"Школьные трудности" для родителей
консультация по логопедии

Чудинова Ольга Ивановна

Цикл встреч для родителей, направленный на разъяснение трудностей письменной речи и пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnye_trudnosti_dlya_roditeley.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Школьные трудности» для родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение – это процесс взаимодействия специалиста и психически здоровых людей, направленный на создание условий для личностного развития, формирование необходимых компетенций и поддержку в сложных жизненных ситуациях. Из всего многообразия определений данного термина это наиболее четко характеризует и обрисовывает цель сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Немало родителей сталкиваются впервые с психолого-медико-педагогической комиссией в начальной школе и вероятностью получить адаптированную образовательную программу для своего ребенка. Они попадают в «сложную жизненную ситуацию» и сталкиваются со всеми стадиями принятия сложившейся картины, в этот период наиболее остро стоит вопрос поддержание родительского потенциала, повышения компетенции по вопросам психофизиологических особенностей младшего школьного возраста, возможных отклонений развития, очевидных трудностей периода и возможных путей помощи ребенку.

С целью повышения компетенции родителей были разработаны семинары-практикумы, освещающие самые актуальные трудности младших школьников, ниже приведено краткое содержание встреч.    

        Первая встреча является вводной и охватывает общие вопросы: «Психофизиологические особенности развития младшего школьного возраста». Цель данной встречи осветить не только особенности возраста, описание которых достаточно широко представлены в литературных источниках, но и дать практические советы взаимодействия взрослого и ребенка.

        Тезисно о психофизиологических особенностях детей 6-10 лет:

  • Замедляется рост и увеличивается вес;
  • Улучшается координация глаз и рук;
  • Сердечно-сосудистая система заметно отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений (работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут урока и после второго урока);
  • Совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий;
  • Произвольность познавательных процессов у детей 6-7, 10-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению;
  • Изменяется равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют (непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т. п.).

Общие рекомендации родителям детей 7-10 лет: нормализация режима дня, соблюдение гигиены сна, выделение ребенку собственного пространства, организация отдельного рабочего места, не совмещать поступление в 1 класс и новую секцию, по возможности отказаться от группы продленного дня, делегировать часть домашних дел, повышая ответственность и самостоятельность ребенка.

Дети с задержкой психического развития отстают от календарных норм их возраста, поэтому помимо общих рекомендаций целесообразно рекомендовать игры на развитие самоконтроля, произвольности, преодоления импульсивности. Особенность таких игр - наличии стоп-сигналов, например, детская игра «Море волнуется раз», «Тише едешь, дальше будешь» и т. п. Актуальны для такого ребенка внешние опоры-схемы, рисунки, алгоритмы действий, помогающие планировать и соблюдать план действий.

        Вторая встреча «Письмо. Возможные трудности и пути их решения» поможет родителю разобрать на группы ошибки в диктантах своего ребенка и убедиться, что, возможно, не так все страшно.

        Наиболее понятная родителям классификация нарушений письма- нейропсихологическая Ахутиной Т.В.:

Регуляторная дисграфия связана с отставаниями функций программирования и контроля произвольных действий, серийной организации движений и речи. Характерные ошибки: пропуск, вставка букв, слогов, слов; повторение предшествующих элементов букв, букв, слогов, слов (ледоход - ледоходох); предвосхищение последующих букв или слогов (на ветках – ва ветках); слитное написание двух слов; нарушение границ предложения (отсутствие заглавной буквы, точки в конце предложения); орфографические ошибки из-за проблем распределения внимания на орфограмму и само письмо.

Для преодоления трудностей важно вынесение вовне программы и дозирование заданий, рекомендуется учить с ребенком правила в игровой форме; составлять​ схемы предложений; при написании предложения в слове гласную букву писать красным карандашом, а согласную букву – ручкой, игры «Летела ворона»​, «Болгария»​, «Нос, пол, потолок», «Руки, ноги, голова»​, «Скалолаз»​; задания с четкой инструкцией, например, шагаем на гласную букву правой ногой, на согласную – левой и т. п. Деткам поможет посещение секций: танцы, ритмика, музыкальные инструменты (фортепьяно, барабаны).

Акустико-кинестетическая дисграфия связана с отставанием в развитии таких функций, как переработка слуховой информации и переработка кинестетической информации. Характерные ошибки: слухового выбора, т. е. замены и смешения звуков близких по звучанию (глухих-звонких, твердых-мягких, например, попадались – побадались, тепло - дебпло); кинестетического выбора, т. е. смешение звуков, близких по произношению, смешение букв, близких по написанию, смешение звуков, близких и по звучанию, и по написанию (ветер-ветел).

