Если ребёнок путает и пропускает буквы на письме. Рекомендации логопеда.
презентация к уроку по логопедии

Свиридова Ольга Юрьевна

Иногда ребёнок даже с хорошим звукопроизношением при овладении письменной речью допускает нелепые ошибки: путает и пропускает буквы на письме.

Некоторые родители считают, что эти глупые ошибки ребенок совершил из-за невнимательности, но на самом деле, их причина может быть логопедической.

Стойкое проявление таких специфических (т.е. не связанных с применением орфографических правил ) ошибок на письме называется дисграфией.. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_logopeda.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если ребёнок путает и пропускает буквы на письме. Рекомендации логопеда. Презентацию выполнили: учителя-логопеды ГБУ ДО ЦППМСП Московского района г. Санкт-Петербурга Самойлова А.Н., Свиридова О.Ю.

Слайд 2

Ребёнок часто допускает нелепые ошибки: путает и пропускает буквы на письме невнимательность дисграфия В чём причина?

Слайд 3

Что такое дисграфия? « Ма шы на » ( орфографическая ошибка) « Ма с ина » « мш ина » ( дисграфические ошибки) МАШИНА

Слайд 4

Механизм овладения письменной речью – сложная мыслительная операция, в процессе которой участвуют сразу несколько анализаторов : речеслуховой - помогает произвести отбор нужного звука; речедвигательный - помогает осуществить проговаривание; зрительный - участвует в подборе соответствующих графем (букв); двигательный - с его помощью осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки.

Слайд 5

Вероятность возникновения дисграфии выше, если: ребенок левша или правша, переученный из левшей; в семье говорят на двух или более языках; у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием; ребенок с общим недоразвитием речи, который по речевым показаниям посещал логопедические занятия; у ребенка вялая артикуляция, он нечетко произносит звуки;

Слайд 6

ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению; неврологом ребенку поставлен диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или ЗПР (задержка психического развития).

Слайд 7

Следует обратиться к специалисту, если ребенок: плохо различает и произносит звуки; с трудом учит стихи; путается в порядке следования времён года и дней недели; плохо ориентируется в понятиях «право» – «лево»; затрудняется в составлении рассказа по серии картинок; никак не может научиться завязывать шнурки и застёгивать пуговицы.

Слайд 8

При нарушении письменной речи показаны консультации невролога, офтальмолога и отоларинголога . Эти специалисты выявят органические причины нарушения и исключат из анамнеза ребёнка патологии зрения и слуха. Анализ уровня сформированности речевой функции осуществляется логопедом . Задачами диагностики письменной речи служат: - разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания; - определение вида дисграфии, так как именно от этого зависит специфика коррекции (на что следует обратить наибольшее внимание).

Слайд 9

Виды дисграфии: Акустическая дисграфия Связана с нарушением фонемного распознавания. Ребёнку сложно различать близкие по звучанию звуки. гласные: о-у (« гол О би » - голУби ), звонкие и глухие согласные (« Т ерево » - Дерево), мягкие и твёрдые согласные (« шл А па » - шлЯпа ), шипящие и свистящие согласные (« ма С ина » - маШина ), а ффрикаты (сложные звуки) и их компоненты (« С ентнер » - Центнер).

Слайд 10

Акустическая дисграфия (пример)

Слайд 11

Акустическая дисграфия (пособия)

Слайд 12

Виды дисграфии Оптическая дисграфия Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных представлений. Обычно ребёнок: добавляет лишние элементы к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимает их, например, вместо « у » получается « и », « л » - « м », « п » - « т », « и » - « ш »; путает буквы с похожим написанием, но различным расположением в пространстве, например, « ш » и « т », « б » и « д »; пишет буквы в зеркальном отражении — характерно для левшей.

Слайд 13

Оптическая дисграфия (пример)

Слайд 14

Оптическая дисграфия (пособия)

Слайд 15

Виды дисграфии Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Причина ее возникновения затруднения при делении предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Примеры: с литное или раздельное написание слов « Лето мпор еке и дут пароходы. » (Летом по реке идут пароходы ). пропуски согласных при их стечении ( «до жи » – дожди, « д ек и » – деньки, « сост ал яют » – составляют ); пропуски гласных (« де вч ки » – девочки, « пошл » – пошли, « тч ка » – тачка); перестановки букв (« п а к ельки » – капельки, « ку лк а » – кукла); добавление букв (« весна я » – весна); пропуски, добавления, перестановки слогов (« в ес ипед » – велосипед).

Слайд 16

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (пример)

Слайд 17

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (пособие)

Слайд 18

Виды дисграфии Артикуляторно -акустическая дисграфия. Ребёнок пишет так, как произносит, опираясь в ходе проговаривания на дефектное произношение звуков. « л ыба » (рыба, в устной речи ребёнок произносит также « лыба » ), « ко с ка » (кошка, в устной речи ребёнок произносит также «коска» ),

Слайд 19

Виды дисграфии Аграмматическая дисграфия. Возникает вследствие недоразвития грамматического строя речи (морфологических и синтаксических обобщений). Например: « козлёнки » ( козлята) много « деревов » (деревьев) « За дома сарай » (За домом сарай.) « Истеплыя стран летят грачи .» (Из теплых стран летят грачи.)

Слайд 20

Аграмматическая дисграфия (пример)

Слайд 21

Аграмматическая дисграфия (пособие)

Слайд 22

Виды дисграфии Смешанная дисграфия - наиболее часто встречающийся дефект. Это комбинация из различных форм нарушения письменной речи. В ее основе находится несформированность не одной, а сразу двух или даже нескольких операций письма, что в значительной мере усугубляет общую картину нарушения.

Слайд 23

Смешанная дисграфия

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для преодоления пропуска букв в письме.

Данный материал содержит комплекс игр, которые я как учитель начальных классов использую на уроках русского языка. Цель используемых мной упражнений- преодоление пропуска букв в письме....

Поможем ребёнку избавиться от пропуска букв в словах

В брошюре предложены разнообразные упражнения и речевой материал для занятий родителей с детьми в домашних условиях....

Пропуски букв на письме у детей младшего школьного возраста.

Одна из центральных проблем, возникающих у детей на начальной стадии обучению письму - это пропуск букв. Это случается потому, что- недостаточно развит фонематический слух;- слабо развито внимание;- н...

Урок русского языка на тему "Причины ошибок на пропуск букв при письме и способы их устранения "

Урок русского языка на тему "Причины ошибок на пропуск букв при письме и способы их устранения "...

Консультация для родителей "Причины и способы устранения пропуска букв при письме".

 Выступление на родительском собрании. В настоящее время немало родителей и учителей наблюдают у детей проблему пропуска букв в словах. Ребенок пишет, старательно выводя каждую буковку, а ...

Если ребёнок путает и пропускает буквы. Рекомендации для родителей.

В буклете содержатся рекомендации для родителей, чьи младшие школьники путают и пропускают буквы при чтении и на письме. Даны примерные упражнения для коррекции....