Характеристика детей с трудностями в обучении
консультация по логопедии

Якимович Инна Валериевна

Материал создан для того, чтобы  познакомить учителей с данной категорией детей и сформировать комплексную систему работы для детей , испытывающих трудности в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

      Материал подготовлен для учителей школы

     учителем-логопедом ГБУ ДО ЦППМСП «Доверие»

 Якимович И.В.

Характеристика детей с трудностями в обучении

 Цель: 

-Познакомить учителей с категорией детей, испытывающих трудности в обучении,  с причинами трудностей в учебной деятельности учащихся;

- Познакомить с признаками деструктивных проявлений во взаимодействии учеников с педагогами и одноклассниками;

-Сформировать комплексную систему работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

Задачи: 

- Своевременно выявлять детей с трудностями в обучении, определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

- Разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы, организовывать индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с трудностями в обучении.

- Осуществлять психолого-социально-педагогическое сопровождение детей.

- Помочь учащимся в преодолении затруднений в учебной деятельности; научить их воспринимать ситуации затруднения как сигнал для активного поиска способов и средств их преодоления.

- Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.

- Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям).

 

          Все дети - разные: у них разный темп развития, разные склонности и возможности, разные проблемы. Каждый ребенок - это индивидуальность со своим характером, объемом знаний, личными качествами и умственными способностями.

В последние годы можно отметить значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины, которые вызывают это, многозначны. Решить их «одним махом» невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя.

  Таким детям нужны: усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причём помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.

К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии. Можно выделить ряд особенностей детей данной категории - это дети:

- не имеющие отклонений в развитии (с сохранным интеллектом);

- с низким уровнем школьной зрелости при поступлении в школу;

 - испытывающие трудности в обучении и в освоении социальной роли ученика; соматически ослабленные;

- имеющие повышенный риск школьной дезадаптации. Причинами возникновения трудностей могут являться:

 - недостатки подготовки ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность;

- соматическая ослабленность ребенка; - нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов;

 - нарушение формирования так называемых школьных навыков (диcлексия, диcграфия, дискалькулия) и др.

 Причины трудностей в учебной деятельности учащихся: 

Неумение включиться в учебную деятельность.

Неспособность самостоятельно начать выполнение задания.

Неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи.

Непонимание, неумение выполнять многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых).

 Недостаточная осознанность усвоения и применения алгоритмов (правил).

 Неумение пользоваться полученными знаниями и умениями при решении стандартных учебных и практических задач.

 Неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания).

Смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении.

Подмена задания логически и алгоритмически более простым. Неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания.

 Неумение понять и объяснить причину ошибки, исправить её.

Неумение применять знания в нестандартной ситуации.

Неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнивать решения по степени рациональности.

Трудности общения детей с учениками и сверстниками.

При анализе особенностей развития младших школьников нельзя забывать о важности влияния на детей особенностей межличностных отношений с учителем и сверстниками.

Признаки деструктивных проявлений во взаимодействии учеников с педагогами и одноклассниками:

непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость»; боязнь критики, негативной оценки; отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.

Деструктивные признаки в характере взаимодействия ученика со сверстниками:

 -эгоцентричность, неумение общаться; -повышенная тревожность;

-неумение строить совместную деятельность  

 -заниженная (завышенная) самооценка  .

 Характеристика основных направлений в рамках данной деятельности:

 Объединенная работа школьных педагогов (психолога, логопеда и педагога предметника) по преодолению трудностей в обучении.

 Проведение педагогической диагностики успешности обучения младших школьников и анализ её результатов (сентябрь, декабрь, май).

Проведение родительских собраний, конференций, консультаций с целью расширения педагогических знаний родителей о работе с детьми, которые нуждаются с особом педагогическом внимании ( в течение учебного года).

Условия успешности коррекционно-развивающей работы. Подход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребёнка). Каждый ребенок может научиться всему. Для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя. Педагог не должен сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях.   Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Ученик не будет работать быстрее и лучше, если он постоянно слышит слова: «быстрее», « поторопись», «ты опять последний». Этими слова достигается обратный эффект - либо ученик работает еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество работы. Более целесообразной является позиция «лучше меньше, да лучше», для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу работы ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается приближать темп каждого ученика темпу работы класса. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем заключается трудности ребенка и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь - от знания причины ошибки к ее устранению. Постоянное отслеживание продвижения каждого ученика. Важно знать ту точку, в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия нужно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка, универсального учебного действия, то есть учитель должен представлять: что ребенок уже может сделать самостоятельно, а что он может сделать с помощью учителя и в чем эта помощь должна выражаться. В обучении необходимо опираться на сильные стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащегося. Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, т.к. именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т.п. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца.  

    Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно - воспитательного процесса.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстры...

Дети с трудностями в обучении

На сегодняшний день учитель часто нахо­дится в ситуации, которая сталкивает его с трудными детьми. И это, разумеется, вынуждает его искать и  опреде­лять причины тех или иных трудностей, отно­шен...

Н.Г.Лусканова "Методы исследования детей с трудностями в обучении". Анкета "Оценка уровня школьной мотивации".

Н.Г.Лусканова "Методы исследования детей с трудностями в обучении". Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"....

"Трудные дети - это дети с трудностями в обучении?" Выступление на педагогическом совете школы

В выступлении содержится анализ трудностей в обучении, возникающих у  детей с ограниченными возможностями обучения русскому языку и чтению. В выступлении рассмотрен один из аспектов этой проблемы...

Дети с трудностями в обучении

В данной статье рассматриваются трудности, которые испытывают дети с нарушением речи при обучении в школе....

Конспект логопедического занятия в период обучения грамоте для детей имеющих трудности в обучении. Тема: Звуки [К], [К’], буква К, к.

Конспект логопедического занятия в период обучения грамоте для детей имеющих трудности в обучении.  Тема: Звуки [К], [К’], буква К, к....