Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе урочной и внеурочнойдеятельности
методическая разработка по логопедии
Моторное развитие ребенка - неотъемлемая часть всего развития ребенка. Чем выше двигательная активность , тем лучше развивается мозг. Уровень развития движения влияет на физическое и психическое развитие ребенка, а также на развитие речи. Поэтому так важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики, в том числе артикуляционной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться! Венгер Л.А .
Формирование ГМН у детей с условной нормой развития 1,5-2 года - крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. 2-3 года - держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются 3-3,5 года- увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения 3,5- года - совершенствуется координация движений и зрительно- пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. 5 лет -выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы. 6-7 -в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.
Формирование и развитие ГМН у обучающихся с легкой умственной отсталостью Особенности сформированности ГМН слабо развиты мелкие мышцы кисти руки несовершенна координация движений низкий уровень выносливости к статическим нагрузкам зрительные и двигательные анализаторы, которые участвуют в восприятии и воспроизведении развиты слабо Причины недостаточной сформированности ГМН: нарушение зрительно-пространственного восприятия нарушение кинестетического восприятия нарушение зрительно-моторной координации недостаточная сформированность межполушарных связей нарушение координации движений
Формирование графомоторных навыков Совершенствование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания Развитие пространственной ориентировки Формирование базовых графических умений и навыков Формирование навыков учебной деятельности Ожидаемые результаты начальное владение инструментом письма соблюдение правильного положения тетради соблюдение правильной позы, посадки движение руки вдоль строки
Этапы формирования графического навыка 1. Аналитический - вычленение и овладение отдельными элементами действия - уяснения содержания 2. Синтетический соединение отдельных элементов в целостное действие 3. Этап автоматизации- отработка навыка письма - образование навыка - отсутствие поэлементной сознательной регуляции и контроля формирование осознанного образа действия
Ожидаемые результаты Овладение приемами написания букв Овладение приемами соединения букв Овладение приемами сопоставления букв по высоте Овладение приемами правильного наклона письма Овладение приемами перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную Умение сравнивать образец с результатом собственного письма Три основных группы навыков: технические графические орфографические
Формирование и развитие ГМН у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР Особенности развития обучающихся: низкий уровень познавательной активности замедленность процесса переработки сенсорной информации несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности слабость самоконтроля Причины нарушенного формирования ГМН плохо развитое чувство ритма недостаточность моторных систем нарушения моторики пальцев рук снижение двигательной памяти неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую
Формирование ГМН:
Развитие общей моторики Формирование базовых ощущений Формированию планирования действий Формированию контроля действий Развитию умения анализировать Развитию самоконтроля Способности концентрироваться Развитию координации обеих сторон тела Способствует установлению условно-рефлекторных связей Упражнения для формирования предпосылок развития ГМН Ползание по заданной траектории Прыжки, кружения Ограничение в пространстве
Развитие мелкой моторики Формирование зрительно-моторной координации Формирование зрительно-пространственного восприятия Развитие кинестетического восприятия Развитие чувства ритма Упражнения для развития мелкой моторики Массаж Самомассаж Пальчиковые игры Работа с различными материалами Рисование пальчиками, ладошками .
Формирование графомоторнных навыков Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания Развитие пространственной ориентировки Формирование базовых графических умений и навыков Упражнения штриховка в различных направлениях обводка по контуру рисование в пределах строки соединение точек дорисовывание рисунка рисование предметов, напоминающих по форме буквы
Формирование графических навыков Этапы обучения такие же, как для обучающихся с легкой умственной отсталостью Пролонгированные сроки освоения навыком Медленность и трудность формирования Результаты индивидуальны Варьированная доступность формирования
Работа с родителями Больше двигаться вместе с детьми : качаться, играть в игры с мячом, обнимать, Создавать развивающую среду: дети развиваются через то, что их окружает Развивать самостоятельность, целенаправленность через игры и поручения Формировать границы ребенка: в позитивной форме, без манипуляции, без альтернативы, с уверенностью Поддерживать стремления ребенка Не делать за ребенка то, что он может сделать сам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития первого коррекционного класса на дому
Хочу поделиться своей разработкой. Программа с тематическим планированием....
Алгоритм составления СИПР для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (1 класс)
В СОШ № 1 г.Белоярский в 2016-2017 учебном году обучаются по специальным индивидуальным программам развития двое учащихся первого класса. Вашему вниманию хочу предложить алгоритм составления СИПР для ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
Адаптированная рабочая программа основного общего образования 5 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ
Адаптированная рабочая программа основного общего образования 7 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 по русскому языку
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта для умственно от...
Общие рекомендации педагогам начальных классов по работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Общие рекомендации педагогам начальных классов по работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Специальная индивидуальная программа развития разработана на основе АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Волжская школа № 1» на 2023-2024 учебный год.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Обучающегося(йся) 1(доп) класса Целевой раздел.Специальная индивидуальная программа развития разработана на основе АООП для обучающихся с умстве...