Артикуляционная гимнастика для звука [Р]
методическая разработка по логопедии

Татьяна Александровна Орлова

Очень важен подготовительный этап при постановке звуков. Предлагаю артикуляционную гимнастику для звука [Р].

Упражнения необходимо выполнять каждый тень по 10-15 минут, перед зеркалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka_r.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Р].

Выполнять ежедневно перед зеркалом.

1.«Лошадка» - Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. (10-15 раз)

2.«Грибок» - Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Следить, чтобы губы были в положении улыбки. (держать под счёт до 10.)

3.«Гармошка» - Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. (10-15 раз)

4.«Маляр» - Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. (10-15 раз)

5.«Фокус» - Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. (10-15 раз)

6. «Индюк» - Цель: Вырабатывать подвижность передней части языка.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. (10-15 раз)

7.«Чистим зубки» - Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, затем снаружи, делая движения языком из стороны в сторону. Верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

8.«Вкусное варенье» - Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. (10-15 раз)

9.«Барабанщики» - Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д]: д-д-д… Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара – не был хлюпающим. (15-20 раз)

10.«Комарик» - Цель:  вырабатывать подъём языка, подвижность его передней части.
Описание: Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести  «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд, энергично нажимать языком на бугорки.

Обязательно выполнять упражнения для выработки воздушной струи.

1. Чей мяч улетит дальше?

Положить на стол вату. Улыбнуться, язык положить на нижнюю губу, сдуть вату. Щеки не надувать. Воздух при этом должен идти посередине языка!

2.

2. Сдуть снежинку.

Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.

Описание: Губы в улыбке. Широкий язык высунут между губами. Кончик языка опущен. Боковые края прижаты к верхним боковым зубам. На кончик языка положить маленькую бумажку и сдуть ее. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы ребенок как бы произносил звук [Ф].

Внимание!        

1. Следить, чтобы воздух шёл посередине язык.

2. Боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам и уголкам губ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для звука л.

Упражнения для закрепления правильного артикуляционного уклада звука л,...

Артикуляционная гимнастика для звука р.

Упражения для закрепления правильного артикуляционного уклада звука р....

Дистанционное обучение. Артикуляционная гимнастика на звук [л].

В данном материале содержатся рекомендации для родителей и задания для ребенка : артикуляционная гимнастика, сказка "Пароход", отработка звука [л]....

Артикуляционная гимнастика для звука Л

Здесь подобраны специальные упражнения, чтобы у ребенка сформировался правильный артикуляционный уклад языка на данный звук....

артикуляционная гимнастика для звука л продолжение

Специальные упражнения помогут сформировать правильный уклад языка на заданный звук...