Для преодоления перечисленных трудностей без помощи учителя-логопеда не обойтись, необходимо детально проработать звуковой анализ, проводится работа над словарем, над слухоречевой памятью. В домашних условиях можно помочь ребенку предложив поупражняться в различении бытовых шумов​, птиц в лесу, разных животных в деревне​, искать звучащую игрушку​, хлопать под ритм​; тренировать с ребенком запоминание и воспроизведение ритмов. ​

Зрительно – пространственная дисграфия связана с отставанием в развитии холистической (Холи́зм (от др.-греч. «целый, цельный») стратегии переработки зрительно-пространственной, зрительной и слуховой информации. Характерные ошибки: трудности ориентировки на листе бумаги, нахождения начало строки, удержания строки; колебания наклона, высоты и ширины букв, раздельное написание букв внутри слова; устойчивая зеркальность при написании букв и цифр; трудности актуализации графического/двигательного образа букв; трудности запоминания зрительного образа слова; нарушение порядка букв в слове.

Для преодоления трудностей детям необходимы действия в пространстве во внешнем плане с проговариванием, помогут игры: «Робот», «Веселая зарядка», ​«Диспетчер и самолет»,​ «Твистер», ​«Говорящая скульптура», «Скульптура по инструкции»​, «Кривое зеркало», «Капризный фотограф», «Путаница».

        Третья встреча «Как облегчить процесс чтения».

Частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характер называется дислексией. В европейских странах выделяют только понятие «дислексия», включая в него все проблемы, связанные с письменной речью. Помимо рекомендаций, предложенных родителям на второй встрече, речь пойдет о более специфических упражнениях по коррекции трудностей чтения.

Упражнения на закрепление образа букв, слова: телесные буквы, письмо буквы на спине и на ладонях, чтение пунктирно написанных букв, слов, «зашумленных» слов (слова перечеркнуты сверху), чтение слов с прикрытой нижней половиной букв, чтение наложенных друг на друга слов, .  

Упражнения на развитие программирования и контроля произвольных действий: чтение с повторным произнесением некоторых слов (например, повтор только второго слова в предложении), чтение текста через слово, чтение текста и хлопок ладонью о стол на каждое первое слово.

Упражнения на развитие смысловой догадки: отделение слов от псевдослов (слова - дорога, трава, псевдослова - одыгк, двлощ), восполнение окончаний слов в тексте (Пошел сер.. кот поздн.. вечер.. гулять), чтение текста с пропущенными буквами в середине слов (По.хватил р.чей мой корабл.. и понё. его), чтение слов через «решетку» (из листа белой бумаги размером с печатную страницу вырезается решетка с вертикальными прорезями шириной 1-2 см, между ними остаются столбцы шириной 0.5см.).

        Упражнение на развитие скорости чтения: чтение одного и того же рассказа многократно (сначала читает родитель, затем этот же текст ребенок в течение минуты, ставит отметку, отдых, чтение текста с начала опять в течение одной минуты); упражнение «Буксир» - быстро читать по очереди со взрослым неустановленный отрезок текста; чтение со скоростью молнии (при команде «молния» ребенок максимально ускоряет темп чтения).

        Только активное взаимодействие всех субъектов психолого-педагогического сопровождения позволит предупредить возникновение проблем развития, обучения и социализации ребенка.

Список литературы:

  1. Адушкина К. В., Лозгачёва О.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования. Учебное пособие. Екатеринбург, 2017 г.
  2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход: учебное пособие для студентов высших учебных заведений…ФГОС ВО – Москва: Академия, 2015 г.
  3. Корнев А. Н., Нарушения чтения и письма у детей. Второе изд. — СПб., 2003.
  4. Корнев А. Н., Дислексия и дисграфия у детей. — М., 1995.
  5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция, - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004.
  6. Психология младшего школьника [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2018 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  7. Сунцова А. В., Курдюкова С. В. Изучаем пространство с нейропсихологом. Москва: Генезис, 2016 г.
  8. Федина Л. В. Основы педагогического мастерства. Психолого-педагогическое сопровождение начального образования. Москва: Юрайт, 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Родительское собрание для родителей подготовительной группы детского сада "Дети и родители на школьном старте".

Цель собрания: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадапта...

Школьный психолог родителям первоклассников

Рекомендации психолога родителям первоклассника....

Рекомендации для родителей Советы родителям в воспитании детей младшего школьного возраста

                       Рекомендации для родителейСоветы родителям в воспитании детей младшего школьного возраста...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Методические рекомендации «Совместный школьный досуг родителей и детей как основа гармонизации внутрисемейных отношений»

Разработанные методические рекомендации«Совместный школьный досуг родителей и детей как основа гармонизации внутрисемейных отношений»предназначены для классных руководителей и членов родит...