Артикуляционная гимнастика для звука [с]
картотека по логопедии

Кузовлева Дарья Владимировна

Артикуляционная гимнастика для звука [С]

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 

  • Упражнения следует выполнять только в присутствии взрослого и при его участии, потому что неправильное выполнение не даст никаких результатов.
  • Артикуляционная гимнастика должна выполняться перед зеркалом, ребенок должен видеть в нем и взрослого и себя. Таким образом, он сможет повторять за взрослым, копируя его технику.
  • Упражнения повторяются до 10 раз в зависимости от сложности.
  • Гимнастика не должна выполняться быстро, главное не скорость, а четкость движений.
  • Артикуляционная гимнастика  должна  выполняться  каждый день! по 5-10 мин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnatika_dlya_zvuka_s.docx129.7 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для звука [С]

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  • Упражнения следует выполнять только в присутствии взрослого и при его участии, потому что неправильное выполнение не даст никаких результатов.
  • Артикуляционная гимнастика должна выполняться перед зеркалом, ребенок должен видеть в нем и взрослого и себя. Таким образом, он сможет повторять за взрослым, копируя его технику.
  • Упражнения повторяются до 10 раз в зависимости от сложности.
  • Гимнастика не должна выполняться быстро, главное не скорость, а четкость движений.
  • Артикуляционная гимнастика  должна  выполняться  каждый день! по 5-10 мин.

«Заборчик»Artikulyacionnye_uprazhneniya_dlya_zvuka_r_1 - копия.jpg

Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Уголки губ максимально разведены. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние.  Счет до 10.

Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.                                                      

Методические указания:

1. Следить, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.

2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук "и": "и-и-и" - и губы растянутся в улыбке.

«Слон»трубочка.jpg

Вытягиваем губы вперед при сомкнутых зубах - "трубочкой". Удерживать под счет до 10.  

Цель: Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Методические указания:

1. Следить, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот.

2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру "Кто сильнее?" когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.

3. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [у]: "у-у-у" - и губы примут положение трубочки.

Чередовать «Заборчик» - «Слон»

Упражнения выполнять поочередно «Заборчик» - «Слон». Губы удерживать в каждой позиции 3-5 секунд.

Цель: Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.  Развивать произвольное внимание.

Методические указания:

Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно.

«Загони мяч в ворота»

 Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Можно подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу.

Цель: Вырабатывать  длительную направленную воздушную струю.

Методические указания:

1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой

«Тесто»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет до 10.unnamed.jpg

 Цель:  Вырабатывать  умение,  расслабив  мышцы  языка, удерживать  его  широким,  распластанным.

Методические указания:

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

«Лопата»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить  широкий  передний  край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет до 10. slide-5.jpg

 Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. 

Методические указания:

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок»

«Ветерок»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Можно дуть в бутылочку, на вертушку, шарики.

Цель: Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

Методические указания:

1. Губы растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивается внутрь

2. Боковые края языка касаются уголков рта.

3. Не сжимать язык зубами.

4. Выдох спокойный

«Чистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.ниж зу.jpeg

Цель: Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик язык развивать подвижность языка.

Методические указания:

1. Губы неподвижны, растянуты в улыбке.

2. Двигая кончиком язы из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у дёсен.

3. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при «межзубном произношении свистящих», в процессе речи язык ребёнка находится между зубами.

«Горка»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать под счет до 10. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).горка.jpg

Цель:  Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Методические указания:

Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» — и язык примет нужное для «горки» положение.

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для звука л.

Упражнения для закрепления правильного артикуляционного уклада звука л,...

Артикуляционная гимнастика для звука р.

Упражения для закрепления правильного артикуляционного уклада звука р....

Дистанционное обучение. Артикуляционная гимнастика на звук [л].

В данном материале содержатся рекомендации для родителей и задания для ребенка : артикуляционная гимнастика, сказка "Пароход", отработка звука [л]....

Артикуляционная гимнастика для звука Л

Здесь подобраны специальные упражнения, чтобы у ребенка сформировался правильный артикуляционный уклад языка на данный звук....

артикуляционная гимнастика для звука л продолжение

Специальные упражнения помогут сформировать правильный уклад языка на заданный звук...