Визуальное расписание
статья по логопедии (1 класс)

Волкова Кристина Викторовна

Тема: «Использование визуального расписания при формировании учебного поведения у младших школьников с РАС, ТМНР в условиях реализации ФГОС»

В данной статье приводятся примеры использования визуального расписаения для формирования социально-приемлемого поведения УЧАЩИХСЯ с ТМНР, РАС. Затрагивается вопрос о подготовке детей с ТМНР к самостоятельной жизни в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Использование визуального расписания при формировании учебного поведения у младших школьников с РАС, ТМНР в условиях реализации ФГОС»

В Российской Федерации ежегодно растет количество детей с тяжелыми особенностями в развитии. Данная категория несовершеннолетних испытывает трудности в принятии общественных правил и порядков. Как же включить данную категорию граждан в социум, как привлечь их к взаимодействию с окружающими людьми? Эту задачу ставит перед собой образование, как дошкольное, так и школьное. Приоритетной миссией школьного образования является научение детей с особенностями в развитии контактировать с педагогом и детьми в условиях новой среды, вступать во взаимодействие по установленным школой правилам (соблюдение дисциплины на занятии, выполнение режима урока и др.), что позволит развиться дальнейшей социализации ребенка в обществе. Одним из базовых компонентов создания благоприятной образовательной среды в школе № 46 г. Санкт-Петербурга является использование визуального расписания.

Формы визуального расписания разные, но конечная цель едина – обеспечение подготовки обучающихся с РАС, ТМНР к самостоятельной жизни в современном мире.

Ключевые слова: визуальное расписание, поведение, расстройства аутистического спектра (РАС),  обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР),  ФГОС для детей с особенностями в развитии (ОВЗ). 

ТЕМА: «Использование визуального расписания при формировании учебного поведения у младших школьников с РАС, ТМНР в условиях реализации ФГОС»

ГЛОССАРИЙ

Визуальное расписание – это серия картинок или надписей, которые направляют к выполнению определенной последовательности действий. Расписание может иметь различные формы (картинки, надписи, картинки с надписями, жетоны, цифры). Стимулом для выполнения задания(-ий) ребенком является получение награды (предмета, желаемого действия, сюрприза).

Поведе́ние — определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой. Поведение определяется способностью человека и других животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.

Учебное поведение – это совокупность поведенческих учебных действий, которые проявляются в представлении о различных видах деятельности в образовательной организации, а также в знании о правилах поведения на уроках, переменах и на занятиях во внеурочной деятельности. Это усвоение учащимися с ограниченными возможностями здоровья базовых учебных действий (БУД). Цель БУД: формирование основ учебной деятельности детей с умственной отсталостью, которые обеспечивают их подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профессионального труда. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа психических заболеваний, характеризующихся искажением процесса развития с дефицитом коммуникативных способностей, поведенческими и двигательными стереотипиями.

ТМНР - тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) - дети, имеющие вариативные сочетания нескольких первичных нарушений (интеллектуальных, сенсорных, двигательных) различной степени тяжести.

ФГОС для детей с ОВЗ - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация). (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598; N 1599)

В течение учебного года  в школе № 46 Калининского района г.Санкт-Петербурга учителем-логопедом проводилась работа по формированию учебного поведения младших школьников с РАС, ТМНР посредством введения и использования в ходе занятия визуального расписания.

   Введение визуальной поддержки изначально представляло собой стратегию «заключение сделки» (по Л.Фросту и Э.Бонди), в результате которой для  каждого ученика подбиралась своя система поощрений, свой маршрут работы на уроке. Так, например, в  1 дополнительном  классе большая часть детей начинали свою работу с  педагогом с постулата «СНАЧАЛА-ПОТОМ», что привело к налаживанию контактов между учеником и учителем, избеганию отрицательной реакции на занятии, устанавливанию формального контакта через определение системы стимулов ребенка.

   К середине учебного года учащиеся 1 дополнительных классов научились:

- фиксировать (продолжительнее по времени) взгляд на картинках,

- пользоваться указательным жестом,

- доводить начатое дело до логического завершения,

- организовывать свое рабочее место, принимать себя в роли ученика,

- выполнять простые речевые инструкции педагога.

 Таким образом, дети были подготовлены к переходу на визуальное картинное расписание, которое помогало каждому ребенку сохранять роль школьника,  создавало ситуацию успеха на уроке, побуждало ребенка к взаимодействию с другим человеком, формировало необходимые учебные стереотипы.

   Введение визуального расписания начиналось с предложения (а потом и выбора) задания, посильного ребенку (принцип от простого к сложному) и начиналось с 2-3 простых инструкций, игр, упражнений. Каждый ребенок знал, где окончание работы: карточка «всё, закончил» или желаемый предмет в конце расписания служили подсказкой. Далее количество заданий, их сложность возрастали.

