Пальчиковая гимнастика
картотека по логопедии
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Сказка»
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: Ю.И.Ефременко
г. Куйбышев
«Осень»
Осень, осень, непогода,
(Сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья по ветру летят,
(Круговые движения кистями рук)
Лужи прямо у порога,
(Положить ладошки-«лужи» перед собой)
Мокнут ножки у ребят.
(Стряхнуть «воду» с кистей рук)
«Фрукты»
Я у бабушки в деревне фрукты собираю:
(Поочередно соединяем пальцы правой руки с большим пальцем)
Груши, яблоки и сливы с дерева срываю.
(Поочередно соединяем пальцы левой руки с большим пальцем)
Будем мы варить компот, фруктов много. Вот:
(Левую ладонь держим «ковшиком», а указательным правой руки «мешают»)
«Огород»
Огород у нас большой,
(Положить руки на стол ладонями вниз)
Урожай здесь не плохой,
(Положить руки на стол ладонями вверх)
Овощами называют, (Прищипывать подушечки пальцев левой руки, начиная с большого)
То, что с грядок собирают.
«Грибы»
В лес пойду я по грибы, (Левую сжать в кулак, а правую ладошку округлить и положить сверху на левый кулак, получился «грибок»)
Соберу боровики, (Сжимать и разжимать кулаки)
Принесу я их домой, (Соединить одинаковые пальцы обеих рук в «домик»)
Мама сварит суп грибной. (Правым указательным пальцем делаем круговые движения по левой ладошке)
«Поздняя осень»
Солнышко греет уже еле-еле;
Перелетные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
(Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету)
Река покрывается льдом в ноябре -
(Руки сжимают в «замок»)
Поздняя осень стоит на дворе.
(Разводят руками перед собой)
«Зайчик»
Зайчик скачет по лужайке,
(Поднять средний и указательный пальцы вверх,
остальные сжать в кулачок)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Чередовать движения: сжать кулачок и «зайчик»)
Испугался волка зайчик
(Сжать руки в кулачки и прижать к груди)
И пустился наутек.
(Руки вытянуть вперед, чуть поднимать и
опускать попеременно)
«Гусь»
Есть у нас драчливый гусь,
(Поочередно «щиплем» большим и
указательным пальчиками
2,3,4,5 пальчики другой руки)
Очень я его боюсь,
(Сжать руки в кулаки и прижать к груди)
Выгнет шею и гогочет,
(Правая рука поднята вверх – «шея гуся»,
пальчики соединяем в щепоть – «гусь»,
«открываем клюв»)
Ущипнуть меня он хочет.
(«Щипать» большим и указательным пальцем
правой руки пальчики левой)
«Котёнок»
Кусается сильно котенок-глупыш,
(Смена рук)
Он думает: это не палец, а мышь.
(Смена рук)
Но я, же играю с тобою, малыш,
(Смена рук)
А будешь кусаться-
Скажу тебе: «Кыш!»
(Указательным и большим пальцами правой руки (щипаем) ногтевые фаланги другой руки.
Каждый палец поочередно, на каждое слово.
Затем смена рук)
«Ёжик»
Выполняется на столе.
Ежик, спрячь свои иголки –
(Разводим в стороны и сводим пальчики правой руки)
Мы же дети, а не волки!
(Разводим в стороны и сводим пальчики левой руки)
Мы хотим тебя погладить,
(Отрываем пальчики правой руки от стола, начиная с указательного)
Мы хотим с тобой поладить.
(Отрываем пальчики правой руки от стола, начиная с указательного)
«Мячик»
Раз, два, прыгай мячик,
(Соединяем пальчики правой руки с большим пальцем)
Раз, два, и мы поскачем.
(Соединяем пальчики левой руки с большим пальцем)
Девочки и мальчики,
(Соединяем пальчики правой руки с большим пальцем)
Прыгают как мячики.
(Соединяем пальчики левой руки с большим пальцем)
Лексическая тема «Кто в деревне живёт?»
(Загибаем и считаем пальчики)
Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!
Кто в лесочке живет?
Под корягой - старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать
Лексическая тема «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
(Загибаем пальчики по одному)
Мы с тобой снежок лепили,
(«Лепим» двумя руками)
Круглый, крепкий,
(Чертим руками круг)
Очень гладкий,
(Одной рукой гладим другую)
И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком)
«Новый год»
В зале елка появилась,
(Выпрямленные пальцы переплетаем между собой – «елка»)
И огнями засветилась,
(Ритмичные касания подушечек одинаковых пальцев 2 рук)
Скоро Дед Мороз придет,
(Соединение пальцев правой руки с большим)
Всем подарки принесет.
(Соединение пальцев левой руки с большим)
«23 февраля»
Подарите мне фуражку,
(Ритмичное касание одинаковых пальцев
обеих рук, начиная с большого)
Сапоги и автомат.
(Разводить одинаковые пальцы, начиная
с больших)
Стану воином отважным
(Сжимание рук в кулаки)
Защищать вас буду рад.
(Пальцы сцепить в замок)
«Мамин праздник»
Первые подснежники
(Ладошки сжать друг с другом и
округлить – «Тюльпан»)
Я в руках несу.
(Сжать ладони в кулачки, держать перед собой)
Нежные цветочки
Маме подарю.
