Исследователями отмечается, что в общеобразовательные организации среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными нарушениями в развитии (Н. Ю. Григоренко, Ж. И. Жур...

Коррекция дизорфографии у младших школьников

Содержит материал по коррекции письма у младших школьников....