   В III четверти учебного года первоклассники научились терпению, сохранению и удержанию учебной стратегии, вниманию, таким образом,стало возможным перейти на жетонную систему работы/поощрений. Доступ к предмету обеспечивался через правило: собрал жетоны – получил желаемую награду.

     Что касается картинного расписания во 2 классе, то на индивидуальных уроках оно составлялось совместно с учащимся, принимая во внимание его пожелания, учитывая настроение ребенка в данный момент времени и договариваясь о результате проведенной работы. Так, Ваня (2 класс) любит читать, поэтому для него в приоритете карточка «читать книгу», с неё и начинали некоторые уроки. Учащаяся 2 класса Оксана любит сюрпризные моменты в занятии, поэтому в конце урока мы ставили карточку «сюрприз». Софья (2 класс) любит начинать урок с артикуляционной гимнастики и т.д.

   Используя игры, задания, выполняя упражнения на уроке, ребенок учится самостоятельно складывать учебный материал на место. Чтобы интерес детей на занятиях не угасал, учитель-логопед использует разнообразные задания.

   Уровень помощи и подсказки ученикам при составлении визуального расписания и работы с ним  варьируется в зависимости от возможностей каждого отдельного обучающегося.

   Часть особенных ребят школы № 46 г.Санкт-Петербурга (первой и второй ступеней обучения) могут заниматься, мотивируясь исключительно интересом к занятию, ориентируясь на известную схему/структуру урока. При этом ребята не нуждаются в предъявлении визуального расписания, они спокойно слушают, принимают и выполняют инструкции педагога, зная, что в конце занятия смогут попросить что-то доступно-желаемое для себя. Такие учащиеся хорошо держат учебную задачу, их поведение контролируемо, адекватно ситуации. Основной вид коммуникации таких школьников – речь (устная, письменная), дополнительный - жесты, графические изображения (фото, картинки, пиктограммы), коммуникативная доска.

    Учебное поведение ребят с ОВЗ начинается не на уроке, а с момента вхождения ребенка в образовательное учреждение. Каким должно быть поведение в школе, как вести себя приемлемым для социума способом, какова последовательность действий от момента вхождения в учреждение до момента попадания в класс, столовую, в кабинет на занятие, как узнать/показать/понять, что ребенок готов к взаимодействию?. Визуальное расписание используется не только в момент урока, но и для коррекции асоциального/нежелательного поведения школьника в целом. Пример: Глеб (2 класс) демонстрирует нежелательное поведение утром в гардеробе школы (Процедура переодевания в школе в начале учебного дня). Расписываем последовательность действия «переодевания» ребенка за самый сильный стимул для ребенка – мармелад. В итоге меняем стереотипное поведение через введение наглядностей: визуальное расписание, прием «сначала-потом», подготовка к деятельности.

 Таким образом, использование визуального расписания на уроках в школе (особенно на I ступени обучения) и за её пределами способствует скорейшему созданию учебного настроя ребенка, регулирует поведение учащегося, стабилизируя и собирая воедино интеллектуальные, физические, эмоционально-волевые силы школьника для успешной деятельности. Положительный настрой ребенка с системным нарушением развития (в составе которых нередко РАС, ТМНР) на занятие позволяет решить самую главную задачу, обеспечить основную потребность человека – потребность в общении. Коммуникация ребенка с РАС, ТМНР будет развиваться лишь тогда, когда создадим в школе (в каждом классе, кабинете) правильную структурированную обучающую среду и всё окружение несовершеннолетнего будет работать по согласованной единой системе.    

Учитель-логопед Волкова К.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Использование визуального расписания в работе логопеда с детьми с ТМНР»

Визуальное расписание является одним из методов альтернативной коммуникации. Данный метод применяется при обучении детей с расстройствами аутистического спектра, а также при обучении детей с умеренной...

Визуальное расписание для детей с РАС

Визуальное расписание для уроков с детьми с ОВЗ...

Использование визуального расписания в обучении детей с РАС и ТМНР

Статья о том, как использовать метод визуального расписания в обучении детей с РАС и ТМНР...

Шаблон визуального расписания для детей с РАС, шаблон правил для детей с РАС

Материалы для визуальной поддержки в обучении детей с РАС...

Обучение ребенка с РАС использованию визуального расписания в рамках урочной деятельности.

В своей статье я хочу подробно разобрать визуальное расписание, его функции и значение для ребенка с РАС. Остановиться на таких вопросах, как: подбор визуального расписания для ребенка, обучение ребен...

методическая разработка "Использование визуального расписания в образовательном процессе с обучающимися с РАС"

Методическая разработка "Использование визуального расписания в образовательном процессе с обучающимися с РАС"...

Визуальное расписание для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Визуальное расписание на недель для обучающихся с интеллектуальными нарушениями с карточками предметов....