(Вытягиваем руки вперед, ладони вверх)
Будь всегда красивой,
Нежной, как цветы.
(Обводим овал лица)
Хорошо, что рядом
Есть со мною ты.
( Прижать ладони к груди)
«Мебель»
Раз, два, три, четыре,
(Загибаем пальчики правой руки)
Много мебели в квартире.
(Загибаем пальчики левой руки)
В шкаф повесили рубашку,
(Соединяем пальчики правой руки с большим пальцем)
А на стол поставим чашку,
(Соединяем пальчики левой руки с большим пальцем)
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
«Надеваю я сапожки»
Надеваю я сапожки,
(Сжимаем и разжимаем кулачки)
Вниз по лесенке бегу,
(Указательный и средний пальчики «шагают»)
Сосчитаю все ступеньки,
(Загибаем пальчики на правой руке)
Ни одной не пропущу.
(Загибаем пальчики на левой руке)
«Посуда»
Раз, два, три, четыре,
(Сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы посуду перемыли:
(Трут одной ладошкой о другую)
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварешку.
(Загибаем пальчики по одному)
«Повар»
Повар для нас приготовит котлеты,
(Имитируем руками лепку котлет/)
Торт испечет
(Делаем круг руками)
И мясные рулеты.
Словно волшебник на кухне творит,
(Соединяем поочередно все пальцы с большим)
Будет отличный у всех аппетит.
(Поднимаем два пальца вверх)
«Рыбы»
Мы в подводном мире, друг,
(Выполняют движения руками, как будто плывут)
Рыбы плавают вокруг:
(Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой)
Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила,
Рыба-удильщик и рыба-игла. (Поочередно сгибают пальцы).
«Животные жарких стран»
За мамой слонихой шагаетслоненок,
За крокодилихой - крокодиленок,
За львицей шагает маленький львенок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатыйзебренок.
За кем же торопится каждый ребенок?
(Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших)
«Тюлени»
Тепы-тяпы, тепы-тяпы,
Это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.
(Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны)
«Семья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Соединяем два пальчика между собой на обеих руках.
Большой с большим, указательный с указательным.)
Начинаю я считать.
(Разъединяем…)
Папа - раз, (согнуть большой палец левой руки)
Мама - два, (указательный палец)
Три - сестра, (средний палец)
Четыре - я. (безымянный палец)
Как я рад, что у меня очень дружная семья.
(Соединяем руки в рукопожатии)
«Кормушка для птиц»
Мы кормушку смастерили,
(Стучим кулачками друг о дружку,
Меняя их местами)
И к окошку прикрепили,
(Стучим кулачком о ладошку)
Будут птицы прилетать,
(Соединяем большие пальцы,
Остальные расставляем в стороны)
Корм клевать
(Стучим «клювом» о ладошку)
И щебетать
(Открываем и закрываем «клюв»)
«Машина»
Папа мне купил машину
(Соединяем поочередно все пальцы с большим)
Две педали у нее
(Показываем два пальца на руке)
И резиновые шины
(Соединяем две руки в замок)
Ездить будет мне легко.
(Руками «крутим педали»)
«Весна»
Снова солнце в небе улыбается,
(«Солнце»-разводим пальцы обеих рук в стороны)
Снег растаял, ручейки звенят.
(Ритмично разводим и сводим пальцы обеих рук)
И подснежник первый распускается,
(Ладони сложены лодочкой, затем разводятся в стороны)
С юга птицы с песнями летят.
(«Птица»-сцепить большие пальцы рук между собой)
«Скворец»
Скворец за морем жил зимой,
(Соединяем пальчики обеих рук: большой с большим,
указательный с указательным и т.д.)
Теперь вернулся он домой.
(Делаем «скворечник»)
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
(Имитируем руками открывание и закрывание клюва «Гусь»)
«Паук»
Это маленький паук,
(Кисть руки опущена, пальчики чуть согнуты,опираются о стол «паук»)
Враг он мухам, а не друг.
(Перебираем пальцами по столу – «паук идет»)
Паутину он сплетает,
(Пальцы обеих рук расставлены в стороны и
касаются большими пальцами - «сеть»)
Мух на ужин ожидает.
(Перебираем пальцами, как крыльями мухи)
«Круглый год»
Круглый год, круглый год!
(Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем)
За зимой весна идет,
А за весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим -
Идет за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года).Повторяют другой рукой)
«Цветы»
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет (кисти рук наклоняются влево и вправо)
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают,
И головкою кивают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для пальчиков. Стихотворные упражнения для подготовки к школе и 1 класса....
Пальчиковая гимнастика
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...
Пальчиковая гимнастика
Варианты пальчиковой гимнастики....
Пальчиковая гимнастика
Рекомендации родителям, заинтересованным в успешной подготовке детей к овладению письмом и в развитии их речи....
Статья"Пальчиковая гимнастика в1 классе"
В статье описывается польза пальчиковой гимнастики учащихся первого класса. Для чего и на каких предметах нужно проводить гимнастику.Приводятся несколько упражнений для использования гимнастики на уро...
Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии дошкольников»
Консультация для воспитателей «Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии дошкольников»...
Пальчиковая гимнастика для младших школьников
Пальчиковая гимнастика для младших школьников.Упражнения и задания....
- Мне нравится (1)