Беседа с родителями ребёнка заиканием
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Одним из существенных разделов в работе над перевоспитанием речи и личности заикающегося ребенка является тесное общение логопеда и врача с родителями и членами семьи, в которой живет ребенок, посещающий логопедическое учреждение.
Влияние личного примера воспитателя (в данном случае родителя) играет огромную роль в формировании характера и личности ребенка. Это влияние нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний или поощрений.
Надо помнить, что детям свойственна подражательность, они любят следовать поступкам взрослых и часто воспроизводят поведение тех людей, среди которых находятся. Поэтому исключительно важно с самого раннего детства личным примером приучать детей к правильному поведению, а также к правильной речи.
Воспитание детей требует от родителей постоянной работы над собой, а при воспитании ребенка, страдающего заиканием, необходима еще большая выдержка, терпение и умелый подход.
В систему воспитания заикающегося ребенка входит создание спокойной, доброжелательной обстановки, предполагающей в семье атмосферу взаимного уважения, доверия и любви. Ребенок не должен быть свидетелем ссор между близкими, непозволительно его вовлекать в семейные конфликты в качестве участника.
Зачастую родители неправильно ведут себя при возникновении у ребенка запинок судорожного характера. Одни просят ребенка замолчать, другие требуют от него «правильной» речи. Рекомендуется доброжелательно и внимательно выслушивать ребенка, стараясь начать с ним фразу или договорить ее вместе с ним. Весь тон общения с ребенком должен быть постоянно ровным, доброжелательным. Родителям необходимо учитывать интересы ребенка, его тревоги и страхи. Например, дети при засыпании нередко просят не гасить свет, не оставлять их одних. Надо прислушаться к этим просьбам, успокоить ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не заснет. Важно помнить, что насмешливое, неуважительное отношение к ребенку способствует развитию у него чувства собственной неполноценности, тревожной мнительности, общей неудовлетворенности. Слишком строгая авторитарная система воспитания, запугивание, побои, излишняя требовательность отрицательно сказываются на воспитании заикающегося ребенка. Но и повышенная тревожность за состояние его здоровья, подавление его самостоятельности, стремление матери, бабушки сделать все за ребенка, отсутствие каких-либо требований, связанных с соблюдением дисциплины, также отрицательно влияют на формирование его личности.
Не менее опасна для малышей и перегрузка впечатлениями, которые вызывают эмоциональное перенапряжение ребенка. К сожалению, многие родители (опять из стремления развивать ребенка) часто водят детей в кино, театр, цирк, разрешают подолгу смотреть телевизор.
Посещение кинотеатра детям дошкольного возраста вообще не рекомендуется. Во-первых, потому что специальных художественных фильмов для такого возраста почти нет, а во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для дошкольников.
После просмотра передач, так же как и после посещения кино, театра, цирка, у ребенка возникает очень много впечатлений, вопросов. Рассказывая о своих впечатлениях, расспрашивая взрослых, он, не владея в достаточной мере речью, захлебывается, глотает звуки, с трудом подбирает многие слова и выражения, перескакивает с одной мысли на другую, останавливается, снова начинает торопливо говорить. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.
Дома родители должны культивировать и поддерживать у ребенка положительное отношение к сотрудникам детского сада и детям, с которыми он там встречается. С ним необходимо вести беседы, с похвалой отзываясь о тех и других. Можно, например, сказать: «Мне очень понравилось у вас в группе. Всё так красиво. У вас добрые и ласковые воспитатели».
Речь родителей при общении с ребенком должна отвечать следующим требованиям:
- отсутствие дефектов звукопроизношения, хорошая артикуляция;
- темп речи слегка замедлен;
- звучание речи должно быть плавным, напевным, хорошо модулированным и интонированным.
Велико коррекционное воздействие музыки для создания положительного, уравновешенного, спокойного эмоционального состояния ребенка. Можно прослушивать дома записи музыкальных произведений, используемых в саду, можно подбирать их и самим, но консультироваться при этом. Спокойная, мелодичная, приятная музыка может звучать в то время, как ребенок играет, занимаясь строительным материалом, мозаикой, конструктором, лепкой, рисованием, аппликацией. (Эти занятия дают возможность сосредоточиться ребенку на производимых операциях и ограничить речевую деятельность.)
На речь заикающегося ребенка благотворно влияет прослушивание пластинок с записью стихотворений, потешек, сказок, рассказов в исполнении мастеров слова. Если родители владеют навыками выразитель¬ного чтения, то могут сами вслух читать детям соответствующую их возрасту литературу. При этом взрослые должны обращать внимание детей на красоту звучащей речи, на ее выразительность, напевность, употребляя следующие выражения, характеризующие эту речь: спокойная, плавная, красивая.
Таким образом, воспитание заикающегося ребенка преддошкольного возраста требует от родителей в течение всего времени, пока речь ребенка не нормализуется, подчинения интересов всей семьи коррекционному процессу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"
В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...
Как помочь родителям ребёнку полюбить чтение. Беседе для родителей
Как научит любить читать ученика...
Беседа для родителей АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ
Беседа для родителей на родительском собрании АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ...
Беседа для родителей "Советы родителям по обучению ребёнка чтению"
Советы родителям по обучению ребенка чтению. Первые правила, обязательные для успешного обучения чтения. ...
Беседа с родителями "Наука быть родителями"
Все мы знаем цитату из произведения Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Фраза, сказанная великим писателем бол...
Беседы для родителей будущих первоклассников. Беседа первая.
Как определить, готов ли ребенок стать первоклассником....